Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ

Цикл занятий по целеполаганию
для педагогов

Занятия проходили в детском санатории в течение одной смены – 21 дня.

Цель. Научить педагогов ставить цели собственной деятельности и планировать их достижение.
Задачи. Осознание педагогами целей собственной педагогической деятельности; формулирование ими целей и задач собственной деятельности; конкретизирование целей и задач с помощью категорий цели в когнитивной и аффективной областях.
Оборудование.
Магнитофон и аудиозаписи для создания фона к медитативному упражнению.
Краски (гуашь и акварель).
Кисти разных номеров.
Восковые мелки, цветные карандаши.
Тетради, ручки.
Листы формата А4, А3, А2.
Схемы, таблицы, описанные в приложениях 1, 4, 5, 6.

ДЕНЬ 1

Содержание занятия

День начинается с приветствия, решения организационных вопросов.
После беседы о необходимости большего внимания к постановке целей, о том, что именно цель определяет выбор содержания деятельности, педагогам предлагается ответить на вопросы (письменно):

— Что хотели бы получить в результате работы вы?
— Что получат в результате вашей работы коллеги?
— Что получат в результате вашей работы дети?

Затем из получившегося списка выбираются цели, достижение которых действительно важно для педагогов.

Из выбранных целей предлагается отметить только те, что реально достижимы за определенный срок (в нашем случае это 21 день).

Комментарии
В начале цикла каждый педагог получил в подарок рабочую тетрадь, где и выполнялись задания.
Работу на этом этапе надо проводить по типу «мозгового штурма», не оценивая приходящие на ум ответы на соответствие социально приемлемым.
Можно рассказать о существовании «алиби»-целей (мы декларируем их для того, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих), амбивалентных целей и целей, которые действительно нас интересуют.
Подытожив результаты выполнения этого задания, мы с педагогами одной из групп обнаружили, что для некоторых из нас важнее не педагогические цели и задачи, а собственное состояние. Это стало предметом дискуссии.

После выбора приоритетных результатов собственной деятельности переходим к знакомству с формальными требованиями к формулировке цели (Приложение 1).
Ознакомившись с требованиями, педагоги пытаются самостоятельно сформулировать свою цель.

Комментарии
Помимо формальных требований существуют требования к содержанию целей: они определяются учреждением. В нашем случае эти требования были описаны в Положении о конкурсе программ отрядной деятельности (программы должны быть развивающими, гуманистической направленности, должны учитывать специфику санатория и т.д.).
Обычно сразу не все получается или получается, но «что-то не то». Успокойте коллег: цель еще будет уточняться, переформулироваться.

Участникам предлагается описать свою цель с помощью
— прилагательных,
— существительных,
— глаголов.
Дается домашнее задание: написать небольшое эссе на тему «Как я представляю свою цель» (используя результаты нашего занятия).

Комментарии
Я предлагаю коллегам представить, что они пишут статью для родителей своих будущих воспитанников в нашу заводскую газету.

Завершение занятия может проходить по-разному: подведение итогов дня, небольшое релаксационное упражнение, напутствие и др.

ДЕНЬ 2

Содержание

Приветствие, настрой на работу.
Участникам предлагается представить результаты выполнения домашнего задания. Выполняется упражнение «Иллюстрирование цели»: «Каждый из вас будет зачитывать свое эссе, остальные же будут выступать в роли иллюстраторов: во время выступления коллеги готовят небольшой набросок, наглядно изображающий сказанное».
Кто-то зачитывает эссе (при этом сформулированная цель не зачитывается), остальные делают наброски. После того как все представили результат выполнения домашнего задания, каждому предъявляются наброски, даются пояснения к ним.
После этого педагоги рисуют свой собственный набросок-метафору, набросок — образ своей цели.

Комментарии
Таким образом каждый участник получает «обратную связь», представление о том, что показалось важным, что «зацепило» других участников в рассказе. Иногда случалось так, что пояснения иллюстраторов не совпадали с тем образом, который описывался в эссе. В этом случае мы пытались выяснить, в чем причина: цель некорректно сформулирована или нечетко описана.
Данное задание позволяет, во-первых, подготовить почву для определения этапов достижения цели, а во-вторых, подготовить пояснительную записку к программе.

Дается домашнее задание: подготовить ответы на вопросы:
— Почему именно в выбранном вами возрасте важно развивать и воспитывать то, что вы предлагаете?
— Что известно науке о том, что вы предлагаете развивать и воспитывать?
Завершение, подведение итогов.

ДЕНЬ 3

Содержание

Приветствие, настрой на работу.
День начинается с рассмотрения собственных образов цели и медитативного упражнения «Мой путь к цели» (Приложение 2).
Каждому участнику предлагается нарисовать карту пути, где конечный пункт — это итог упражнения «Иллюстрирование цели». Используются рисунки к упражнению, сделанные во второй день.
После представления карты идет обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
— Как вы будете добираться до своей цели?
— Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
— На какую помощь вы можете рассчитывать?
— Какими ресурсами вы будете пользоваться?
— Как вы узнаете, что ваша цель достигнута?
Другие участники могут высказывать свое впечатление от карты, свои мнения, предложения, могут задавать вопросы.
В ходе обсуждения карты могут видоизменяться.

