Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


ИГРОТЕКА

«Я ПОСТУПАЮ УЧИТЬСЯ В...»

Профориентационная ролевая игра для старших воспитанников детского дома

В семье дети естественным образом приобщаются к жизни, ежедневно проживая истинные отношения, приобретая опыт оценок, суждений, поведения в реальной действительности.
Воспитанники детского дома закрытого типа лишены этой возможности. Они живут в изоляции от внешнего мира, в связи с чем испытывают дефицит общения, эмоциональных переживаний, недостаток информации об окружающих предметах и явлениях. Выходя в самостоятельную жизнь, дети, лишенные попечения родителей, оказываются неподготовленными к большинству жизненных ситуаций, очень трудно адаптируются в новых для себя условиях.
К сожалению, не каждый детский дом имеет в своем штате педагога-психолога, который бы оказывал квалифицированную помощь детям на протяжении всего времени пребывания в интернатном учреждении. Вот и в детском доме г. Углегорска Сахалинской области такого специалиста нет. Администрация учреждения обратилась ко мне, единственному в то время педагогу-психологу в районе, с просьбой провести мероприятие со старшими воспитанниками. Этим мероприятием стала профориентационная ролевая игра «Я поступаю учиться в...», методическую разработку которой я и посылаю на конкурс газеты «Школьный психолог».

Цели
Уточнить и конкретизировать профессиональный выбор подростков, активизировать их интерес к будущей профессии, смоделировать варианты поведения в проблемных ситуациях, развивать уверенность в себе.

Оборудование
Заготовка бюллетеня, фломастеры, билеты с заданиями-ситуациями, таблички с указанием ролей (для взрослых), табло результатов, индивидуальные маршруты участников, автобиографии участников (готовятся заранее в группе вместе с воспитателями).

Условия проведения
Перед игрой из группы выбираются 6 абитуриентов, а также 3 человека в пресс-группу. Остальные воспитанники распределяются между «поступающими» в качестве активных болельщиков.
В игре также участвуют взрослые, которые выступают одновременно и как жюри, и как действующие лица игры. Взрослых участников шестеро, четверо из них — люди, хорошо знакомые детям (воспитатели, учителя, представители администрации детского дома), а двое — совершенно чужие. Перед каждым из взрослых ставится табличка с указанием той роли, которую он исполняет в игре: директор детского дома, секретарь приемной комиссии, директор училища, комендант общежития, диспетчер АТП, милиционер.
Кто-нибудь из взрослых может быть приглашен дополнительно для работы с детьми в пресс-группе. Задача пресс-группы — вынести результаты прохождения участниками-абитуриентами этапов игры с бланков жюри на общее табло, подсчитывать сумму баллов, а также оформить готовый бюллетень игры, в котором обязательно отразить наиболее интересные и удачные моменты и поздравить всех участников с достигнутыми успехами (форма бюллетеня с рамками, иллюстрациями должна быть приготовлена заранее).
В течение игры каждый член жюри заполняет бланк, в котором ставит за один этап один балл только одному из шести участников — наиболее отличившемуся.

Бланк для жюри

Участник 1 2 3 4 5 6
Этапы
1
2
3
           
ХОД ИГРЫ

I этап

Задача: добраться до своего учебного заведения при условии, что тебя никто не сопровождает и у детского дома нет возможности доставить тебя прямо на место.
Каждый участник подробно объясняет свой маршрут от дверей детского дома до выбранного им учебного заведения (лучше, если участники заранее смогут начертить маршрут на ватмане и проследить свой путь с помощью указки). Участники выступают по очереди.
Затем абитуриентам предлагаются вынуть билет и найти выход из описанной в нем ситуации.

Билет № 1. Автобус под нужным тебе номером пошел не тем маршрутом, и ты едешь в неизвестном направлении. Что ты будешь делать?
Билет № 2. Твой автобус ушел на 10 минут раньше, и ты не знаешь, когда будет следующий. Как поступить и что делать с непригодившимся билетом?
Билет № 3. По дороге ты познакомился с мальчиком, который стал уговаривать тебя отложить поездку и пойти с ним. Как ты себя поведешь?
Билет № 4. Ты не рассчитал и вышел не на своей остановке. Что делать?
Билет № 5. Ты приехал по верному адресу, но оказалось, что нужного тебе учебного заведения в этом здании уже нет. Что делать дальше?
Билет № 6. Ты потерял деньги и обнаружил это перед самым отходом автобуса. Что делать?

Ситуации разыгрываются. В роли кондуктора, диспетчера, милиционера и т.д. выступает жюри. Жюри заполняет бланки протоколов. Результаты выносятся на общее табло.

II этап

Задача: сдать документы в приемную комиссию и устроиться в общежитие.
Каждый участник по очереди выступает с заранее подготовленной автобиографией. Затем игрокам вновь предлагаются билеты с ситуациями.

Билет № 1. Набор в группу, которую ты выбрал, уже закончен. Твои действия? К кому, как ты думаешь, ты мог бы обратиться?
Билет № 2. В приемной комиссии тебе предложили изменить свой выбор и записаться в другую группу. Твое решение?
Билет № 3. У тебя оказались не все документы, которые требуются. Как выйти из такой ситуации?
Билет № 4. Дверь с надписью «Приемная комиссия» закрыта. Что делать?
Билет № 5. Тебе нужен ордер, чтобы поселиться в общежитии, а также ключ от комнаты, постель и белье. Твои действия?
Билет № 6. Комната, которую тебе выделили в общежитии, тебя не устраивает. Кому и как ты будешь высказывать свои претензии?

Ситуации разыгрываются. Роли директора училища, секретаря приемной комиссии, коменданта общежития, кастелянши распределяются между членами жюри. По окончании этапа жюри заполняет бланки протоколов. Все результаты помещаются в общее табло.

III этап

Задача: пройти собеседование.
Участники по очереди отвечают на вопросы членов жюри, которые на этом этапе играют роль приемной комиссии. Примерные вопросы:

— Почему ты выбрал именно эту профессию?
— Какие способности помогут тебе овладеть этой профессией?
— Были ли у тебя запасные варианты или сомнения, куда идти учиться?
— Как ты представляешь себе работу по этой специальности?
— Кто помог тебе в выборе профессии?
— Какое качество ты считаешь самым важным для успешной учебы и работы по этой специальности?

И т.д.
По окончании этапа жюри заполняет бланки протоколов. Результаты заносятся в общее табло.

Подведение итогов

Пока суммируются баллы в общем табло, членам жюри предоставляется возможность высказаться по каждому этапу, акцентировать внимание на наиболее удачных действиях участников, отметить усилия каждого абитуриента, поделиться общим впечатлением от игры (1-е подведение итогов).
Затем оглашаются суммы баллов, набранные участниками за игру. Выявляется победитель (2-е подведение итогов).
Последней итоги своей работы представляет пресс-группа. Она вывешивает красочно оформленный итоговый бюллетень игры и комментирует те моменты и цитаты из ответов участников, которые запомнились и были использованы в бюллетене (3-е подведение итогов).
Затем следует награждение победителей и обсуждение игры уже всей группой старших воспитанников.

Елена ТАМОНОВА,
г. Шахтерск,
Сахалинская обл.