Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Современная психология
мотивации

Под ред. Д.А. Леонтьева
М.: Смысл, 2002

В наше время, когда издается много книг по психологии, сборник статей тиражом в 1000 экземпляров рискует остаться незамеченным широким кругом профессиональных психологов и превратиться в издание для внутреннего пользования в среде академических психологов.
Тем более что, судя по названию и серии («Психологические исследования»), книга явно претендует на фундаментальность в изложении обозначенной проблемы. Кроме того, как следует из аннотации, она представляет научную школу факультета психологии МГУ, что само по себе настраивает на серьезное чтение.
Сборник состоит из трех разделов, каждый из которых по-своему интересен.
В первом разделе помещены статьи обзорно-аналитического характера, авторы которых знакомят с некоторыми теоретическими подходами к мотивации, в частности с историей идеи самоактуализации и ее современным состоянием, с исследованием мотивации достижения.
Статьи второго раздела знакомят с результатами исследований в области психологии мотивации и саморегуляции, в том числе мотивации демонстративного поведения и альтруистических поступков. Авторами обсуждаются вопросы соотношения мотивационных, эмоциональных и смысловых компонентов мыслительной деятельности, отрицательного влияния мотивации на познавательные процессы.
Прикладным проблемам психологии мотивации посвящен третий раздел книги — анализируются мотивационные механизмы школьного обучения и криминального агрессивного поведения.
Понятно, что такая книга может отпугнуть практикующего психолога, рассчитывающего прежде всего на получение конкретных рекомендаций. Ничего этого в книге нет, но она полезна тем, что побуждает к самостоятельным размышлениям, поискам и неординарным разработкам. В этой связи несомненный интерес для психологов, занятых в образовании и нацеленных на реализацию собственных оригинальных идей, представляют две статьи.
Во-первых, статья Т.О. Гордеевой, посвященная мотивации достижения. Автор обращает внимание на то, что успешное выполнение деятельности предполагает не только определенный уровень способностей, но и интерес к выполняемому делу, веру в собственные силы. По мнению автора, в современном индустриальном обществе потребность в достижении, наряду с потребностями в любви и принятии, может быть признана фундаментальной. Мотивация достижения имеет особое значение в областях жизни, ориентированных на определенный результат, к которым относятся учебная и профессиональная деятельность. Особенность данной статьи заключается в том, что в ней не только излагаются современные теоретические подходы к проблеме мотивации, но и приводятся многочисленные факты и наблюдения из школьной практики, обладающие самостоятельной ценностью.
Во-вторых, статья Е.Ю. Патяевой, в которой обсуждаются проблемы мотивации учения. Автор статьи не ограничивается критическим анализом современной школьной практики и, к сожалению, нередко сопутствующим ей нежеланием детей учиться, а предлагает модель самоопределяемого учения. В статье высказывается точка зрения о возможности построения мотивационного диалога ребенка со взрослым и совместного определения учебных действий.
В аннотации к сборнику сказано: «Адресуется психологам». Если вы нашли в себе смелость считать себя психологом, значит, эта книга для вас.

Марина СТЕПАНОВА