Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ!

Программа психокоррекционных занятий
для соматически ослабленных младших школьников

Пояснительная записка
Известно, что у соматически ослабленных школьников в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, то есть позднее, чем у здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально-волевая сфера.
По этой причине соматически ослабленные ученики отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов.
Такие школьники не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение.
Отмеченные особенности познавательных процессов у соматически ослабленных детей накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность.
Наблюдения за данной категорией детей свидетельствуют о снижении их контактов с окружающими, неумении строить отношения.
Нарушение социальных контактов приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства долга, товарищества); волевых (отсутствие самостоятельности, нерешительность, упрямство, негативизм).
Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда негативных проявлений личности у соматически ослабленных детей требуют организации психокоррекционных мероприятий.
В этой связи была разработана программа психокоррекционных занятий. Она включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером затруднений, испытываемых детьми в процессе школьного обучения и требующих специфической психокоррекционной помощи.

I этап.
Обеспечение успешности адаптации
к школьному обучению
(1-й класс, первое полугодие)

Наблюдения специалистов показывают, что период адаптации к школе труден для всех без исключения детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Изменение режима дня, включение в школьный коллектив, учебная деятельность, новые обязанности, новое положение в семье — все эти факторы являются значительной нагрузкой на психику ребенка и его организм.
В еще более сложном положении, в силу своих психологических и физиологических особенностей, в начальный период обучения находится соматически ослабленный школьник.
Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-волевую сферу, снимать острые невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания.
С этой целью можно использовать элементы психогимнастики.
Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на обучение элементам саморасслабления и умению выражать различные эмоциональные состояния.
Психогимнастика включает элементы эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и групповой психотерапии.

Структура психогимнастических занятий

I часть. Разминка
Цель
. Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом.

II часть. Психомышечная тренировка
Цель
. Снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонирование психической и двигательной активности детей, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

III часть. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций
Цель
. Выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и недовольства, а также чувств, порождаемых социальной средой.

IV часть. Завершение
Цель
. Закрепление чувства принадлежности к группе, к коллективу.
Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не более 6–8 (8–10) человек.
Эффект коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в появлении желания учиться, общаться со сверстниками.
Оцениваются достигнутые результаты методом психодиагностики (тест «Тревожность», анкета-опросник) и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей.

II этап.
Формирование произвольности
психических процессов
(1-й класс, второе полугодие)

Проблема недостаточного развития произвольных процессов у учащихся начальной школы обусловливает многие учебные затруднения: плохую дисциплину и неумение работать самостоятельно; возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость.
Проведение коррекционных мероприятий по формированию произвольности психических процессов обусловлено еще и тем, что к 7 годам система регуляций только начинает складываться.
А у выделенного нами контингента детей она носит либо запаздывающий характер развития, либо отклоняющийся от нормы в силу особенностей домашнего воспитания (гиперопека, вседозволенность).
Критерием отбора в коррекционные группы является несформированность произвольного внимания, памяти, гиперактивность учеников.
Занятия проводятся подгруппами или индивидуально, с учетом уровня развития произвольности психических процессов.

Структура занятия

I часть. Вводная
Игры и упражнения, способствующие умению действовать по правилу.

II часть. Основная
1. Упражнения, игры и задания на развитие произвольного внимания, памяти.
2. Формирование умения последовательного анализа и наблюдения, планомерного выполнения задания.

III часть. Заключительная
Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

III этап.
Коррекция и развитие
познавательных процессов
(2-й класс, первое—второе полугодие)

Критерием отбора в группы коррекции познавательной деятельности является слабое усвоение соматически ослабленными детьми учебной программы.
Причинами нарушения познавательной деятельности часто болеющих детей являются: повышенный уровень астении; низкая работоспособность; наличие пробелов в знаниях из-за пропусков по болезни и недостаточной подготовки в дошкольный период; несформированность мотивации учения и произвольности психических процессов.
Психокоррекционная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики нарушения познавательной деятельности.

Структура психокоррекционных занятий

I часть. Организационная
Упражнения и игры на организацию произвольного внимания.

II часть. Содержательная
1. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно.
2. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти.

III часть. Заключительная
Подведение итогов.

Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения соматически ослабленного ученика вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля.
Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками.

IV этап.
Формирование коммуникативных умений
(3-й класс, первое полугодие).

Основными показателями для отбора детей в группы коррекции коммуникативной деятельности являются:
— трудности общения: несформированность коммуникативных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнерами (сверстниками), неразвитость или отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, замкнутость, низкий социометрический статус;
— нарушения поведения: агрессивность, вредные привычки, трудности произвольной регуляции поведения и деятельности;
— неблагоприятные варианты личностного развития: трудности формирования «Я-концепции», неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, неадекватная самооценка;
— трудности эмоционального развития; неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека.
Эффективным психокоррекционным мероприятием на данном этапе может стать групповая игротерапия.

