Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2003


ИГРОТЕКА

ТОРГ

Психологическая игра

Цель. Способствовать личностному самоопределению подростков; облегчить процесс самопознания и работы над собой.
Задачи. Важно, чтобы подросток:
в игровой, непринужденной форме поработал над осознанием самого себя: задумался о своих «плохих» и «хороших» сторонах, разобрался в себе более глубоко;
соотнес себя с другими людьми (сверстниками — партнерами по игре, взрослыми, литературными героями), осознав, каких качеств, имеющихся у других людей, ему не хватает;
выстроил собственную индивидуальную программу выработки тех качеств, которых ему не хватает для успешности в жизни, в той или иной сфере деятельности, и получил «экспертную оценку» этой программы.
Условия проведения. Желательно проводить занятие с подростками 13–15 лет, которые уже достаточно хорошо знают друг друга. Количество участников 15–40 человек. Необходимо просторное помещение (желательно актовый или спортивный зал, холл).
Оборудование. Таблички из плотной бумаги размером примерно 7 х 15см (по 10 штук на каждого игрока); английские булавки; бумага формата А4; ручки, маркеры — для каждого участника; копировальная бумага — один лист для каждого участника игры.
Время. Может варьироваться от 1,5 до 2,5 часов.

ХОД ИГРЫ

I этап.
Подготовительный
(10 минут)

Участники садятся в круг.
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами собрались поиграть в психологическую игру, которая называется «Торг». Это интересная игра, и, конечно, вы можете просто развлечься с ее помощью... Но если вы отнесетесь серьезно к тому, что здесь будет происходить, то сможете узнать про самого себя много нового, увидеть себя со стороны и даже попытаться измениться или, по крайней мере, начать работать над собой... Расскажите сейчас, пожалуйста, кто с каким настроением пришел сюда сегодня.

Каждый из ребят по кругу высказывается.

Ведущий. А сейчас каждый возьмите по листу бумаги и ручке. У вас будет 10 минут на следующее задание: написать 10 качеств, характеризующих вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества, но обратите внимание — это должны быть качества внутренние, они не должны описывать внешность (например, «симпатичный»), не должны отражать социальное положение или какие-то успехи (например, «богатый», «отличник). Постарайтесь написать такие 10 качеств, среди которых были бы и положительные, и отрицательные с вашей точки зрения, чтобы, глядя на свой список, вы могли сказать: «Да, это я, я — такой». Всем понятно? Приступайте и постарайтесь работать самостоятельно, серьезно, не бойтесь честно взглянуть на себя.

Ребята приступают к работе. Ведущий в это время подходит и смотрит на то, что получается. Его роль на этом этапе — отследить, не написал ли подросток внешнее качество, все ли ему понятно, и помочь подростку дать более четкое название.

Ведущий. Теперь взгляните еще раз на те 10 качеств, которые написали, еще раз удостоверьтесь, что это ваши качества, что вы достаточно объективно подошли к описанию себя. И когда будете в этом уверены, перепишите, пожалуйста, каждое из 10 ваших качеств на отдельную табличку. После этого прикрепите все ваши таблички булавками себе на одежду. После этого мы приступим ко второму этапу игры.

II этап.
Основной
(40–60 минут)

Ведущий. Итак, каждый из вас описал себя, 10 качеств каждого из вас могут видеть другие ребята. Наверняка что-то вам нравится в себе, а от чего-то вам хотелось бы избавиться. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность — поменяться качествами.
Посмотрите на своих знакомых ребят, у каждого из них есть 10 качеств, написанные на табличках. Каких из этих качеств у вас нет, но вам бы очень хотелось их иметь? Возможно, этому человеку по каким-то причинам «надоело» это его качество. А вы хотите избавиться от чего-то из своего «набора».
Тогда попробуйте заключить сделку! Поменяйтесь! Итак, у вас есть сейчас 15 минут на совершение обмена. Качества можно менять только одно на одно — просто поменяйтесь табличками! Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои!