Комментарии
Обсуждение заканчивается тогда, когда на карте, по ощущению автора, не осталось дискомфортных областей (в своей работе я использую рекомендации, описанные в Приложении 3).
В моей практике были случаи, когда путь не вел к цели: рисунок цели не являлся продолжением нарисованной дороги, а оказывался в стороне. Случалось, что на пути было много препятствий. На вопрос «Нужны ли вам эти препятствия?» был дан ответ: «Так обычно происходит в жизни». То есть человек говорил не о своих желаниях и предпочтениях, а о том, что должно быть. После нескольких изменений картины автор, по его собственным словам, почувствовал облегчение.
Иногда видоизменялся и образ цели: части этого рисунка становились частями пути.

Завершение, подведение итогов.

ДЕНЬ 4

Содержание

Приветствие, настрой на работу.
Краткое введение, основная мысль которого заключена в словах: «Задача — есть шаг на пути к цели. Все поставленные задачи должны вести к цели».
Участникам предлагается продумать и записать алгоритм постановки цели, используя имеющийся опыт. Таким образом, педагогам нужно ответить на вопрос: «Какие шаги нужно сделать, чтобы правильно сформулировать цель?»
После самостоятельной работы участников результаты обсуждаются и сравниваются с таблицей (Приложение 4).
Затем идет знакомство со способами постановки целей.
1. Через содержание (нельзя определить результат, меру успеха).
Примеры: «дать понятие», «дать определение».
2. Через действия педагога (не видно воспитанника, не всегда можно определить меру успеха).
Примеры: «научить», «провести опрос».
3. Через действия воспитанника, через результат деятельности (Приложения 5 и 6).

Комментарии
На этом этапе цели снова могут уточняться, по-новому формулироваться.

После этого, исходя из собранного материала (см. вопросы домашнего задания Дня 2), участники ставят задачи к своей цели.
Затем идет представление результатов работы, обсуждение.
Завершение, подведение итогов.

ДЕНЬ 5

Содержание

Приветствие, настрой на работу: «Установление целей позволяет приобрести критерии, по которым можно судить, важно ли то, что вы делаете. Цель должна быть диагностична, цель есть мера успеха работы».
После подобного краткого введения педагоги знакомятся с категориями целей К. Блума в аффективной и когнитивной сферах (Приложения 5 и 6), после чего пытаются описать свою цель в данных категориях. Результаты выполнения этого задания затем обсуждаются.

Комментарии
Необходимо отметить, что подобное описание цели достаточно трудно для участников. Однако опыт показывает, что эта работа позволяет четко определить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели.

Завершение, подведение итогов.

ДЕНЬ 6

Этот день — факультативный. В основном оказывается помощь участникам в решении наиболее трудных вопросов, связанных с постановкой, формулировкой и описанием целей и задач.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Требования к формулированию цели

1. Формулировка в позитивных терминах.
2. Цель должна быть предельно конкретна.
3. Формулировка дает ясное представление о результате.
4. Достижение цели в принципе должно зависеть от того, кто эту цель ставит.
5. Достижение цели не наносит ущерба другим людям.

Приложение 2

«Мой путь к цели»

Представьте свою цель, ощутите ее — это то, что вам необходимо. К любой цели есть путь — далекий или близкий, трудный или легкий... Каким будет ваш собственный путь к цели? К той цели, что вы представили?
Представьте себе начало этого пути. Что лежит перед вами: широкая, прямая дорога или узкая, извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг, второй... Что окружает вас? Что вы слышите? Что чувствуете, когда идете к своей цели?
Быть может, вам встречаются препятствия... Как вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую местность вы преодолеваете на своем пути к цели: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
Возможно, где-то вам предстоит сделать остановку. А может быть, вы будете идти, не останавливаясь.
Представьте, что наконец-то вы достигли своей цели... Как вы узнали, что это она? Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?
Сохраните этот образ в своем воображении и возвращайтесь в наш кабинет.

Приложение 3

Инструкция по обсуждению изобразительного материала

1. Дайте клиенту рассказать о своей работе так, как он этого хочет.
2. Попросите клиента прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы, персонажи.
3. Попросите клиента описать работу от первого лица и, возможно, сделать это для каждого из элементов изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы независимо от того, являются ли эти части персонажами или объектами.
4. Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, ведущий может дать свое объяснение, однако следует спросить клиента, насколько это объяснение представляется ему верным.
5. Побуждайте клиента фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может это осознать.
6. Старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания клиента.
7. Помогайте клиенту осознать связь между его высказываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавая ему вопросы о том, что в его жизни и как может отражать его работа.
8. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке.
9. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности если есть основания для такого предположения.
10. Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, после ее завершения.
11. Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых готов.
12. Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы.

Приложение 4

Алгоритм постановки цели

1. Прояснение собственных потребностей:
— анализ текущей ситуации,
— чего вы хотели бы добиться.
2. Прояснение возможностей.
3. Выбор цели.
4. Уточнение цели.
5. Планирование достижения цели (задачи ставятся согласно пп.1–4).
6. Проверка согласованности цели и задач.
7. Контроль своих достижений: определение меры успеха.

Приложение 5

Категории учебных целей в когнитивной области

Приложение 6

Категории учебных целей в аффективной области

ЛИТЕРАТУРА

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1998.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
Фопель К. Психологические группы. М.: Генезис, 2000.
Материалы семинара Е.А. Липатовой «Педагогические технологии обучения», проводившегося на базе Гуманитарно-юридического лицея № 86 г. Ижевска в 1998 г.

Лариса ТЕЛЬНОВА,
г. Ижевск