НАШ ЧЕЛОВЕК В КЕМБРИДЖЕ
Парадоксы британской карьеры
Можете ли вы представить себе психолога — нашу
соотечественницу, выпускницу МГУ начала 80-х,
кандидата наук — в качестве научного сотрудника
университета — нет, не такого, какими именуют
себя наши поспешно переименовавшиеся
пединституты, а знаменитого Кембриджского?
«Почему бы и нет?» — ответите вы. И будете правы.
Лет пятнадцать назад такая карьера не грезилась
самым мечтательным советским психологам.
Сегодня этим уже никого особо и не удивишь — за
рубежом на психологической ниве работают
десятки, если не сотни наших соотечественников,
причем кое-кто — довольно успешно.
Остается только снять шляпу перед высоким
профессионализмом этого человека и его завидной
целеустремленностью, ну и, может быть, немножечко
позавидовать удачному стечению обстоятельств (которое,
конечно, тоже не стоит сбрасывать со счетов).
ИЗ КЕМБРИДЖА — В ШКОЛУ
Ну а теперь еще вопрос, каверзный. Можете ли вы
себе представить, что этот психолог, чье
благосостояние (по крайней мере в его внешних
атрибутах) может вызвать бешеную зависть у
любого российского коллеги, всерьез подумывает
об уходе с академической стези и
переквалификации... в школьного психолога?
Измотанные нашей действительностью коллеги,
наверное, уже крутят пальцем у виска, не в силах
иначе объяснить столь вздорную причуду. Из
Кембриджа — в школу?! Правда, тоже кембриджскую.
Ведь мы под Кембриджем обычно подразумеваем
именно университет, а это на самом деле очень
милый маленький городок (в часе езды от Лондона),
давший название университету. Все равно, однако,
не верится — слишком уж велик, по нашему
разумению, перепад в статусе.
Смею заверить читателя, что данная ситуация не
выдумана автором этих строк. Человек, о котором
идет речь, — Динара Петяева, когда-то писавшая
диссертацию под руководством М.И. Лисиной, а ныне
вот уже двенадцатый год проживающая в Англии. С
нею я знаком очень давно, с детства, но в
последние годы видимся мы, понятно, нечасто.
В последнюю встречу мне довелось из ее уст
услышать много такого, чем не терпится
поделиться с читателями. С ее любезного согласия
осмелюсь вынести на газетную полосу кое-какие
детали ее профессиональной биографии, которые,
надеюсь, помогут нам всем понять мотивы ее
неожиданного выбора, да и кое-что уяснить в своем
собственном профессиональном самоопределении.
Ибо по английским меркам переход из ученых в
школьные психологи — это вовсе не утрата статуса,
а как раз наоборот!
ПО ВОЛЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Стоит отметить, что делать карьеру в Англии
Динара изначально не планировала, а следовала
традиционным путем советского психолога:
университет, аспирантура и «далее со всеми
остановками».
Можно даже сказать, что на берегах Альбиона она
оказалась не по своей воле, а в силу сложившихся
обстоятельств — вместе с детьми последовала
туда за мужем, получившим в Кембридже
соблазнительный грант (правда, в совсем другой
научной сфере).
Иная в такой ситуации махнула бы рукой на свою
ученую степень и принялась блаженствовать в
статусе английской домохозяйки. Но для человека
с головой такое блаженство длится недолго,
голова требует деятельности. Полученная на
родине профессиональная подготовка диктовала,
казалось бы, единственный возможный путь — в
науку.
Правда, тут существует важное отличие. Если в
России научная карьера подобна наезженной колее,
попав в которую следует спокойно двигаться от
одного верстового столба к следующему, то на
Западе, в частности в Англии, она скорее подобна
бегу с препятствиями и лишь ближе к концу
напоминает размеренное движение по прямой
гладкой дорожке.
В Англии молодой специалист предлагает свою
кандидатуру различным научным учреждениям,
ведущим исследования по его профилю. Такого рода
исследования ограничены конкретными сроками,
точнее — отпущенными на них средствами (причем
крайне редко — государственными). Удостоившись
быть принятым в какую-то научную команду,
специалист выполняет соответствующую работу, а
по ее завершении либо принимается за следующую в
той же команде, если получен новый грант, либо,
чаще, снова рассылает свое резюме по разным
инстанциям, предлагая свою кандидатуру.
С каждым разом его послужной список приобретает
все больше веса и солидности, что в конце концов
позволяет рассчитывать на постоянное место
работы в качестве преподавателя и исследователя.
Понятно, что такой профессиональный путь напрочь
лишен исконно советской привилегии —
уверенности в завтрашнем дне. На поиск новых
вариантов могут уходить месяцы, причем никак
финансово не обеспеченные.
В этом марафоне естественное преимущество имеет
тот, кто стартовал вовремя, то есть в юности. Те же,
кто, подобно Динаре Петяевой, вышел на дистанцию
в зрелые годы, неизбежно обречены на отставание.
Для них обретение стабильного статуса маячит в
слишком отдаленной перспективе.
К тому же, по английским законам, заработная
плата научного работника зависит от его возраста
— старшие получают больше. Поэтому руководитель
научного проекта заинтересован либо нанять
опытного работника с солидным послужным списком
и платить ему много, либо поручить ту же работу
человеку помоложе, которому можно платить
существенно меньше. Человеку зрелого возраста со
скромным послужным списком в этой ситуации
получить работу труднее всех.
