Комплекс упражнений для определения
эмоционального состояния человека,
представленный ниже, может помочь разобраться в
многообразии чувств. Упражнение
|
Рис. 1 |
Цель. Упражнение проводится в начале курса, для того чтобы клиент провел параллель между своим эмоциональным состоянием и цветовым выражением этого состояния.
Материалы. Лист белой бумаги формата А4 с изображением лестницы, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами
лежит лист бумаги, на котором изображена
лестница. Закрасьте, пожалуйста, проемы лестницы
любыми цветами, но не забывайте, что верхний
проем — самый веселый, а нижний — самый грустный.
Время выполнения задания не ограничено.
Примечания: цветовая гамма не должна
ограничиваться основными цветами.
Для полноты диагностической информации после
выполнения задания можно обговорить с клиентом
выбор цветовой гаммы.
На основе цветового решения можно судить об
эмоциональном состоянии человека. (Рис. 1.)
Упражнение
«Две бабочки»
Рис. 2 |
Цель. Тренировка эмоционального состояния человека, переключения и устойчивости этого состояния.
Материалы. Лист бумаги с изображением двух одинаковых бабочек, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами две бабочки. Одна из них веселая, а другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, веселая бабочка или грустная. Также постарайтесь, пожалуйста, передать в цвете свое отношение к этим бабочкам.
Примечание: во время выполнения
клиентом этого задания психолог может оценить
эмоциональное состояние клиента. (Веселая
бабочка раскрашена теплыми розовым и желтым
цветами, а грустная – зеленым, фиолетовым, синим.)
Методику можно повторить через некоторое время.
Время выполнения задания не ограничено.
Методика не имеет возрастных границ и может
проводиться с детьми от 4,5 лет и со взрослыми
людьми. (Рис. 2.)
Упражнение «Пальчики-мордашки»
Рис. 3 |
Цель. Упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в понедельник — для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу — для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. Упражнение помогает наладить контакт с клиентом.
Материалы. Лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.
Примечания. В конце недели все
проводится по той же схеме.
После окончания работы обсудите рисунки с
клиентом, обговорите сложные ситуации, которые
произошли за неделю. Методика дает хороший
психотерапевтический эффект, помогает клиенту
раскрыться перед психологом. (Рис. 3.)
Упражнение
«Добрая фея — злая фея»
Рис. 4 |
Цель. Тренировка смены эмоционального фона настроения.
Материалы: лист белой бумаги формата А4 с изображением феи, вертикально разделенное пополам, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами картинка с изображением феи. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — добрая, а правая — злая. Раскрасьте, пожалуйста, эту фею, но не забывайте о половинках.
Примечания. После завершения работы
нужно обсудить с испытуемым выбор цветовой
гаммы, чередование цветов и связь их с
эмоциональным состоянием испытуемого. Методика
разработана для детей, но может быть
использована для взрослых людей с
эмоциональными проблемами.
(Рис. 4.)
Упражнение
«Небо и облако»
Рис. 5 |
Цель. Проводится для того, чтобы клиент мог отрефлексировать свои переживания, скрытые эмоции и перевести их во внешний уровень.
Материалы. Лист белой бумаги формата А4, акварельные краски, кисть.
Инструкция испытуемому. Перед вами
лежит лист бумаги. Сегодня мы с вами будем
рисовать небо, но это будет необычное небо. Оно
необязательно должно быть голубого цвета. Ваше
небо будет такого цвета, какое у вас сейчас
настроение. Подумайте, какого цвета ваше
настроение, и нарисуйте небо. Цвета можете
смешивать.
А теперь нарисуйте облако. Оно тоже будет
необычным. Подумайте, что можно было бы изменить
в вашем настроении, и нарисуйте облако немного
ниже неба.
Время выполнения не ограничено.
Примечания. Оценку эмоционального состояния человека по цвету неба и облака можно проводить по типу цветового теста Люшера (небо — первичный выбор, облако — вторичный выбор). (Рис. 5.)
Упражнение «Веселый принц — грустный принц»
Рис. 6 |
Цель. Тренировка смены эмоционального фона настроения.
Материалы. Лист белой бумаги формата А4 с изображением принца, вертикально разделенный пополам, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением принца. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — веселая, а правая — грустная. Раскрасьте, пожалуйста, этого принца, но не забывайте о половинках.
Примечания. После окончания работы
можно обсудить с испытуемым выбор цветовой
гаммы, чередование цветов и связь их с
эмоциональным состоянием испытуемого.
Методика может быть использована для тренинга
быстрого переключения эмоциональных состояний
(от радости до грусти и обратно).
Упражнение было разработано для детей, но может
быть использовано для взрослых с эмоциональными
проблемами. (Рис. 6.)
Упражнение
«Цветик-семицветик»
Рис. 7 |
Цель. Оценка и тренировка эмоционального состояния, а также выяснение уровня самооценки человека.
Материалы. Лист белой бумаги с изображением цветка с семью лепестками (один лепесток оторван), цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами
лежит картинка с изображением
цветика-семицветика. Раскрасьте, пожалуйста,
этот цветок, но помните, что все лепестки должны
быть разного цвета.
А теперь представьте, что этот цветок — весь мир
вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке
крестиком.
Время выполнения упражнения не ограничено.
Примечание. По тому, где клиент
отметил себя, можно узнать его место в социуме, а
также понять эмоциональное состояние и
стрессоустойчивость.
Возраст испытуемых не ограничен. (Рис. 7.)
Упражнение «Мишкина семья»
Рис. 8 |
Цель. Понять характер
взаимоотношений в семье, а также взгляды членов
семьи на свои проблемы. Данное упражнение хорошо
использовать в семейном консультировании, когда
присутствуют проблемы с родителями и с детьми, но
в индивидуальном порядке.
Материалы. Лист белой бумаги формата А4
с изображением Мишкиной семьи, цветные карандаши
или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами
картинка с историей из жизни семьи медвежонка.
Мишка и его папа куда-то идут. Как вы думаете,
куда? Какое настроение у Мишки? А у его папы? О чем
они думают? Раскрасьте их теми цветами, какими
захотите. Но не забывайте о характере Мишки и его
папы!
Примечания. Так как у Мишки и его папы не
прорисованы мордочки, обратите внимание на то,
нарисует ли клиент выражение мордочки медведей.
После выполнения работы необходимо обговорить с
клиентом все мелочи, выбор цвета, прорисовку
выражения мордочек.
Методика помогает клиенту раскрыться перед
психологом, рассказать о своих проблемах. (Рис. 8.)
Упражнение «Дерево»
Рис. 9 |
Цель. Определение эмоционального состояния человека.
Материалы. Четыре изображения дерева: летом, осенью, зимой и весной; лист белой бумаги формата А4 с изображением дерева без листьев; цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка, на которой изображено четыре дерева: летом, осенью, зимой и весной, — и бланк для выполнения задания, на котором изображено дерево без листьев. Внимательно посмотрите на картинку с разными деревьями и представьте себе, что вы — одно из них. Вспомните события последнего времени, свои мысли, чувства, эмоции. Подумайте, на какое дерево вы похожи. А теперь нарисуйте это дерево на бланке.
Примечания. После того как испытуемый нарисовал дерево, необходимо обсудить его выбор. В это время происходит обсуждение мыслей, чувств, эмоций человека, событий, которые слишком сильно его затронули. Это помогает клиенту выговориться, вступить в тесный контакт с психологом. (Рис. 9.)
Наталья ГОРЯЧЕВА,
педагог-психолог,
г. Москва