Ребята начинают хаотично ходить по комнате, рассматривая таблички друг друга и совершая обмены. На этом этапе задача ведущего — стимулировать сделки, чтоб их было совершено как можно больше.

Примечание для ведущего. Скорее всего, на этом этапе довольно много ребят отнесутся к заданию несерьезно и будут менять «все на все» просто из интереса и азарта. Не препятствуйте этому, главная цель этого этапа игры — чтоб ребята вошли во вкус, научились совершать сделки, изучили «рынок качеств».
Примерно через 10–15 минут, когда ребята осуществили уже достаточно много сделок, ведущий останавливает игру и просит всех сесть на свои места.
Ведущий. Ребята, вы сейчас совершили много разных сделок. Остановитесь и обратите внимание, что за человек получился из вас! Вам нравится эта картина? Точно ли вам хочется быть именно таким?
Представьте сейчас этого человека в ваших повседневных делах — вот он такой общается с мамой, делает доклад на уроке, гуляет с друзьями... Нравится ли вам то, что получилось? Или вы бездумно разбазарили все, что у вас было? Отдали все, что просили другие?
Подумайте об этом. Может, что-то вам захочется вернуть из своих качеств? Может, получившаяся картина не совсем вас удовлетворяет?
У вас есть еще какое-то время на обмены — сделайте себя таким, каким хотите быть! А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться — задумайтесь об этом еще раз.

Ребята продолжают совершать обмены. Ведущий на этом этапе наблюдает за ребятами, отслеживая, кто из них серьезно подошел к делу, а кто продолжает просто веселиться.

Примечание для ведущего. Вы можете попытаться повлиять на кого-то из ребят, кто не смог начать серьезную игру, поговорив с ним в таком ключе: ты можешь продолжать так же играть, но это твой шанс понять себя, понять, чего ты хочешь добиться, каким хочешь стать. Неужели в твоей реальной жизни все так нравится тебе?
Видя, что игра потеряла активность, ведущий останавливает игру.
Ведущий. Сейчас каждый из вас совершил определенное количество сделок. Что-то было легко, кого-то пришлось убеждать.
Обращаю ваше внимание, что далеко не все из вас эффективно использовали возможности рекламы как двигателя торговли! Сейчас посмотрите на качества, которые у вас есть, найдите среди них то, которое ну никак не удается никому «продать», и подумайте над его рекламной кампанией.
Что такого хорошего есть в этом, казалось бы, отрицательном качестве? Кому оно может пригодиться?
Например, вы можете сказать, что лень помогает человеку не заниматься всякой ерундой, тратя свои силы попусту, и предложить ее человеку, про которого знаете, что он очень активный, постоянно во всем участвует и устает от этого.
Подумайте, как вы будете рекламировать свои «плохие» качества. Да и чтобы выменять у человека его «хорошее» качество, не помешает подумать, чем оно может мешать ему в его жизни... Устраивайте публичные аукционы, шумные рекламные кампании!
Проявите творчество, выдумку, посмотрите на каждое качество с разных углов зрения. Будьте активны — только тогда вы сможете получить все, что захотите!
Примечание для ведущего. На этом этапе игры предполагается, что ребята смогут по-новому взглянуть на стереотипные качества, увидеть их в новом свете. По большому счету, задача здесь — помочь ребятам увидеть себя по-другому. Этот этап помогает сделать самооценку подростков более адекватной, увидеть хорошие стороны «плохих» качеств и плохие — «хороших». Осознать, что во многом их позитивность и негативность зависит от того, как мы умеем их использовать в своих интересах.
Хорошо, если эта мысль так или иначе прозвучит у ребят, если нет — можно специально обсудить это во время или после игры — в зависимости от ситуации.

Евгения ЛЕПЕШОВА,
психолог гимназии № 42,
г. Кемерово

(Окончание следует)