Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

Практическая деятельность
как фактор развивающего обучения

Cегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления (курение и т.п.).
Исходя из этой необходимости — включения взрослых форм деятельности в учебный процесс, — мы решили выпускать газету.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Идея создания газеты в школе не нова. Во многих образовательных учреждениях существуют и собственные периодические издания, и радиоточки. Особенностью нашей работы является то, что она построена на концепции подростковой школы, автором которой является экспериментальная площадка Московской ассоциации развивающего обучения (МАРО) под руководством Б.Д. Эльконина.
Это обстоятельство не просто делает нашу работу теоретически обоснованной, а наполняет ее особым содержанием, позволяющим обыкновенное дело (давно известное, может быть даже традиционное) сделать адаптационным пространством для перехода в мир взрослых.
В основу своего проекта мы положили рамочный подход в постановке цели, предложенный Б.Д. Элькониным. Суть его заключается в том, что каждая цель имеет горизонт действия и является определенным этапом в достижении одной общей цели — предельной рамки.
Всего представлено шесть областей.
Первая (это и есть предельная рамка) — антропологическая. Предполагает развитие определенного типа человека.
Вторая — культурно-возрастная — связана с решением проблемы личного действия подростка, такого действия, которое позволило бы выпускнику найти свое место уже во взрослом мире.
Третья — рамка приобретения инструментальных знаний, с помощью которых можно проектировать нечто новое.
Четвертая — конкретное действие подростка, связанное с выражением собственной точки зрения.
Пятая — область деятельности учащихся, связанная с исследованием, решением задач, сочинительством.
Шестая — просто участие школьников в практической деятельности.
Рамочный подход в постановке цели дает возможность, с одной стороны, видеть перспективу своей деятельности, а с другой — действовать в тех пределах, которые на сегодняшний день доступны. Это удерживает от надрыва в работе, ненужного стремления к достижению тех высот, которые еще чужды самим подросткам, но желаемы для взрослых.
Структура работы позволяет сохранить спонтанность деятельности учащихся, благодаря которой любое дело становится живым.
Наличие большого количества функциональных сторон, динамичность и разноплановость проекта позволяют включить в него неограниченный круг участников.
Принимаются и индивидуальные, и коллективные труды.
За четыре выпуска газеты в проекте участвовало 25 школьников в качестве журналистов, верстальщиков, разносчиков газет.
Данная деятельность позволяет решить как межличностные проблемы учащихся, так и внутриличностные конкретного подростка. Мы уже являлись свидетелями подобных изменений и готовы признать, что гипотеза о развивающем характере подростковой школы действительно имеет практическое подтверждение.
И еще очень важный момент. Данная деятельность меняет характер взаимоотношений между взрослыми и подростками (учителями и учащимися, родителями и детьми). Уже сейчас мы видим зарождение основ сотрудничества. Мы надеемся, что нам хватит сил вырастить их до атмосферы сотрудничества во всей школе, основанной на взаимоуважении и взаимной ответственности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим цели подростковой школы и соотнесем их с концепцией школьной газеты.

1-я область — антропологическая (предельная) рамка.

Конечно, участие в издании газеты само по себе не развивает определенный человеческий тип. Тем не менее концепция практической деятельности предполагает предельную образовательную цель.
Предельной рамкой нашей работы является развитие крепкой духовной личности. Личность, которая владеет способностью восхищаться, может видеть чудо каждый день.
Такой фундамент развивает у ребенка следующие способности:

  • умение делать выбор и принимать решения;
  • умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
  • умение быть автономным.

Последнее умение особенно важно, так как для большинства российских людей характерно стремление к противоположному полюсу шкалы — к глубинному душевному контакту с другим человеком. Но из-за отсутствия культуры автономии любая потеря партнера оборачивается для человека трагедией.
Кроме того, предельной целью является формирование такой мотивации, когда человек, выходя из стен школы, осознает свое место в жизни.

