|
ПУТЕШЕСТВИЕ НА
НЕЗНАКОМУЮ ПЛАНЕТУ
Игра-тренинг для детей
и подростков
|
Цель работы: высвобождение творческой
фантазии и энергии, расширение сферы
эмоциональных переживаний, развитие
сенситивности, коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат: коррекция
линейности мышления, улучшение навыков
невербальной коммуникации, проживание различных
эмоциональных состояний, расширение понятийной
лексики в области чувств, развитие способности к
сочувствию, сопереживанию, получение опыта
решения проблемных ситуаций.
ИНСТРУКЦИЯ
Российские
ученые-астрономы получили сигнал бедствия с
далекой планеты под названием Синеглазка.
Специально подобранный экипаж полетел на эту
планету. И этим экипажем будем мы с вами.
Мы долго летели, и вот, наконец, наш корабль
совершил посадку. Мы увидели удивительную
планету.
В небе весело и ярко светили два солнца, одно
голубого, а другое розового цвета. Воздух, слегка
лиловый, прозрачный, годился нам для дыхания и
своим ароматом напоминал чудесные земные
весенние запахи.
На
планете было много синих озер с чистейшей
бирюзовой прохладной водой. В ней весело ныряли
забавные животные, похожие на наши большие
заварные чайнички.
То, что походило на носик чайника, было на самом
деле очаровательной живой ручкой с тонкими
изящными пальчиками. А в том месте, где на земных
чайничках была крышка, удивленно смотрел на мир
прекрасный синий глаз в обрамлении пушистых
ресниц. Они не разговаривали привычным для нас
способом, но зато очень выразительно и
музыкально мурлыкали.
Деревья
на планете тоже были необычайными: с глазами и
ласковыми руками, они умели разговаривать и
напевать песни. Но самым поразительным было то,
что они могли подпрыгивать и красивыми изящными
прыжками передвигаться по планете.
Вся поверхность планеты была покрыта мягкой
голубой травкой, среди которой сверкали огромные
цветы необычайной расцветки и формы. (Какой
расцветки, какой формы, какой у них был запах и
какие кружились над ними насекомые? Расскажите,
пожалуйста.)
Жителями планеты были маленькие добродушные
существа. (Как они выглядели? Были ли у них нос,
рот, руки,
ноги, голова, волосы? Какие? Какую одежду они
носили? По характеру они были... какими? Чем
занимались? Как они себя называли? Чубарики?
Малярики? Синеглазки? Или по-другому? В каких
домах они жили? Форма, размер, материал, окна,
двери и т.д.)
Иногда на этой планете шел дождь, он был тоже
необычный... (цвет, вкус, другие признаки). В
отдельные прохладные дни с розовато-лиловых
облаков на планету сыпались разноцветные
круглые снежки, которые по вкусу очень
напоминали наше земное мороженое со взбитыми
сливками. И тогда на планете объявлялся праздничный
день, и все ее обитатели начинали (кто именно и
что начинал делать?).
Что же произошло на этой удивительной планете?
Почему жители Синеглазки послали в космос сигнал
бедствия и просили помощи у землян?
Варианты бедствий придумывают участники
тренинга. Например, много съедали снежков из
мороженого в праздничные дни (сколько?). И все
слегли с ангиной, а лечиться не умели. Возможны
другие варианты.
Посланцы планеты Земля поняли, что случилось с
жителями Синеглазки, и догадались, как оказать им
помощь.
Варианты помощи придумывают участники
тренинга. Детям младшего возраста в
затруднительных ситуациях ведущий оказывает
помощь, обращаясь к имеющимся у детей жизненному
опыту и знаниям. Например: «Ребята, давайте
вспомним, как лечит нас мама или бабушка, когда мы
болеем ангиной...»
Роли
1. Рыбки-чайнички.
2. Деревья.
3. Цветы.
4. Жители планеты.
5. Космонавты-земляне. |
|
6. Другие
персонажи, определившиеся в ходе чтения текста и
придуманные участниками тренинга. |
ХОД ИГРЫ
1. Чтение инструкции
2. Представление ситуации
Усложнение и дополнение ее в процессе чтения
новыми образами, красками, деталями.
3. Рефлексия
Рефлексия
по поводу не только внешней детализации, но и
максимальное углубление в характер, личностные
качества, привычки, переживания каждого объекта.
Рефлексия по поводу сложившейся проблемной
ситуации и способов ее решения.
Возможные вопросы:
- Какие чувства вы испытали,
когда совершили посадку на планету и начали
изучать ее (удивление, восхищение, восторг,
оцепенение, страх, беспокойство)?
- Что вы почувствовали, когда
поняли, какие милые (могут быть и другие
варианты) существа здесь живут (радость,
приятное удовольствие, спокойствие,
удовлетворение)?
- Как вы сумели понять, что
случилось с жителями Синеглазки
(использование невербальных техник)?
- Какими были ваши чувства и
переживания, когда вы поняли, что они болеют и
умирают (жалость, сочувствие, сопереживание,
печаль, грусть)?
- Что вы почувствовали, когда
подумали, что, наверное, не сможете им помочь
(бессилие, беспомощность и т.д.)?
- Как вы догадались о способе
помощи, к кому решили обратиться за этой помощью? (Вариант:
мы нашли такие деревья, цветы,
которые давали плоды, сок, мед и т.п.)
- Что вы почувствовали, когда
догадались обратиться к деревьям (цветам,
чайничкам) за помощью?
- Как вы сумели договориться с
деревьями (цветами, чайничками)?
- Что вы почувствовали, когда
сумели помочь жителям планеты?
4. Распределение ролей
Максимальное использование невербальных
средств. Поддержка дополнительных деталировок,
акцентов, личностных черт.
5. Ролевая игра
Игра основывается на инструкции с учетом всех
внесенных дополнений, изменений, деталей.
6. Обмен впечатлениями
По завершении игры все обмениваются
впечатлениями, переживаниями, чувствами: что
хотелось бы изменить, в какой еще роли хотелось
бы побывать?
При необходимости проиграть ситуацию или
фрагмент еще раз в измененном варианте.
7. Выход из ролей
Поддержка ведущего: «Мы помогли этой прекрасной
планете и подружились с ее жителями. Нам грустно
покидать ее. Но мы помним, что далеко-далеко
отсюда нас ждет наша родная голубая планета
Земля, по которой мы уже успели соскучиться. Нас
ждут друзья, родные, близкие люди, которых любим
мы и которые любят нас. И мы возвращаемся!»
При необходимости обсудить, кто нас ждет, как они
переживают за нас, какие чувства мы будем
испытывать в момент возвращения на Землю, какими
добрыми и нужными делами мы займемся на Земле.
8.
Заключительная общегрупповая рефлексия
Обмен впечатлениями: что было трудно, легко,
что самое важное, кто помогал, кто мешал, что
понравилось и тронуло больше всего?
Какой общий вывод?
9. Завершение
Ведущий благодарит всех за работу.
10. Рабочая рефлексия ведущего
Личностные проблемы, внутригрупповые
взаимоотношения, прогноз конфликтов,
необходимость и формы дальнейшей коррекции.
Наталья МОГИЛЕВСКАЯ,
г. Котлас |