Структура занятий по игротерапии

I часть. Вводная
Цель
. Установление эмоционально-позитивного контакта психолог — ребенок и формирование у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему.
Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений.

II часть. Основная
Цель
. Расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения:
обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций;
коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе;
формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов;
развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.

III часть. Заключительная
Подведение итогов. Рефлексия, возможно планирование следующего занятия.
Эффект коррекционного воздействия игротерапии проявляется в отличительной особенности поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения), в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций.
Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию.

V этап.
Диагностика готовности и
подготовка к переходу
в среднее звено школы
(3-й класс, второе полугодие)

Главными составляющими понятия «готовность к обучению в средней школе» являются:
— сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
— достаточный уровень развития психических новообразований младшего школьного возраста — произвольности, рефлексии, внутреннего плана действий, понятийного мышления;
— наличие учебно-познавательного интереса, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения.
Проведение психологического обследования позволяет определить наличный уровень психического развития каждого соматически ослабленного ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти а среднее звено школы.
Задачей диагностического комплекса является:
1. Выявить общее отношение к школе, преобладающие мотивы учения каждого ученика.
2. Определить у учащихся уровень саморегуляции и самоконтроля.
3. Выявить степень сформированности у младших школьников умственных действий.
4. Определить уровень развития понятийного мышления, степень сформированности мыслительных операций.
5. Выявить уровень понимания социальных отношений и сформированность самооценки.
На основе результатов диагностики формируются развивающе-коррекционные группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность. Групповые занятия — для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы.

Структура развивающе-коррекционных занятий

I часть. Вводная
Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов.

II часть. Основная
1. Задания на развитие понятийного мышления.
2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действия.

III часть. Заключительная
Рефлексия. Подведение итогов.

По окончании программы коррекционных занятий проводится дополнительная диагностика для определения уровня психической готовности младших школьников к переходу в среднее звено.
Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи соматически ослабленным младшим школьникам с учетом возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной адаптации.

Л. УФИМЦЕВА,
доктор психологических наук,
профессор Красноярского краевого института
повышения квалификации работников образования
Т. ОКЛАДНИКОВА,
педагог-психолог
средней общеобразовательной школы № 11,
г. Красноярск

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.
2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. — М.: Просвещение, 1994.
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение, Владос, 1994.
4. Зак А.З. Различия в мышлении детей. — М.: РОУ, 1992.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению; характер, коммуникабельность. — Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 1998.
9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 1998.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990.

1-Й КЛАСС

Тематический план на первое полугодие

Обеспечение успешности адаптации
к школьному обучению

Раздел Тема занятий Кол-во часов
Психогимнастика 1. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. 2
2. Тренинг мышечного расслабления с фиксацией
на осознании состояния покоя, ненапряженности.
3
3. Формирование эмоциональной сферы (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и отдельных черт характера). 3
4. Развитие коммуникативных умений (этюды, обучающие умению выразить и понять состояние другого человека: игры, способствующие взаимодействию, сплоченности группы детей). 2
5. Формирование волевой сферы (игры и упражнения на развитие самоконтроля, произвольности поведения и психических процессов). 1
Итого: 11

Тематический план на второе полугодие

Формирование произвольности психических процессов

Раздел Тема занятий Кол-во часов
Развитие произвольности психических процессов 1. Развитие произвольного внимания:
а) устойчивости внимания;
б) распределения внимания;
в) переключения внимания;
г) расширение объема внимания.
4
2. Развитие произвольной памяти:
а) механической (зрительной и слуховой);
б) опосредованной.
4
3. Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу. 3
4. Формирование функции планирования. 3
5.Формирование функции самоконтроля и самооценки. 3
Итого: 17