2-я область — культурно-возрастная рамка

Эта цель, согласно концепции подростковой школы, опирается на работы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о «культурном возрасте».
Культурно-историческое содержание подросткового кризиса отражает существенные черты и вызовы времени.
Основное психологическое новообразование, согласно концепции подростковой школы, основано на появлении «Другого как Другого».
В связи с этим возникает проблема самоопределения — проблема личного (уместного) действия.
Работа по созданию школьной газеты, на наш взгляд, находится в пределах данной рамки. Эта работа связана с соотнесением собственного замысла, творческого азарта с восприятием этого замысла другими, которыми являются и сверстники, и старшеклассники, и взрослые (учителя, родители). Реализация каждого замысла связана с исследованием и принятием решения.
Например, в первом номере нашей газеты «Переменка» есть рубрика «Игры нашего класса».
Поначалу была игра в классе, нечаянно обнаруженная учителем. «Оригинал» включал и оскорбительные выражения, и нецензурные слова. Позже, в День самоуправления, когда «учителями» были школьники, эту игру уже предложил учитель, являющийся в тот момент «учеником». В ней та же идея была отражена другим языком и в другой форме (этот вариант и представлен в газете).
Тогда подростки, будучи учащимися 9-го класса, данную интерпретацию не приняли, она оставила их равнодушными.
В 10-м классе, когда обсуждался вопрос, что напечатать в газете, игра уже вызвала бурную реакцию, смех, и было принято решение опубликовать ее. Причем учащиеся не возражали указать и свои фамилии.
Ребячья игра послужила муляжом, пробным шаром. Будь она напечатана в первоначальном виде, она была бы негативно воспринята и сверстниками, и взрослыми. Она вызывала смех только у узкой группы людей.
Второй пробный шар был создан учителем. Возможно, поэтому он и не вызвал интереса, так как был воспринят как «чужое».
На следующий год игра уже вызвала интерес не только по содержанию, но и как возможный вариант рубрики.
Выходом за пределы является другой этап работы — реализация издания. Газету нужно продать. Причем желательно не только внутри школы, но и вне ее. Более того, газета должна быть достаточно интересной, чтобы привлечь внимание спонсоров. Именно спонсорские взносы позволяют сделать игру завершенной, так как из них работникам газеты будет выдаваться зарплата.
Работа в пределах данной рамки является нашей целью.

3-я область — логико-эпистемологическая рамка (приобретение инструментальных знаний)

Подростковое знание — это активное знание, то есть знание-средство. С помощью знакомого понятия подросток пытается опробовать нечто новое.
Моделирование должно стать основным действием в обучении подростка (Давыдов В.В., Репкин В.В.), а модель — основным предметом и несущей конструкцией обучения. Согласно идее подростковой школы, превращение объектного знания в инструментальное составляет нерв обучения.
Практически все элементы работы по созданию очередного номера газеты связаны с подобным превращением. Например, подготовка материала для печатания.
Сочинение стихов требует более глубоких знаний по литературе, и учащиеся 6–7-х классов (именно они больше всего сочиняют стихов) начинают консультироваться у учителей по поводу ритма, правильного подбора слов и т.д.
Им приходится обращаться к литературным источникам, произведениям классиков и уже там находить образцы стихосложения.
Учащиеся старших классов в своих статьях, исследуя определенный вопрос, используют знания по истории, экологии и другим предметам.
Компьютерная верстка позволяет не только реализовать знания по информатике, но и пополнить их.
Необходимость добиться окупаемости издания, да еще и заработать, заставляет задуматься о тематике статей, форме их изложения, чтобы на газету был спрос. В данном случае используются знания по экономике. Именно детям принадлежит идея привлечения спонсоров и размещения их рекламы.

4-я область — рамка способа действия

Деятельность по созданию газеты является той ситуацией, благодаря которой опробуются выстроенные ранее схемы. Это может быть схема по созданию своего дела, взаимодействия с внешним миром и т.д.
В целом данная практическая деятельность является моделированием ситуаций взрослой жизни, позволяющих преобразовывать свои знания, наблюдения, точку зрения в некое произведение, печатный материал, отражающий мнение определенной возрастной группы.

5-я область — типы работ в подростковой школе

В подростковой школе выделяется четыре основных типа работ.
1-й тип — изучение, исследование;
2-й тип — продуктивные формы (сочинительство, живопись);
3-й тип — решение задач;
4-й тип — доказательства и техники рассуждения.

