Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2003


НОВОСТИ

ЙОШКАР-ОЛА
(Республика Марий Эл)

26 марта 2003 года в средней школе № 5 «Обыкновенное чудо»
г. Йошкар-Олы состоялся семинар-практикум
для учителей начальной школы
Республики Марий Эл
Школу в Йошкар-Оле так и хочется назвать настоящим, а не обыкновенным чудом
Школу в Йошкар-Оле
так и хочется назвать
настоящим,
а не обыкновенным чудом

Команда педагогов и психологов поделилась с коллегами своим опытом работы с детьми младшего школьного возраста. Обсуждался вопрос о том, как научить детей хорошо выполнять учебные действия и чувствовать себя уверенно? Как сберечь этот огонек в глазах ребятишек, который вспыхивает от осознания того, что «я сумел, я понял, я знаю»?
Педагоги и психологи в течение трех предыдущих лет знакомились с трудами Петра Яковлевича Гальперина, с его теорией планомерно-поэтапного формирования действий, а затем приступили к разработке карт ориентировочной основы действий (ООД). Были разработаны следующие их варианты: «Фонетический разбор слова», «Морфологический разбор существительного», «Морфологический разбор прилагательного», «Списывание текста», «Запись текста под диктовку», «Работа с предложением с прямой речью» и др.
Карты ООД были составлены на заседаниях лаборатории педагогов школы.
Процесс был длительный. Сначала педагоги долго спорили, искали правильное решение, более точную формулировку, обращались к специальной литературе. Затем на индивидуальных занятиях с детьми проверяли логику пошаговой работы и ее эффективность. И только после этого каждый ученик получил свой экземпляр в специальную тетрадь. На взгляд разработчиков, карты ООД — настоящие помощники и ребенку, и педагогу.
Мы обсуждали на семинаре такое странное явление: во многих учебниках публикуются алгоритмы выполнения учебных действий, но на практике и учителя, и психологи часто видят, что ученик, используя памятку, все же не может качественно выполнить учебное действие.
Ответ на вопрос «кто тут виноват?» мы нашли у П.Я. Гальперина: «Вы виноваты! Вы! Если у него есть все необходимые предпосылки, если вы создали правильную схему, то показателем этого является парадоксальное положение, что, пользуясь этой схемой, человек, не умеющий выполнять без нее какое-то действие, может выполнить его с первого же раза правильно, и выполнять правильно каждый раз далее...»
Участники семинара рассказали, что достаточно 7—8 занятий с подробным вариантом карты, и некоторые шаги сокращаются, ребенок начинает работать со сжатым вариантом, а затем и без карты.
Было высказано сожаление, что труды П.Я. Гальперина были незаслуженно забыты и не использовались длительное время в школах. Приложение концепции Петра Яковлевича к учебной деятельности дает ученикам возможность довести выполнение многих действий до автоматизма.
Петр Яковлевич, выступая перед студентами, говорил: «Многие выступают против автоматизации, имея в виду, что она будто бы препятствует творческому началу. Но здесь смешивают разные вещи. Творчество заключается в том, чтобы решить какую-то новую задачу. Но частичные способы решения новой задачи должны быть хорошо усвоены».
Слушатели семинара, разбившись на семь малых групп, составили сами следующие карты ООД: «Решение простой задачи», «Умножение многозначного числа на однозначное», «Деление многозначного числа на однозначное», «Разбор слова по составу» и др.
Главный акцент, который был сделан на семинаре: карты ООД позволяют учителю делать результат усвоения учебных действий всеми учениками более прогнозируемым, более управляемым.
Живой интерес у участников семинара вызвало обсуждение вопроса о частях любого действия: ориентировочной и исполнительной. П.Я. Гальперин говорил о важности именно ориентировочной части: «Решающие моменты в процессе образования отдельных действий в их конечном качестве, в успехе их применения, вообще в их роли для жизни индивида зависят от качества ориентировочной части действия».
В правильности этих слов Петра Яковлевича мы еще раз утвердились при проведении семинара. Было продумано все до мелочей: кто за что отвечает, начиная с экскурсии с малыми группами по нашей большой красивой школе. Темы выступлений, их регламент, использование режима смены динамических поз слушателей, так как объем информации был большой. Чай-пауза, организация и знакомство с выставкой «Из опыта работы». Заключительный круг.
При подведении итогов семинара мы увидели, услышали и почувствовали, что наша работа поддержана коллегами, нашла у них положительный отклик, желание использовать карты ООД в своих школах, со своими учениками. Многие говорили о своем желании встречаться вновь и обсуждать вопрос формирования умений качественно выполнять учебные действия.

Галина КИСЛИЦЫНА,
заместитель директора школы
по социально-психологическим вопросам