ПОХОДНАЯ БИБЛИОТЕКА
Выпускников вуза, который я заканчивала,
опытные директора школ и даже психологических
центров не очень охотно берут на работу в
должности «педагог-психолог».
Опасения их не всегда беспочвенны: «чистые
психологи», жуть сколько знающие про устройство
психики, готовые к решению изысканных
теоретико-исследовательских задач, с
любопытством ученого подходящие к изучению
различных интересных случаев отклонения от
нормы, они часто не способны к простейшему
диалогу с педагогом на общепонятном языке об
индивидуальных особенностях ребенка и
вытекающих из них требованиях к построению
процесса обучения.
Восполняя пробелы
«Что вас там, в альма матер, совсем педагогике
не обучали?» — спросил меня на втором году работы
в школе мой первый директор — умный, болеющий
душой за будущее своей школы, а оттого уже тогда,
в 80-х, готовый экспериментировать с психологией.
Нет, отчего же, обучали. Семестр — дидактика,
семестр — теории воспитания.
Помню учебник такой, красненький. Фамилию автора
уже не помню. Как, впрочем, и содержания. Осталось
впечатление, что его там и не было... Но это,
наверное, не так. Просто в 20 лет на фоне
головокружительных проблем нейропсихологии и
философской методологии Г.П. Щедровицкого это
казалось таким неважным.
И вот с тех пор, уже много лет подряд, я восполняю
пробелы в педагогических знаниях. Много книг
прошло через мои руки, и постепенно стала
складываться такая походно-переносная, очень
личная педагогическая библиотека школьного
психолога.
Походно-переносная — потому что она
многократно перемещалась вместе со мной в школу
и обратно: стоит забыть какую-то книгу на работе,
как она немедленно окажется востребованной дома
в выходные и наоборот. Очень личная — потому
что не претендует на объективно полный охват тех
психолого-педагогических задач, с которыми
психолог сталкивается в школе.
Собиралась библиотечка стихийно, от одного
похода в магазин — к другому, но она мне нравится
и очень помогает работать.
Я с удовольствием пользуюсь случаем и перебираю
эти знакомые и порядком зачитанные книжечки,
комментируя для читателя, что зачем и почему.
Самые главные вопросы
Получилось так, что чаще всего мне приходится
обращаться к психолого-педагогической
литературе, содержащей ответы на три вопроса.
Я перечислю их ниже, но сначала одно общее
замечание: с моей точки зрения, психолог в
образовании, прошу прощения за тавтологию,
должен быть очень хорошо образован. Конечно, он
не может знать тонкостей преподавания
конкретных предметов, но понимать
образовательный процесс вообще (с точки зрения
социального заказа, целей и задач, общих
закономерностей) он просто обязан. Он должен
видеть, как и каким образом те или иные аспекты
образовательного процесса влияют на развитие
личности, знать, какие методические приемы
позволяют целенаправленно проектировать
деятельность под решение тех или иных задач
обучения, воспитания и развития. Иначе он не
психолог образования, а, извините, мимо проходил.
Итак, три вопроса, которые оказались самыми
важными для меня:
Сущность самого процесса образования, его
целей и ценностей на современном этапе развития
культуры и общества, модель образованного
человека.
Содержание современного школьного образования
(дидактика в широком значении этого слова),
компоненты содержания и возможности каждого с
точки зрения развития тех или иных аспектов
образованности.
Технологии и педагогические техники,
обеспечивающие реализацию содержания
образования.
Образование: что это и зачем?
Знаете, как это ни странно на первый взгляд, но
самые интересные для чтения книги — те, в которых
можно найти ответ на первый вопрос. Вообще
современные теоретические представления об
образовании и его сущности — и отечественные, и
зарубежные — очень созвучны душе психолога. Они
гуманистичны, наполнены пронзительно-духовным и
слегка патетичным отношением к человеку.
Обращение к таким книгам — отличное лекарство от
рутины и прекрасная профилактика
«заболачивания» собственной работы. Они
возвращают к целям, и цели эти достойны того,
чтобы к ним стремиться, потому что связаны с
развитием Человека, его сущностных человеческих
свойств — способности мыслить, создавать новое,
строить диалог с другими людьми, строить себя в
процессе жизненных выборов.
Из «не наших» книг это, прежде всего,
педагогические работы А. Маслоу и К. Роджерса. «Из
наших» — К. Ушинского, В.И. Слободчикова, Е.
Ямбурга, И.А. Колесниковой.
В личный словарик школьного психолога
Образование — это процесс
развития самого человека, его обогащения новым
опытом, новыми способностями и возможностями. В
процессе образования изменяется сам человек.
Образование — это
социально-культурный механизм
целенаправленного развития и формирования
человеческого качества на основе
систематизированного в содержательном и
процессуальном отношении воспитания и обучения (Колесникова
И.А., 2001).
Педагогическая деятельность — это
деятельность по созданию условий саморазвития,
самообразования людей, по обеспечению для них
пространства выбора, возможностей свободного и
творческого действия (Слободчиков В.И., Исаев
Е.И.,1995).
Содержание образования:
чему учить?
Есть такие слова — они всем известны, но
подразумевает под ними каждый свое.
«Содержание образования» — понятие
известнейшее и в последнее время чрезвычайно
популярное. Но вот трактуется оно на уровне
практики довольно-таки примитивно, что не может
не сказываться на отношении педагогов и
психологов к тому, что они делают: обучению,
развитию, воспитанию.