2-Й КЛАСС

Тематический план на учебный год

Коррекция и развитие познавательных процессов

Раздел Тема занятий Кол-во часов
1. Развитие внимания 1. Развитие произвольности внимания. 1
2. Развитие распределения внимания. 0,5
3. Развитие объема внимания. 0,5
2. Развитие восприятия 1. Развитие целостности
и активности восприятия.
1
3. Развитие памяти 1. Развитие зрительной памяти. 1
2. Развитие слуховой памяти. 1
3. Развитие логической памяти. 1
4. Развитие мышления 1. Выделение признаков предметов, слов, чисел. 3
2. Узнавание предметов по заданным признакам. 1
3. Определение одинаковых и различных свойств предметов, слов, чисел. 2
4. Формирование способности выделять существенные признаки предметов. 3
5. Сравнение двух и более предметов, слов, чисел. 2
6. Классификация предметов и явлений:  
а) словесная характеристика класса; 1
б) деление на классы по заданному основанию; 1
в) отнесение объекта к классу; 1
г) проверка правильности классификации. 1
7. Формирование умения давать определения понятиям:  
а) вводное занятие; 0,5
б) отнесение понятия к роду: 1,5
в) установление последовательности подчинения
понятий (их обобщение и ограничение);
2
г) выделение видового отличия понятий; 1,5
д) закрепление знаний, умений и навыков
по составлению определений.
1,5
8. Установление логической последовательности и закономерности:  
а) на наглядном уровне;

2

б) на словесно-логическом уровне. 2
9. Решение логических задач. 2
Итого: 34

3-Й КЛАСС

Тематический план на первое полугодие

Формирование коммуникативных умений

Раздел Тема занятий Кол-во часов
1. Диагностика 1. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей; социометрическое обследование класса. 1
2. «Язык общения» (формирование навыков общения
с внешним миром)
1. Восприятие мира (развитие у детей умения видеть взаимозависимость человека и природы, показать значимость органов чувств в общении). 0,5
2. Формирование умения владеть выразительными движениями и жестами. 0,5
3. Язык чувств (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций). 1
3. «Тайна моего «Я» (формирование умения осознавать и понимать себя.
Позитивация «образа Я»)
1. «Я и мое тело» (упражнения, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, произвольное расслабление). 1
2. «Я и я» (игры и упражнения, направленные
на развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам, переживаниям).
1
3. «Мое настроение» (развитие умения осознать, выразить и изменить свое настроение). 1
4. «Я хороший» (создание и поддержание позитивного представления о себе, повышение самоуважения и самооценки). 2
4. Формирование коммуникативной компетентности 1. «Умей слушать других!» 1
2. «Умей вступать в контакт!» 1
3. «Умей сотрудничать!» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности, чувства принадлежности к группе). 2
4. Игры и упражнения, направленные на развитие сочувствия, понимания индивидуальных особенностей других людей, доверия к людям. 2
5. Решение проблем и конфликтов (навыки поведения в трудных ситуациях). 3
6. «Дружба» (формировать принципы дружеских отношений). 1
Итого: 18

Тематический план на второе полугодие

Диагностика готовности и подготовка
к переходу в среднее звено школы

Раздел Тема занятий Кол-во часов
1. Диагностика 1. Выявление уровня сформированности необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене. 4
2. Развитие произвольности психических
процессов
1. Формирование умения принять учебную задачу. 0,5
2. Формирование умения действовать по правилу. 0,5
3. Формирование приемов самоконтроля. 0,5
3. Развитие
понятийного
мышления
1. Игры и упражнения на развитие теоретического анализа и синтеза («Анаграмма», «Эхо», «Зашифрованное слово», «Занимательная лесенка», «Змейка», «Отгадай метаграмму», «Слова» и др.). 1
2. Игры и упражнения на формирование умения сравнивать понятия. 1
3. Игры и упражнения на развитие умения строить обобщения на отвлеченном материале. 1
4. Формирование умения выделять основание классификации на понятийном уровне. 1,5
5. Упражнения, направленные на анализ отношений понятий. 1,5
4. Развитие
внутреннего
плана действий.
1. Решение комбинаторных задач в наглядно-образном плане.
Варианты занимательных задач «Прыгающий заяц», «Почтальон»:
 
а) задачи в одно действие; 1
б) задачи в два действия; 1,5
в) задачи в три действия. 2
2. Решение комбинаторных задач в мысленном плане:  
а) задачи в одно действие; 1
б) задачи в два действия; 1,5
в) задачи в три действия. 2
3. Решение словесно-логических задач (с постепенным увеличением количества данных в условиях и требуемых действий). 2,5
5. Рефлексия 1. Развитие умения анализировать свои впечатления, чувства, ощущения. 1
2. Развитие адекватной самооценки выполнения учебных заданий, в соответствии с условиями деятельности. 1
3. Осознание собственных учебных действий и суждений. 1
Итого: 26

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-проекта «Деньги в долг». Если Вам требуется в самые быстрые сроки оплатить непредвиденные расходы, приобрести товары или услуги, то больше не надо тратить время на поиск того, где можно взять деньги в долг срочно. Посетив сайт интернет-проекта «Деньги в долг», который располагается по адресу http://V-Dolg.Net, Вы сможете воспользоваться удобными интерактивными инструментами, позволяющими оперативно подобрать кредитора и отправить онлайн заявку на получение денег в долг.