Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


РЕПОРТАЖ

«ВЫ УБЕЖДАЕТЕ НАС В ТОМ,
ЧТО МЫ НУЖНЫ!»

24 апреля в рамках Второго московского педагогического марафона
учебных предметов прошел День школьного психолога

Что для наших гостей День школьного психолога? Судя по большинству отзывов — праздник, который состоит из радости встреч с коллегами и постоянными авторами газеты, а также посещения наших многочисленных мероприятий.
Что для нас, создателей газеты, этот день? Безусловно, тоже праздник. Праздник общения с читателями, причем не только постоянными, но и потенциальными.
То, что происходило на Дне школьного психолога, можно сравнить с жизнью большого муравейника, где все движется, постоянно меняется и действует сообразно своим планам.

В ТЕСНОТЕ, НО...

Как и в прошлом году, марафон проходил в Московском доме учителя. Наверное, только самые ранние гости смогли по достоинству оценить красоту этого старинного особняка. Когда число участников перевалило за тысячу, было уже не до красоты...
Хотя мы и старались свести негативные технические моменты (теснота, нехватка стульев) к минимуму и даже закупили много дополнительных складных стульчиков, на ряде мероприятий сидячих мест все равно не хватало.
Об этом нам сообщили в отзывах некоторые гости:

Очень тяжело (физически) было принять участие в марафоне из-за отсутствия свободных мест во всех залах.

(Без подписи)

Тесно! Невозможно попасть ни в одну аудиторию!

(Без подписи)

Были и совсем сердитые послания:

Если вы не можете обеспечить свободный вход, то или меняйте место проведения марафона, или рассылайте пригласительные на то количество педагогов, которое можете принять!

В.А. Новикова

Последнее, правда, уже больше похоже на ультиматум. Но, дорогие коллеги, мы же приглашали вас поучаствовать в бесплатном массовом мероприятии и приложили все усилия для того, чтобы каждый нашел там для себя что-то интересное и полезное. Да и участие в Дне школьного психолога — дело добровольное.
Что касается помещения, то Московский дом учителя — самый подходящий вариант для такого мероприятия. Он достаточно велик, в нем много помещений. И администрация Дома учителя уже второй год идет нам навстречу, предоставляя все это в наше распоряжение на длительный срок.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

И.В. Дубровина с сотрудниками организовали на семинаре живое обсуждение будущего психологической службы
И.В. Дубровина с сотрудниками
организовали на семинаре
живое обсуждение будущего
психологической службы

Судя по заполненным и сданным анкетам, на Дне школьного психолога присутствовали 1015 человек. Мы очень гордимся тем, что наши читатели столь активны. Марафон длился почти месяц: каждому предметному изданию нашего издательского дома был посвящен свой день. И вот — среди всех мы по количеству участников вышли на почетное третье место! Впереди нас только День учителя начальной школы — 1331 человек и День учителя английского языка — 1060 человек. При этом надо учесть, что преподавателей этих предметов в Москве гораздо больше, чем школьных психологов.
Для сравнения: День учителя русского языка посетили 520 человек, литературы — 615. На некоторых мероприятиях было совсем просторно: от 200 до 300 человек.
В этом году нас ждала еще одна приятная неожиданность: география участников нашего марафона значительно расширилась и вышла далеко за пределы Москвы. К нам приехали коллеги не только из Подмосковья и близлежащих областей, но и с Чукотки, из Республики Марий Эл, из Кирова.
Надеемся, что география будет расширяться, а может быть, и мы начнем «гастролировать» по стране: такие предложения нам уже поступали.
Так вот, если вернуться к отзывам участников, то даже те из наших гостей, кто жестоко страдал от тесноты и многолюдности, все же главным посчитали содержание увиденного и услышанного:

Люди пытаются расслышать из-за дверей, о чем говорит выступающий, но из-за тесноты и невозможности сесть они вынуждены уходить. К столикам с литературой не подойдешь!
Но интересно на самом деле почти всё. Когда рабочих форм много, это хорошо. Каждая форма по-своему эффективна, если хватает пространства.
Спасибо вам!

(Без подписи)

А некоторые даже предлагают кардинальные меры по улучшению ситуации:

Может быть, из-за большого количества народа есть смысл провести мероприятие в два приема?

