Методы диагностики
тревожности
Л.М. Костина
СПб.: Речь, 2002
В сборник методик и тестов, используемых для
диагностики тревожности, вошли методики, с
помощью которых изучаются различные аспекты
проявления тревожности, а также те, которые
позволяют исследовать это состояние в контексте
других личностных особенностей.
Рассматривая тревожность как «одну из
актуальных проблем, стоящих перед
психологом-практиком», Л.М. Костина не
ограничивается рамками какого-то одного
возраста, а рассматривает возможности ее
диагностики на всех возрастных этапах.
Книга состоит из трех глав. Первая посвящена
анализу различных методов исследования
тревожности в рамках психологии. В ней автор
рассматривает тревожность как одно из
психических состояний человека и знакомит с
основными направлениями его изучения
отечественными и зарубежными учеными.
Во второй части представлены диагностические
материалы для изучения тревоги и тревожности у
детей дошкольного возраста, школьников и
взрослых. Среди них большинство составляют
методики, адресованные самим клиентам. Для детей
дошкольного возраста предлагаются известные
проективные методики «Рисунок человека»,
«Выбери нужное лицо», для школьников и взрослых
людей — тестовые задания для самостоятельного
заполнения.
Среди диагностических методов, направленных на
изучение детей дошкольного возраста, есть такие,
которые используют результаты
непосредственного наблюдения и беседы с
родственниками.
Наименее удачным видится подбор методик для
детей школьного возраста. Здесь есть тестовые
задания, предусматривающие серьезный анализ
собственного эмоционального состояния, что не
всегда под силу детям не только младшего, но и
старшего школьного возраста.
Более разнообразные и интересные методы
исследования тревожности представлены в третьей
главе, где собраны методики, с помощью которых
можно исследовать тревожность в контексте
других личностных характеристик.
Для работы с дошкольниками и школьниками здесь
предлагается ряд рисуночных и проективных
методик: «Кактус», «Рука», «Контурный С.А.Т. — Н»,
«Рисунок семьи» и даже детский апперцептивный
тест (правда, с некачественным стимульным
материалом).
Для изучения личностных особенностей взрослых
людей Л.М. Костина, наряду с классическими
тестами и опросниками («Самооценка психических
состояний» по Айзенку, «Личностный опросник»
Бехтеревского института и другие специальные
нейро- и патопсихологические методики),
предлагает и ряд проективных: «Дом. Дерево.
Человек», «Несуществующее животное».
Правда, возрастное распределение рисуночных и
проективных тестов несколько удивляет. Почему,
например, тест «Рука», чаще используемый для
диагностики взрослых, отнесен к разряду детских
методик? А традиционно используемые в детской
психодиагностике тесты «Дом. Дерево. Человек» и
«Несуществующее животное» предназначаются
только взрослым клиентам?
Остается надеяться, что психологи смогут
самостоятельно разобраться в возможностях их
применения. Тем более что сами тесты
представлены автором четко и полно: с подробной
инструкцией и необходимыми материалами для
обработки и интерпретации результатов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |