|
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ!
Программа психокоррекционных занятий
для соматически ослабленных младших школьников
|
Пояснительная записка
Известно, что у соматически ослабленных
школьников в связи с астеническим синдромом
происходит замедленное развитие психических
новообразований возраста, то есть позднее, чем у
здоровых детей, формируется система
произвольных регуляций и эмоционально-волевая
сфера.
По этой причине соматически ослабленные ученики
отличаются недостаточным уровнем развития
внимания, снижением объема памяти, повышенной
утомляемостью и истощаемостью психических
процессов.
Такие школьники не умеют преодолевать трудности,
подчинять свои действия определенным
требованиям и правилам. Они затрудняются
организовать свою деятельность, регулировать ее
и свое поведение.
Отмеченные особенности познавательных
процессов у соматически ослабленных детей
накладывают негативный отпечаток на их учебную
деятельность.
Наблюдения за данной категорией детей
свидетельствуют о снижении их контактов с
окружающими, неумении строить отношения.
Нарушение социальных контактов приводит к
формированию ряда отрицательных черт характера:
моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства
долга, товарищества); волевых (отсутствие
самостоятельности, нерешительность, упрямство,
негативизм).
Таким образом, отмеченные специфические
особенности познавательной деятельности и
наличие ряда негативных проявлений личности у
соматически ослабленных детей требуют
организации психокоррекционных мероприятий.
В этой связи была разработана программа
психокоррекционных занятий. Она включает в себя
ряд этапов, каждый из которых обусловлен
характером затруднений, испытываемых детьми в
процессе школьного обучения и требующих
специфической психокоррекционной помощи.
I этап.
Обеспечение успешности адаптации
к школьному обучению
(1-й класс, первое полугодие)
Наблюдения специалистов показывают, что период
адаптации к школе труден для всех без исключения
детей. Поступление в школу и начальный период
обучения вызывают перестройку всего образа
жизни и деятельности ребенка.
Изменение режима дня, включение в школьный
коллектив, учебная деятельность, новые
обязанности, новое положение в семье — все эти
факторы являются значительной нагрузкой на
психику ребенка и его организм.
В еще более сложном положении, в силу своих
психологических и физиологических особенностей,
в начальный период обучения находится
соматически ослабленный школьник.
Для полноценного включения ребенка в
учебно-воспитательный процесс необходимо
укреплять его психику, развивать
эмоционально-волевую сферу, снимать острые
невротические реакции, нейтрализовать страхи и
эмоционально отрицательные переживания.
С этой целью можно использовать элементы психогимнастики.
Психогимнастика — это курс специальных занятий
(этюдов, упражнений и игр), направленных на
обучение элементам саморасслабления и умению
выражать различные эмоциональные состояния.
Психогимнастика включает элементы
эмоционально-коммуникативного и актерского
тренинга, аутотренинга и групповой психотерапии.
Структура психогимнастических
занятий
I часть. Разминка
Цель. Сбросить инертность физического
и психического самочувствия, поднять мышечный
тонус, повысить внимание и интерес детей к
занятию, настроить на активную работу и контакт
друг с другом.
II часть. Психомышечная тренировка
Цель. Снятие психоэмоционального
напряжения путем чередования противоположных по
характеру движений, сопровождаемых попеременно
мышечным напряжением и расслаблением;
гармонирование психической и двигательной
активности детей, внушение желательного
настроения, поведения и черт характера.
III часть. Мимические и пантомимические
этюды на выражение отдельных качеств характера и
эмоций
Цель. Выразительное изображение и
понимание отдельных эмоциональных состояний,
связанных с переживанием телесного и
психического удовольствия и недовольства, а
также чувств, порождаемых социальной средой.
IV часть. Завершение
Цель. Закрепление чувства
принадлежности к группе, к коллективу.
Набор группы психогимнастики осуществляется с
учетом нейродинамических свойств нервной
системы и психоэмоциональных особенностей
личности ребенка (эмоциональные расстройства,
вызванные синдромом тревоги, депрессией,
эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не
более 6–8 (8–10) человек.
Эффект коррекционных воздействий проявляется в
снижении тревожности, в появлении желания
учиться, общаться со сверстниками.
Оцениваются достигнутые результаты методом
психодиагностики (тест «Тревожность»,
анкета-опросник) и наблюдением за поведением и
состоянием здоровья детей.
II этап.
Формирование произвольности
психических процессов
(1-й класс, второе полугодие)
Проблема недостаточного развития произвольных
процессов у учащихся начальной школы
обусловливает многие учебные затруднения:
плохую дисциплину и неумение работать
самостоятельно; возникновение
психоэмоциональной напряженности, повышенную
утомляемость.
Проведение коррекционных мероприятий по
формированию произвольности психических
процессов обусловлено еще и тем, что к 7 годам
система регуляций только начинает складываться.
А у выделенного нами контингента детей она носит
либо запаздывающий характер развития, либо
отклоняющийся от нормы в силу особенностей
домашнего воспитания (гиперопека,
вседозволенность).
Критерием отбора в коррекционные группы
является несформированность произвольного
внимания, памяти, гиперактивность учеников.
Занятия проводятся подгруппами или
индивидуально, с учетом уровня развития
произвольности психических процессов.
Структура занятия
I часть. Вводная
Игры и упражнения, способствующие умению
действовать по правилу.
II часть. Основная
1. Упражнения, игры и задания на развитие
произвольного внимания, памяти.
2. Формирование умения последовательного анализа
и наблюдения, планомерного выполнения задания.
III часть. Заключительная
Задания и упражнения на развитие самоконтроля и
адекватной самооценки.
III этап.
Коррекция и развитие
познавательных процессов
(2-й класс, первое—второе полугодие)
Критерием отбора в группы коррекции
познавательной деятельности является слабое
усвоение соматически ослабленными детьми
учебной программы.
Причинами нарушения познавательной
деятельности часто болеющих детей являются:
повышенный уровень астении; низкая
работоспособность; наличие пробелов в знаниях
из-за пропусков по болезни и недостаточной
подготовки в дошкольный период;
несформированность мотивации учения и
произвольности психических процессов.
Психокоррекционная работа организуется
индивидуально или подгруппами с учетом
специфики нарушения познавательной
деятельности.
Структура психокоррекционных занятий
I часть. Организационная
Упражнения и игры на организацию произвольного
внимания.
II часть. Содержательная
1. Задания, развивающие логическое мышление,
умение мыслить самостоятельно.
2. Игры и упражнения на развитие различных форм
восприятия, памяти.
III часть. Заключительная
Подведение итогов.
Эффект воздействия проявляется в повышении
успешности обучения соматически ослабленного
ученика вследствие активизации мышления, памяти,
восприятия, улучшения произвольности внимания и
самоконтроля.
Достигнутые результаты
коррекционно-развивающих занятий определяются
диагностирующими методиками.
IV этап.
Формирование коммуникативных умений
(3-й класс, первое полугодие).
Основными показателями для отбора детей
в группы коррекции коммуникативной
деятельности являются:
— трудности общения: несформированность
коммуникативных умений и навыков, неумение
согласовывать свои действия с партнерами
(сверстниками), неразвитость или отсутствие
адекватных способов разрешения конфликтных
ситуаций, замкнутость, низкий социометрический
статус;
— нарушения поведения: агрессивность, вредные
привычки, трудности произвольной регуляции
поведения и деятельности;
— неблагоприятные варианты личностного
развития: трудности формирования «Я-концепции»,
неадекватные представления о своих качествах,
способностях и возможностях, неуверенность в
себе, неадекватная самооценка;
— трудности эмоционального развития;
неспособность к эмпатии, неадекватная или
неполная ориентировка ребенка в эмоциональных
состояниях и чувствах как самого себя, так и
другого человека.
Эффективным психокоррекционным мероприятием на
данном этапе может стать групповая игротерапия.
Структура занятий по игротерапии
I часть. Вводная
Цель. Установление
эмоционально-позитивного контакта психолог —
ребенок и формирование у ребенка направленности
на сверстника и интереса к нему.
Ритуал приветствия. Планирование видов
деятельности, игр и упражнений.
II часть. Основная
Цель. Расширение поведенческого
репертуара детей за счет социально одобряемых и
соответствующих социальным ожиданиям форм
поведения:
обогащение сферы социальных мотивов,
формирование направленности ребенка на
сверстника, расширение и обогащение позитивного
опыта совместной деятельности и форм общения со
сверстниками, формирование коммуникативных
действий и операций;
коррекция самооценки и уровня притязаний в
направлении их большей адекватности и
реальности при общей позитивной окрашенности,
преодоление неуверенности в себе;
формирование предпосылок регуляции
эмоциональных состояний, преодоление повышенной
тревожности, страхов;
развитие способности к эмпатии, пониманию и
сопереживанию чувствам другого человека.
III часть. Заключительная
Подведение итогов. Рефлексия, возможно
планирование следующего занятия.
Эффект коррекционного воздействия игротерапии
проявляется в отличительной особенности
поведения детей (самостоятельности, возможности
саморегуляции поведения), в росте положительного
разрешения конфликтных ситуаций.
Возрастает социальная направленность действий
детей, их готовность прийти на помощь сверстнику.
Значительно повышается сензитивность к чувствам
другого человека, эмпатия как способность к
сопереживанию и сочувствию.
V этап.
Диагностика готовности и
подготовка к переходу
в среднее звено школы
(3-й класс, второе полугодие)
Главными составляющими понятия «готовность к
обучению в средней школе» являются:
— сформированность основных компонентов
учебной деятельности, успешное усвоение
программного материала;
— достаточный уровень развития психических
новообразований младшего школьного возраста —
произвольности, рефлексии, внутреннего плана
действий, понятийного мышления;
— наличие учебно-познавательного интереса,
который для школьника становится
смыслообразующим мотивом учения.
Проведение психологического обследования
позволяет определить наличный уровень
психического развития каждого соматически
ослабленного ученика, выявить конкретные
проблемы и трудности, мешающие ему успешно
перейти а среднее звено школы.
Задачей диагностического комплекса
является:
1. Выявить общее отношение к школе, преобладающие
мотивы учения каждого ученика.
2. Определить у учащихся уровень саморегуляции и
самоконтроля.
3. Выявить степень сформированности у младших
школьников умственных действий.
4. Определить уровень развития понятийного
мышления, степень сформированности мыслительных
операций.
5. Выявить уровень понимания социальных
отношений и сформированность самооценки.
На основе результатов диагностики формируются
развивающе-коррекционные группы. Индивидуальные
занятия проводятся с учащимися, которые показали
частичную неготовность. Групповые занятия — для
учащихся с полным вариантом неготовности к
обучению в среднем звене школы.
Структура развивающе-коррекционных
занятий
I часть. Вводная
Упражнения, игры и задания, направленные на
формирование произвольности психических
процессов.
II часть. Основная
1. Задания на развитие понятийного мышления.
2. Игры и упражнения на развитие внутреннего
плана действия.
III часть. Заключительная
Рефлексия. Подведение итогов.
По окончании программы коррекционных занятий
проводится дополнительная диагностика для
определения уровня психической готовности
младших школьников к переходу в среднее звено.
Таким образом, реализация поэтапной
психокоррекционной помощи соматически
ослабленным младшим школьникам с учетом
возрастных особенностей психофизического
развития будет способствовать, на наш взгляд, их
успешной социальной адаптации.
Л. УФИМЦЕВА,
доктор психологических наук,
профессор Красноярского краевого института
повышения квалификации работников образования
Т. ОКЛАДНИКОВА,
педагог-психолог
средней общеобразовательной школы № 11,
г. Красноярск
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как
преодолеть трудности в обучении детей. — М.:
Ось-89, 1997.
2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с
математическими заданиями. — М.: Просвещение, 1994.
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей
младших школьников. — М.: Просвещение, Владос, 1994.
4. Зак А.З. Различия в мышлении детей. — М.:
РОУ, 1992.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей
общению; характер, коммуникабельность. —
Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных
способностей детей. — Ярославль: Академия
развития, 1996.
8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день:
логика для младших школьников. — Ярославль:
Академия развития, 1998.
9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие
логического мышления детей. — Ярославль:
Академия развития, 1997.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
— М.: Генезис, 1998.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.:
Просвещение, 1990.
1-Й КЛАСС
Тематический план на первое полугодие
Обеспечение успешности адаптации
к школьному обучению
Раздел |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Психогимнастика |
1. Игры и упражнения,
способствующие снятию психоэмоционального
напряжения. |
2 |
2. Тренинг мышечного
расслабления с фиксацией
на осознании состояния покоя, ненапряженности. |
3 |
3. Формирование эмоциональной
сферы (мимические и пантомимические этюды на
выражение основных эмоций и отдельных черт
характера). |
3 |
4. Развитие коммуникативных
умений (этюды, обучающие умению выразить и понять
состояние другого человека: игры, способствующие
взаимодействию, сплоченности группы детей). |
2 |
5. Формирование волевой сферы
(игры и упражнения на развитие самоконтроля,
произвольности поведения и психических
процессов). |
1 |
Итого: |
11 |
Тематический план на второе
полугодие
Формирование произвольности
психических процессов
Раздел |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Развитие
произвольности психических процессов |
1. Развитие
произвольного внимания:
а) устойчивости внимания;
б) распределения внимания;
в) переключения внимания;
г) расширение объема внимания. |
4 |
2. Развитие
произвольной памяти:
а) механической (зрительной и слуховой);
б) опосредованной. |
4 |
3. Игры и упражнения,
способствующие формированию умения действовать
по правилу. |
3 |
4. Формирование функции
планирования. |
3 |
5.Формирование функции
самоконтроля и самооценки. |
3 |
Итого: |
17 |
2-Й КЛАСС
Тематический план на учебный год
Коррекция и развитие
познавательных процессов
Раздел |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1.
Развитие внимания |
1. Развитие произвольности внимания. |
1 |
2. Развитие распределения внимания. |
0,5 |
3. Развитие объема внимания. |
0,5 |
2.
Развитие восприятия |
1. Развитие целостности
и активности восприятия. |
1 |
3.
Развитие памяти |
1. Развитие зрительной памяти. |
1 |
2. Развитие слуховой памяти. |
1 |
3. Развитие логической памяти. |
1 |
4.
Развитие мышления |
1. Выделение признаков предметов, слов,
чисел. |
3 |
2. Узнавание предметов по заданным
признакам. |
1 |
3. Определение одинаковых и различных
свойств предметов, слов, чисел. |
2 |
4. Формирование способности выделять
существенные признаки предметов. |
3 |
5. Сравнение двух и более предметов, слов,
чисел. |
2 |
6. Классификация предметов и явлений: |
|
а) словесная характеристика класса; |
1 |
б) деление на классы по заданному основанию; |
1 |
в) отнесение объекта к классу; |
1 |
г) проверка правильности классификации. |
1 |
7. Формирование умения давать определения
понятиям: |
|
а) вводное занятие; |
0,5 |
б) отнесение понятия к роду: |
1,5 |
в) установление последовательности
подчинения
понятий (их обобщение и ограничение); |
2 |
г) выделение видового отличия понятий; |
1,5 |
д) закрепление знаний, умений и навыков
по составлению определений. |
1,5 |
8.
Установление логической последовательности и
закономерности: |
|
а) на
наглядном уровне; |
2 |
б) на
словесно-логическом уровне. |
2 |
9.
Решение логических задач. |
2 |
Итого: |
34 |
3-Й КЛАСС
Тематический план на первое полугодие
Формирование коммуникативных
умений
Раздел |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1.
Диагностика |
1. Выявление уровня развития
коммуникативных способностей у детей;
социометрическое обследование класса. |
1
|
2. «Язык общения» (формирование навыков
общения
с внешним миром) |
1. Восприятие мира (развитие у детей
умения видеть взаимозависимость человека и
природы, показать значимость органов чувств в
общении). |
0,5 |
2. Формирование умения владеть
выразительными движениями и жестами. |
0,5 |
3. Язык чувств (мимические и
пантомимические этюды на выражение основных
эмоций). |
1 |
3. «Тайна моего «Я» (формирование умения
осознавать и понимать себя.
Позитивация «образа Я») |
1. «Я и мое тело» (упражнения,
направленные на преодоление замкнутости,
пассивности, двигательное раскрепощение,
произвольное расслабление). |
1
|
2. «Я и я» (игры и упражнения,
направленные
на развитие внимания ребенка к себе, своим
чувствам, переживаниям). |
1
|
3. «Мое настроение» (развитие
умения осознать, выразить и изменить свое
настроение). |
1
|
4. «Я хороший» (создание и
поддержание позитивного представления о себе,
повышение самоуважения и самооценки). |
2 |
4. Формирование коммуникативной
компетентности |
1. «Умей слушать других!» |
1
|
2. «Умей вступать в контакт!» |
1
|
3. «Умей сотрудничать!» (игры и
упражнения, способствующие развитию у детей
навыков совместной деятельности, чувства
принадлежности к группе). |
2
|
4. Игры и упражнения, направленные
на развитие сочувствия, понимания
индивидуальных особенностей других людей,
доверия к людям. |
2 |
5. Решение проблем и конфликтов
(навыки поведения в трудных ситуациях). |
3 |
6. «Дружба» (формировать принципы
дружеских отношений). |
1 |
Итого: |
18 |
Тематический план на второе
полугодие
Диагностика готовности и
подготовка
к переходу в среднее звено школы
Раздел |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1.
Диагностика |
1. Выявление уровня
сформированности необходимых психологических
предпосылок для успешного перехода к обучению в
среднем звене. |
4 |
2.
Развитие произвольности психических
процессов |
1. Формирование умения
принять учебную задачу. |
0,5 |
2. Формирование умения
действовать по правилу. |
0,5 |
3. Формирование приемов
самоконтроля. |
0,5 |
3.
Развитие
понятийного
мышления |
1. Игры и упражнения на
развитие теоретического анализа и синтеза
(«Анаграмма», «Эхо», «Зашифрованное слово»,
«Занимательная лесенка», «Змейка», «Отгадай
метаграмму», «Слова» и др.). |
1 |
2. Игры и упражнения на
формирование умения сравнивать понятия. |
1 |
3. Игры и упражнения на
развитие умения строить обобщения на
отвлеченном материале. |
1 |
4. Формирование умения
выделять основание классификации на понятийном
уровне. |
1,5 |
5. Упражнения,
направленные на анализ отношений понятий. |
1,5 |
4.
Развитие
внутреннего
плана действий. |
1. Решение
комбинаторных задач в наглядно-образном плане.
Варианты занимательных задач «Прыгающий заяц»,
«Почтальон»: |
|
а) задачи в одно
действие; |
1 |
б) задачи в два
действия; |
1,5 |
в) задачи в три
действия. |
2 |
2. Решение
комбинаторных задач в мысленном плане: |
|
а) задачи в одно
действие; |
1 |
б) задачи в два
действия; |
1,5 |
в) задачи в три
действия. |
2 |
3. Решение
словесно-логических задач (с постепенным
увеличением количества данных в условиях и
требуемых действий). |
2,5 |
5.
Рефлексия |
1. Развитие умения
анализировать свои впечатления, чувства,
ощущения. |
1 |
2. Развитие адекватной
самооценки выполнения учебных заданий, в
соответствии с условиями деятельности. |
1 |
3. Осознание
собственных учебных действий и суждений. |
1 |
Итого: |
26 |
|