Но не все участники страдали из-за некомфортных условий. Поскольку я лично стояла на входе, встречая гостей и предлагая им анкеты, то со всей ответственностью могу сказать: примерно половина наших уважаемых гостей пришли уже после обозначенного как начало Дня школьного психолога времени. Вот им-то, в основном, мест и не досталось.
Кстати, как сообщили мне служащие Дома учителя, именно психологи являются самыми неорганизованными. Учителя-предметники приходили дружно к 10.00.
Из-за прибывающих после начала мероприятия гостей я и сама многого не смогла увидеть, услышать и сфотографировать.

НЕОЖИДАННЫЙ КОМПЛИМЕНТ

Слушатели не хотели отпускать М.Р. Битянову и после окончания мастер-класса
Слушатели не хотели отпускать М.Р. Битянову и после окончания мастер-класса

В первой части Дня школьного психолога происходило много интересного, куда попасть сильно опоздавшему человеку, действительно, было очень трудно.
При всем желании я не смогла даже протиснуться в Большой зал, где проходил мастер-класс кандидата психологических наук М.Р. Битяновой «Работа школьного психолога с педагогическим коллективом». Народ мужественно слушал Марину Ростиславовну стоя в проходах и дверных проемах в течение полутора часов.
Это взволновало даже местных служительниц, присматривающих за порядком. Одна из них удивленно сообщила напарнице: «Не могу понять, что там происходит? Уже больше часа стоят и слушают, а со сцены девушка им чего-то рассказывает! И никто не расходится!»
«Да это же психологи!» — внесла ясность собеседница и обреченно махнула рукой.
Будем считать, что это комплимент всем нам.
Похожая картина наблюдалась и около других аудиторий. Большой интерес вызвал семинар «Служба практической психологии образования: актуальное состояние и зона ближайшего развития» (ведущая И.В. Дубровина, доктор психологических наук, заведующая лабораторией Психологического института РАО).
Пристроившись вначале на краю подоконника, я решила временно покинуть это интересное мероприятие, поскольку служебный долг призывал меня посетить и остальные аудитории. Но это оказалось весьма опрометчивым поступком, поскольку обратно я уже войти не смогла...
Горячие дебаты возникли на семинаре кандидата психологических наук М.М. Семаго «Учет деятельности и ведение рабочей документации педагога-психолога», также собравшем большое число заинтересованных слушателей.
Неожиданно для нас такая острая тема, как «Профилактика наркотизма школьников», не вызвала интереса у психологов.
Зато мастер-классы, посвященные проведению тренингов в школе, проходили «на ура»: «Организация работы с подростками силами самих подростков» (ведущий Ю.Н. Журин, директор молодежного социально-психологического центра «Двери»), «Метафорический тренинг в школе» (ведущий И.В. Вачков, доктор психологических наук), «Как научиться вести тренинг? Особенности проведения тренинга в школе» (ведущая М.Н. Достанова, руководитель тренинг-центра «Генезис»).

БОГАТСТВО В РАЗНООБРАЗИИ

Самые смелые могли стать непосредственными участниками тренинга, проводимого центром «Генезис»
Самые смелые могли стать
непосредственными
участниками тренинга,
проводимого центром
«Генезис»

Нашли своих заинтересованных слушателей и такие узко тематические семинары, как «Работа психолога с последствиями кризисных ситуаций» (ведущая Е.В. Бурмистрова, кандидат психологических наук, директор Центра экстренной психологической помощи МГППУ), «Психолог в НОУ: специфика работы» (ведущая М.Р. Битянова, кандидат психологических наук), «ППМС-центр и школьный психолог: логика взаимодействия» (ведущая Н.Я. Семаго, кандидат психологических наук).
Под особенности помещения (Большой зал) пришлось подстраиваться Ал. Шадуре, и вместо мастер-класса «Психологическое консультирование детей и взрослых в работе школьного психолога» он провел семинар по этой же проблематике.
К великому сожалению, на встречу-презентацию «Богатство в разнообразии: опыт организации психологической службы в различных регионах России», которую проводили гости из Санкт-Петербурга и Самары, вначале пришло не очень много народу. Правда, потом, разобравшись, что к чему, подошли желающие послушать про интересные разработки коллег из этих «продвинутых» регионов.
Основным показателем эффективности проведенной работы можно считать слова искренней благодарности, которые мы получили от слушателей. Их было очень много! А один из самых ярких отзывов мне хочется процитировать:

У Достоевского есть такие слова: «Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека. Стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно». Так вот, вы убеждаете в обратном! И не только 24 апреля, а в каждом выпуске газеты. Спасибо!

Преподаватель психологии,
г. Пенза

Такие слова придают нам сил и желания работать как можно эффективнее!

Ольга РЕШЕТНИКОВА