Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2003


НОВОСТИ

КУНГУР
(Пермская область)

23 апреля состоялась первая научно-практическая конференция
психологов  г. Кунгура и Кунгурского района
«Актуальные вопросы психологического сопровождения»

В конференции и в работе круглых столов приняли участие 106 человек — школьные администраторы, психологи, социальные педагоги, учителя, логопеды, представители городского и районного управления образования.
Двадцать докладчиков выступили с обобщением личного опыта. Приветственное слово сказали директор школы № 10 В.Н. Циркуль, предоставивший возможность провести конференцию в актовом зале своей школы, и методист Социального информационно-методического центра г. Екатеринбурга Н.Н. Лукашова Гости из Екатеринбурга Г.А. Сингатуллина и К.В. Попков приезжали в наш город два года назад, представляя свою программу «Нравственное здоровье: я — семья — ровесники». Встреча на конференции дала возможность обменяться опытом в вопросах воспитания нравственных идеалов у старшеклассников, поговорить о проблемах семейных взаимоотношений, молодежных проблемах.
Гости приняли активное участие в работе круглого стола на тему «Кризис современной семьи» под руководством У.С. Дмитриевой.
Участники обсуждения отметили актуальность данной темы для современного состояния семейных отношений, необходимость профилактической работы со старшеклассниками, пропаганду семейных ценностей и воспитание нравственных установок и толерантных черт личности.
Кризис современной семьи отчетливо прослеживается в практике семейного консультирования. Психологи поделились опытом сопровождения семьи в период кризиса семейных отношений.
Н.Г. Останина, психолог лицея № 1, организовала обсуждение проблем здоровьесберегающего обучения. Участники поделились практическими наработками по данному вопросу, обменялись опытом сопровождения старшеклассников в экзаменационный период, работы с фобиями и постстрессовыми состояниями, профилактики эмоционального сгорания педагогов.
М.Г. Целищева, педагог-психолог школы № 10, сделала доклад и провела практикум по проблеме создания социально-психологической службы в образовательном учреждении с целью координации действий всех участников сопровождения.
Данная проблема является центральной для деятельности городского методического объединения психологов, так как только скоординированные действия способны решать актуальные проблемы сопровождения детей «группы риска» и другие вопросы.
Н.Н. Акатьева, педагог-психолог школы № 18, говоря о проблемах сопровождения детей «группы риска», отметила необходимость финансирования проектов по отвлечению трудных подростков от соблазнов улицы.
С.Л. Марышева, руководитель ГМО учителей русского языка и литературы, объединив литераторов и библиотекарей, организовала обсуждение вопроса «Телевидение и компьютер как альтернатива книге и чтению: проблемы нравственного становления личности».
Особый интерес у присутствующих вызвал мастер-класс по тайм-менеджменту «Управление временем как организующий фактор воспитательной работы», мастерски проведенный К.В.Попковым. 
По актуальным проблемам социально-психологической службы города и района выступили Г.М.Полежаева, Н.Н. Лукашова, Н.П. Левшова (заведующая ПМПК г. Кунгура). Н.И. Пимонова, социальный педагог микрорайона Нагорный, рассказала о службе быстрого реагирования.
Гость конференции К.В. Попков, начальник отдела Социально-информационного методического центра г. Екатеринбурга, сделал сообщение «Актуализация жизненного опыта в процессе воспитания ценностного отношения к семье и браку у старшеклассников».
Безусловный интерес вызвали доклады «Развитие адаптивных способностей студентов первого курса» Е.И. Решетниковой, педагога-психолога сельскохозяйственного колледжа; «Манипулятивное общение как конструктивный метод» Т.А. Хабаза, педагога-психолога школы № 13; «Левшество как психологический феномен» Ю.Н. Бабиной, педагога-психолога школы № 16; «Факторы, влияющие на стрессоустойчивость участников боевых действий» Н.И. Котляровой, педагога-психолога Социально-реабилитационного центра при Комитете молодежи; «Взаимодействие психолога с администрацией» Т.Л. Колтаковой, психолога школы № 12.
Н.Г. Останина в докладе «Развитие социально-коммуникативных компетенций» поделилась опытом сопровождения учащихся 5-х классов в период адаптации. Интерес к проблемам адаптационного периода прозвучал в сообщении Н.Н. Акатьевой, педагога-психолога школы № 18 «Тренинг «Пойми меня как я тебя» как средство адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене».
Психологи: О.В. Фурина (Комсомольская школа) с докладом «Тропинка к своему «Я» — о сохранении психологического здоровья у учащихся 2-го класса», М.А. Пирожникова (Сергинская средняя школа) «Диагностическая и коррекционная работа с первоклассниками» и С.А. Пономарева (Троельжанская средняя школа) «Переход учащихся в среднее звено: проблема успешности ребенка в школе с точки зрения сформированности мотивационной сферы» — достойно представили Кунгурский район.
Содержательные доклады способствовали пониманию специфики деятельности психологов в условиях сельской школы, а также дали богатый информационный и исследовательский материал.
У.С. Дмитриева, психолог школы № 1, рассказала о работе над проблемой изменения сознания человека средствами информационных технологий в авторском тренинге по профилактике телевизионной и компьютерной зависимости.
Компетентным, ярким, высокопрофессиональным было выступление логопеда детского сада  № 9 Т.И. Яковлевой «Моторный праксис» о необходимости развития моторики в дошкольном возрасте.
О.Е. Мальгина, психолог детского сада № 6, рассказала об особенностях сопровождения детей 2–3-летнего возраста и способах организации процесса адаптации в период поступления детей в ясельную группу.
Городское методическое объединение психологов насчитывает 30 специалистов школьных и дошкольных образовательных учреждений, а также детских домов, ПМПК и Дома детского творчества. В нашей маленькой «армии» есть и опытные, и начинающие психологи. Все они люди творческие, инициативные, трудолюбивые и растущие.
Эта конференция стала первой вехой в обобщении и обмене опытом городского и районных методических объединений, а также других специалистов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении.

Ульяна ДМИТРИЕВА,
руководитель городского
методического объединения
педагогов-психологов