Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Методы диагностики
тревожности

Л.М. Костина
СПб.: Речь, 2002

В сборник методик и тестов, используемых для диагностики тревожности, вошли методики, с помощью которых изучаются различные аспекты проявления тревожности, а также те, которые позволяют исследовать это состояние в контексте других личностных особенностей.
Рассматривая тревожность как «одну из актуальных проблем, стоящих перед психологом-практиком», Л.М. Костина не ограничивается рамками какого-то одного возраста, а рассматривает возможности ее диагностики на всех возрастных этапах.
Книга состоит из трех глав. Первая посвящена анализу различных методов исследования тревожности в рамках психологии. В ней автор рассматривает тревожность как одно из психических состояний человека и знакомит с основными направлениями его изучения отечественными и зарубежными учеными.
Во второй части представлены диагностические материалы для изучения тревоги и тревожности у детей дошкольного возраста, школьников и взрослых. Среди них большинство составляют методики, адресованные самим клиентам. Для детей дошкольного возраста предлагаются известные проективные методики «Рисунок человека», «Выбери нужное лицо», для школьников и взрослых людей — тестовые задания для самостоятельного заполнения.
Среди диагностических методов, направленных на изучение детей дошкольного возраста, есть такие, которые используют результаты непосредственного наблюдения и беседы с родственниками.
Наименее удачным видится подбор методик для детей школьного возраста. Здесь есть тестовые задания, предусматривающие серьезный анализ собственного эмоционального состояния, что не всегда под силу детям не только младшего, но и старшего школьного возраста.
Более разнообразные и интересные методы исследования тревожности представлены в третьей главе, где собраны методики, с помощью которых можно исследовать тревожность в контексте других личностных характеристик.
Для работы с дошкольниками и школьниками здесь предлагается ряд рисуночных и проективных методик: «Кактус», «Рука», «Контурный С.А.Т. — Н», «Рисунок семьи» и даже детский апперцептивный тест (правда, с некачественным стимульным материалом).
Для изучения личностных особенностей взрослых людей Л.М. Костина, наряду с классическими тестами и опросниками («Самооценка психических состояний» по Айзенку, «Личностный опросник» Бехтеревского института и другие специальные нейро- и патопсихологические методики), предлагает и ряд проективных: «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное».
Правда, возрастное распределение рисуночных и проективных тестов несколько удивляет. Почему, например, тест «Рука», чаще используемый для диагностики взрослых, отнесен к разряду детских методик? А традиционно используемые в детской психодиагностике тесты «Дом. Дерево. Человек» и «Несуществующее животное» предназначаются только взрослым клиентам?
Остается надеяться, что психологи смогут самостоятельно разобраться в возможностях их применения. Тем более что сами тесты представлены автором четко и полно: с подробной инструкцией и необходимыми материалами для обработки и интерпретации результатов.

Ольга РЕШЕТНИКОВА