В нашей практической деятельности используются типы 1, 2 и 4. На сегодняшний день наша работа находится в пределах данной рамки.
Отдельным учащимся удается отразить с помощью статьи свою точку зрения, позицию. Под позицией понимается не просто мнение учащегося, о котором он заявляет, а творчество, в котором отражается определенное видение жизни.

6-я область — рамка техник работы

Согласно идее подростковой школы — это включение своего действия в действия других. В данном случае — это само участие в практической деятельности, определение своей роли в ней.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов, «служб» школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Примерный перечень тем представлен в приложении.
Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.
Концепция издания предполагает работу в духе гуманистических традиций.
Любой материал, в котором представлена позиция автора, должен быть изложен в форме, близкой к «я-высказыванию»
Предполагается изначальное принятие «другого» как ценности. Критика допускается, но она не должна носить оскорбительного характера.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д.
Недопустимо использование ненормативной лексики. Отражение же неформального общения той или иной возрастной группы допускается.
Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Центральная проблема содержания обучения в подростковой школе заключается в поиске способа действия. Но в целом в содержании обучения выделяется 3 области:
1) предметно-понятийная структура учебного предмета;
2) логико-предметный и логико-психологический анализ способа действия (поиска) ученика;
3) методика обучения, связанная со стандартом постановки учебной задачи.
Первая область рассматривает категорию знания. По содержанию знание имеет понятийное устройство. По происхождению знание — это мысль, которая не отражает реальность, а преломляет ее, преобразовывает. Таким образом, во-первых, знание не отражение, а преобразование.
Во-вторых, преобразование воссоздается в особой знаковой форме, в пределе — это текст.
В-третьих, преобразование осуществляется с помощью понятия, которое само по себе является опосредованным видением реальности. Формой знания является предметное действие человека.
Работа по созданию газеты побуждает учащихся применять обобщенные знания, понятия для осмысления реальности. Необходимость отразить эту реальность в письменной форме и сделать ее интересной для восприятия других людей заставляет отражать с помощью понятий и бытийные представления, преобразовывать реальность в свою точку зрения, в позицию.
Вторая область рассматривает природу позиции ученика. Психологически позиция — это, с одной стороны, положение наблюдателя, а с другой — видение не «из себя», а «из другого».
Третья область связана с понятием пробного шара. На наш взгляд, газета таким пробным шаром и является.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно концепции подростковой школы, организационные формы должны побуждать развитие мышления. Это должны быть формы инициации мышления.
Для этого необходимо выстраивать ситуации, в которых возникает теоретическое мышление.
В результате создания таких ситуаций меняется способ существования ученика в школе, его способ работы; меняется пространственно-временная координация учебных предметов, обогащаются формы работы.
Согласно исследованиям Г.А. Цукерман и З.Н. Новлянской, основное направление детских инициатив и самодвижение развиваются в плане отношений, то есть в психолого-социальном плане. Соответственно, в пространстве основной школы должны быть представлены организационные формы для порождения и удержания, для оформления этих инициатив.
Определены два пути построения таких организационных форм.
Первый путь — это путь инициативы детей, возникающий из нужд интеллектуальной сферы. Примером такого пути является опыт З.Н. Новлянской и Г.Н. Кудиной, когда на уроке литературы возникла инициатива детей издавать некие периодические издания. Этот опыт длился в течение полутора лет. В классе появились три конкурирующие редколлегии, которые выпускали свои газеты с конкретной борьбой за читателя, за автора.
Второй путь — это когда взрослый приносит в подростковую жизнь новые предметности, оформляющие запросы подростка на решение своих собственных социально-психологических проблем и задач своей собственной жизни. Примером является экспериментальный курс школьной психологии, созданный Г.А. Цукерман.
В нашем случае сама идея издания газеты исходит от взрослых. Но появилась она и приобрела форму как деловая игра на основе детских запросов.