Между тем разобраться с этим понятием и
разъяснить его самому себе, а затем и всем тем,
кто в этом заинтересован, чрезвычайно полезно.
Многое становится на свои места, появляются
четкие ответы на вопросы: Чему учить? Какие
качества человека, какие его умения и
возможности развиваются, благодаря тому или
иному аспекту содержания образования? Как
совместить основное содержание образования и
предметное содержание (которое часто и
принимается практиками за самое главное)?
Книги, которые излагают суть современного
подхода к содержанию мирового и российского
образования, делятся на очень путаные и
довольно-таки понятные. Простых среди них нет. Но
разобраться можно... постепенно. Во всяком случае,
нам в школе — и педагогам, и администрации, и даже
психологам, которые вообще от этого были
изначально очень далеки, — удалось.
Очень полезно нам было почитать с этой целью Е.Н.
Шиянова с соавтором, Д.Г. Левитеса, Е. Ямбурга,
И.А. Колесникову, А. Маслоу и Н.А. Асташову.
Постепенно приходит понимание того, что же такое
содержание образования и из чего оно
складывается.
В личный словарик школьного психолога
Содержание образования:
культурный опыт человечества, определенным
образом отобранный и представленный в
специально организованной педагогической
деятельности. Он включает в себя культуру
поведения, общения, чувств, мышления и
практической конструктивной деятельности.
Содержание образования обеспечивает передачу
теоретических знаний, практического и
эмоционально-смыслового опыта, позволяющих
последовательно развивать важнейшие
человеческие способности и качества.
Структурные компоненты содержания
образования :опыт репродуктивной
деятельности (результат — умения и навыки), опыт
познавательной деятельности (результат —
знания), опыт творческой, исследовательской
деятельности (результат — освоение способов
деятельности), опыт ценностно-смысловой и
коммуникативной деятельности (результат —
формирование системы ценностей, эмоциональное
развитие, формирование коммуникативной
компетентности).
Образовательные технологии:
как учить?
Самый близкий сердцу практика вопрос. Правда,
если он задается первым и единственным, то быстро
теряет смысл. Технология вне идеологии, вне
представления о том, зачем и чему учить, — нечто
бессмысленное и порой даже вредное, так как может
в неумелых руках (и при пустой голове) привести к
плачевным для образования результатам.
Но верно и обратное: учитель, осмысливший цели и
задачи своей педагогической деятельности,
увидевший ее место и назначение в великом
процессе развития Человека в своих учениках,
должен быть технологически вооружен на все
случаи своей обширной педагогической практики.
А чем масштабнее задачи образования, тем
разнообразнее реальная практика работы с детьми,
тем больше средств, приемов, технологий должно
быть в личной «аптечке» педагога.
Книг по технологиям — море. Психологу лучше
всего читать обзорные работы, содержащие краткое
описание сути каждой технологии и ее
возможностей. Например, работы Д.Г. Левитеса,
В.А. Бухвалова, А.А. Гина, Н.А. Асташовой, В.В.
Гузева. Вновь окажется полезным учебное пособие
Е.Н. Шиянова и И.Б. Котовой.
Особо хочется подчеркнуть: все современные
образовательные технологии по природе своей —
психолого-педагогические. Это означает, что они
могут быть полезны психологу не только для
лучшего понимания педагогического процесса и
ведения методических бесед с педагогами, но и для
построения собственной развивающей и обучающей
работы.
Мой опыт и опыт моих коллег показывает:
применение на уроках психологи и развивающих
занятиях образовательных технологий часто более
эффективно, чем применение психотехник.
Психологу на заметку
Наиболее известные на сегодняшний день
образовательные технологии:
полного усвоения, уровневой дифференциации,
модельного обучения, проблемного обучения,
педагогических мастерских, технология
творческих и исследовательских задач,
коллективной мыследеятельности, проектная и
игровая технологии.
Конечно, есть и другие педагогические вопросы,
которые очень полезно раскрыть для себя
психологу. Например, вопрос качества
образования, его критериев и диагностики. Этот
вопрос прямо связан с проблемами
психологического анализа урока, с тем, что
смотреть на уроке и в свете каких критериев
оценивать увиденное.
Понимание сути и назначения воспитания в рамках
единого образовательного процесса — тоже очень
интересная вещь, так как наполняет смыслом и
содержанием сотрудничество психолога с классным
руководителем.
Было бы любопытно узнать, какой литературой
пользуетесь вы, уважаемые читатели, какие книги
помогли вам ответить на самые важные для вас
педагогические вопросы.
Может быть, поделитесь?
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ,
устойчиво входящих в
походно-переносную,
очень личную педагогическую библиотечку
школьного психолога
Ямбург Е. Школа на пути к свободе.
Культурно-историческая педагогика. — М.: ПЕР СЭ,
2000.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология
человека. Введение в психологию субъективности.
— М.: Школа-Пресс, 1995.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология
развития человека. Развитие субъективной
реальности в онтогенезе. — М.: Школьная пресса,
2000.
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. — М.:
Смысл, 2002.
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой
психики. — СПб.: Евразия, 1997.
Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и
формирование ценностей. — М.–Воронеж, 2000.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в
обучении. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или
Семь уроков для тех, кто учит. — М.–Воронеж, 2001.
Бухвалов В.А. Технологии работы
учителя-мастера. — М. — Рига: Педагогический
центр «Эксперимент», 1995.
Гузеев В.В. Педагогическая техника в
контексте образовательной технологии. — М.:
Народное образование, 2001.
Гин А. Приемы педагогической техники. — М.:
Вита-Пресс, 2001. |