ЙОШКАР-ОЛА
(Республика Марий Эл)
26 марта 2003 года в средней школе № 5
«Обыкновенное чудо»
г. Йошкар-Олы состоялся семинар-практикум
для учителей начальной школы
Республики Марий Эл
|
Школу в Йошкар-Оле
так и хочется назвать
настоящим,
а не обыкновенным чудом
|
Команда педагогов и психологов поделилась с
коллегами своим опытом работы с детьми младшего
школьного возраста. Обсуждался вопрос о том, как
научить детей хорошо выполнять учебные действия
и чувствовать себя уверенно? Как сберечь этот
огонек в глазах ребятишек, который вспыхивает от
осознания того, что «я сумел, я понял, я знаю»?
Педагоги и психологи в течение трех предыдущих
лет знакомились с трудами Петра Яковлевича
Гальперина, с его теорией планомерно-поэтапного
формирования действий, а затем приступили к
разработке карт ориентировочной основы действий
(ООД). Были разработаны следующие их варианты:
«Фонетический разбор слова», «Морфологический
разбор существительного», «Морфологический
разбор прилагательного», «Списывание текста»,
«Запись текста под диктовку», «Работа с
предложением с прямой речью» и др.
Карты ООД были составлены на заседаниях
лаборатории педагогов школы.
Процесс был длительный. Сначала педагоги долго
спорили, искали правильное решение, более точную
формулировку, обращались к специальной
литературе. Затем на индивидуальных занятиях с
детьми проверяли логику пошаговой работы и ее
эффективность. И только после этого каждый
ученик получил свой экземпляр в специальную
тетрадь. На взгляд разработчиков, карты ООД —
настоящие помощники и ребенку, и педагогу.
Мы обсуждали на семинаре такое странное явление:
во многих учебниках публикуются алгоритмы
выполнения учебных действий, но на практике и
учителя, и психологи часто видят, что ученик,
используя памятку, все же не может качественно
выполнить учебное действие.
Ответ на вопрос «кто тут виноват?» мы нашли у П.Я.
Гальперина: «Вы виноваты! Вы! Если у него есть все
необходимые предпосылки, если вы создали
правильную схему, то показателем этого является
парадоксальное положение, что, пользуясь этой
схемой, человек, не умеющий выполнять без нее
какое-то действие, может выполнить его с первого
же раза правильно, и выполнять правильно каждый
раз далее...»
Участники семинара рассказали, что достаточно
7—8 занятий с подробным вариантом карты, и
некоторые шаги сокращаются, ребенок начинает
работать со сжатым вариантом, а затем и без карты.
Было высказано сожаление, что труды
П.Я. Гальперина были незаслуженно забыты и не
использовались длительное время в школах.
Приложение концепции Петра Яковлевича к учебной
деятельности дает ученикам возможность довести
выполнение многих действий до автоматизма.
Петр Яковлевич, выступая перед студентами,
говорил: «Многие выступают против автоматизации,
имея в виду, что она будто бы препятствует
творческому началу. Но здесь смешивают разные
вещи. Творчество заключается в том, чтобы решить
какую-то новую задачу. Но частичные способы
решения новой задачи должны быть хорошо
усвоены».
Слушатели семинара, разбившись на семь малых
групп, составили сами следующие карты ООД:
«Решение простой задачи», «Умножение
многозначного числа на однозначное», «Деление
многозначного числа на однозначное», «Разбор
слова по составу» и др.
Главный акцент, который был сделан на семинаре:
карты ООД позволяют учителю делать результат
усвоения учебных действий всеми учениками более
прогнозируемым, более управляемым.
Живой интерес у участников семинара вызвало
обсуждение вопроса о частях любого действия:
ориентировочной и исполнительной. П.Я. Гальперин
говорил о важности именно ориентировочной части:
«Решающие моменты в процессе образования
отдельных действий в их конечном качестве, в
успехе их применения, вообще в их роли для жизни
индивида зависят от качества ориентировочной
части действия».
В правильности этих слов Петра Яковлевича мы еще
раз утвердились при проведении семинара. Было
продумано все до мелочей: кто за что отвечает,
начиная с экскурсии с малыми группами по нашей
большой красивой школе. Темы выступлений, их
регламент, использование режима смены
динамических поз слушателей, так как объем
информации был большой. Чай-пауза, организация и
знакомство с выставкой «Из опыта работы».
Заключительный круг.
При подведении итогов семинара мы увидели,
услышали и почувствовали, что наша работа
поддержана коллегами, нашла у них положительный
отклик, желание использовать карты ООД в своих
школах, со своими учениками. Многие говорили о
своем желании встречаться вновь и обсуждать
вопрос формирования умений качественно
выполнять учебные действия.
Галина КИСЛИЦЫНА,
заместитель директора школы
по социально-психологическим вопросам |