В старших классах он прозвучал во время деловых игр на уроках обществознания, когда подростки с большим удовольствием на «выборах президента» задавали его команде каверзные вопросы, спорили относительно правильности политического курса.
Здесь проявилось желание учащихся интерпретировать определенные события, высказать свою точку зрения, быть участниками общественной жизни и влиять на общественное мнение.
В среднем звене учащиеся приносили свои стихи, с удовольствием рассказывали об увлечениях. Им больше хотелось быть услышанными, почувствовать заинтересованность взрослых в их жизни. Однако данные потребности проявлялись в литературной форме в основном у детей «благополучных», достаточно успешных в учебе. «Трудные» дети ее проявляли «показыванием себя». Причем они не боялись быть смешными, непонятными для взрослых. Это наблюдение тоже было заложено в основу деловой игры.
В среднем звене обнаружилась еще одна потребность учащихся, которая, как мы предполагаем, связана с чувством взрослости подростков, — это потребность зарабатывать деньги. Ее испытывали и те учащиеся, родители которых выдают им некоторую сумму на расходы, и ученики, в семьях которых есть денежные затруднения.
По-разному эта потребность и удовлетворялась: «благополучные» дети пытались собирать металл, или бутылки и таким образом заработать капитал, «трудные» — забирали деньги у сверстников. В таком поведении тоже отражаются противоречия взрослого мира.
Исходя их этих потребностей и наклонностей учащихся, мы предложили идею деловой игры. Она заключается в том, что ученики занимаются не только созданием газеты, воспроизводя работу настоящего, «взрослого» издания, но и распространяют ее, рекламируют, ищут спонсоров и таким образом зарабатывают деньги.
В таком полном варианте игры в ней могут участвовать и «благополучные» и «трудные» дети, и старшеклассники и учащиеся среднего звена, и экстраверты и интроверты. Последнее тоже очень важно, так как в активную школьную и внешкольную жизнь, как правило, вовлекаются экстраверты. В игре очень много профессиональных ролей: журналисты, распространители, специалисты по рекламе, компьютерной верстке и т.д.
Организационные формы игры переживают несколько этапов. Сначала дети проявляют себя в качестве журналистов. Взрослые задают тему номера, распределяют обязанности между учащимися, изначально предполагая их возможности, или создают номер на основе разрозненных детских статей.
Распространение газеты тоже осуществляется с помощью взрослых.
На этом этапе сложилась команда учителей, помогающих учащимся в работе.
Учитель русского языка (корректор), консультирует творческие работы, проверяет грамотность.
Учитель информатики, помогает осуществлять компьютерную верстку.
Завуч по внеклассной работе (директор), занимается финансовыми вопросами, отслеживает этапы работы газеты, координирует действия команды педагогов. Он отвечает за распространение газеты, привлекает к этой деятельности учащихся (впоследствии будет распределять заработную плату работников газеты).
Ответственным редактором является автор проекта. Он ответственен за содержание газеты, ее оформление. Ответственный редактор задает тематику каждого номера, распределяет обязанности между учащимися, создает макет будущего номера. Осуществляет непосредственную работу с детьми по подготовке каждого номера.
Задача каждого из команды педагогов — постепенно свои полномочия передавать детям так, чтобы качество практической деятельности не пострадало.
Следующие этапы могут разворачиваться как угодно, в зависимости от ситуации. Каждая новая ситуация определяет следующий шаг.
Наша практическая деятельность пока находится на начальном этапе.
Содержание практической деятельности представляет своего рода задачу, которая побуждает развитие таких качеств, как инициативность, активность. В то же время эти качества проявляются в рамках общечеловеческих ценностей, гуманистических традиций.
Организационная форма практической деятельности представляет собой деловую игру, моделирующую ситуацию взрослой жизни и позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению.

Ф. ШВЕЦ,
педагог-психолог,
п. Лучегорск,
Приморский край

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство
— с начальными классами;
— с классами среднего звена;
— со старшими классами;
— с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.;
— с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты

1. Спортивные новости.
2. Летопись школы (история школы).
3. Мнение эксперта.
4. Игры нашего класса.
5. Пробы пера (литературная страничка).
6. В мире интересного.
7. События, факты (информационные новости школы).
8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
9. История нашего города.