ЕСЛИ ВЫ НЕ КУРТ ЛЕВИН
Свою нынешнюю работу Динара искала почти год и
получила, по ее мнению, в силу исключительно
удачного стечения обстоятельств. На то, что
обстоятельства и впредь будут складываться
столь же удачно, надежды очень немного. Так что
перспективы научной карьеры в данном случае
трудно назвать блестящими. И поиск нового
направления тут был продиктован банальной
житейской причиной — стремлением к более
надежному социально-экономическому положению.
Поэтому нашим ученым соотечественникам, которые
перешагнули тридцати-, а тем более сорокалетний
рубеж, но продолжают мечтать о Сорбонне или
Беркли, надо отдавать себе отчет: их поезд, скорее
всего, уже ушел. Даже если подвернется счастливый
билет, то это будет не пожизненный абонемент в
купе-люкс, а всего лишь плацкарта до ближайшей
пересадки, после которой, по всей вероятности,
придется возвращаться домой — к занятым местам,
утраченным связям и упущенным возможностям.
Для большинства из нас вероятность успешной
научной карьеры за рубежом не более реальна, чем
выигрыш в лотерею. Если вы, конечно, не Курт Левин
или Карен Хорни. Правда, тут выдающиеся
способности и высокий научный статус на родине
еще ничего не гарантируют. Пример тому — не менее
выдающиеся фигуры, вроде Карла Бюлера или Курта
Коффки, которые так и не сумели найти себя в
эмиграции.
Но как же в таком случае повести себя женщине-психологу,
которая в силу семейных обстоятельств уже
пустила корни в английской земле и чьи дети по-английски
говорят едва ли не лучше, чем по-русски? Оставить
собственный домик, словно срисованный с
рождественской открытки, и вернуться в
московскую квартиру? А где работать, когда все
хорошие места давно заняты? Не в школу же, в самом
деле, идти, с ее безумными стрессами и
смехотворными окладами!
ОЧЕВИДНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
В наших условиях такой вынужденный выбор был бы
достоин сочувствия. В Кембридже ситуация совсем
иная. Там школьный психолог — фигура очень
уважаемая. По крайней мере не менее, чем психолог-исследователь
или преподаватель вуза.
А уж в материальном плане преимущества очевидны
и неоспоримы. Минимальный заработок школьного
психолога на низшей ступеньке карьеры — 20 000
фунтов в год, а по прошествии всего нескольких
лет успешной работы эта сумма может удвоиться. (Переводить
в рубли лучше и не пытаться во избежание нервного
срыва.)
Но это впечатляющее различие — не самое
существенное. В Англии школьный психолог играет
совсем иную роль, чем у нас. Начать с того, что в
штатном расписании конкретной школы должность
психолога не предусмотрена. Психолог работает
при окружном административном центре и опекает
сразу несколько школ, иногда — до десятка.
Понятно, что ни о каком психологическом
сопровождении учебно-воспитательного процесса в
таких условиях речь не идет. Фактически психолог
играет роль своеобразной «скорой помощи»,
откликаясь на экстренные запросы педагогов
школы. Причем выполняет он почти исключительно
диагностические функции — с помощью
разнообразных методик выносит авторитетное
суждение о психологическом состоянии того или
иного ребенка.
Чаще всего диагностики требует интеллектуальная
недостаточность, аутичное поведение, крайне
распространенный ныне «синдром гиперактивности
с нарушениями внимания». На основании данного
суждения (по-английски так и именуемого — statement),
выносится решение о дальнейшей судьбе ребенка, в
которой психолог практически участия не
принимает — коррекция не входит в его
обязанности.
А поскольку все дети, независимо от их
способностей и проблем, обладают равными правами
на получение образования, речь тут идет о
соответствующей практической помощи в учебе —
вплоть до записи материала в тетради, коли сам
ученик на это не способен. Выполняют эту работу,
часто непосредственно сидя рядом с ребенком на
уроке, за очень невысокую (по английским меркам,
разумеется) плату люди без всякого образования,
— как правило, это молодые девушки, планирующие
свою педагогическую карьеру, — для них это
своего рода практика.
ПЕРЕУЧЕННЫЕ УЧИЛКИ
Целесообразность и эффективность такого
подхода, честно говоря, представляется довольно
спорной, однако в Англии он принят повсеместно. И
тамошние школьные психологи были бы немало
удивлены тому, чем занимаются их российские
коллеги. Они там кроме диагностических методик
могут и вовсе ничего не знать, поскольку от них
большего не требуется.
Понятно, что и соответствующую подготовку там
можно получить довольно быстро — за год. О высшем
психологическом образовании тут речь не идет.
Зато педагогическая подготовка считается
обязательной. Более того, чтобы получить
подготовку школьного психолога, необходимо
сначала не менее двух лет отработать в школе в
качестве учителя.
Вот ведь как забавно получается: для нашей
академической элиты «наспех переученные училки»
— предмет постоянной злой иронии, а в Англии —
основа всей системы школьной психологии. При
этом снова нелишне добавить, что консультативные,
терапевтические, тренинговые, просветительские,
коррекционные функции в их обязанности не входят.
А освоить Векслера и Равена вообще-то вполне
можно и за год.
Сегодня кандидат психологических наук Динара
Петяева ведет уроки в английской школе,
нарабатывая необходимый учительский стаж. Можно
не сомневаться, что школьным психологом по
английским меркам она станет очень хорошим. В
глубине души она лелеет надежду, что свой
практический опыт в роли школьного психолога
сможет обобщить в каких-то научных публикациях —
дает о себе знать академическая закваска. Но ждут
от нее совсем не этого.
А чего ждут от нас? Ведь тут вам не Кембридж! К
сожалению... Или к счастью?
Сергей СТЕПАНОВ |