«ЗАКОН ГАРМОНИИ В НАС»
Материал написан под впечатлением встречи с
автором
популярного теста цветовых предпочтений,
профессором психологии из Швейцарии Максом
Люшером
(см. «Школьный психолог», № 25–26,
2003)
Подавляющие большинство психологов, знакомых с
тестом М. Люшера, мало знают о другом его важном
открытии, без которого широкое применение теста
в различных отраслях психологии было бы
невозможно. Речь идет о направлении, которое мэтр
определил как регуляционная психология.
В его основе лежит представление о
функционировании организма как
саморегулирующейся системы. Книгу, знакомящую с
основами этого психологического направления,
Макс Люшер назвал «Какого цвета ваша жизнь» (с
подзаголовком «Закон гармонии в нас»).
Эту работу ученый считает главным делом своей
жизни. Появление ее русскоязычного издания
совпало с приездом мэтра в нашу страну. Кстати,
Люшер говорит, что именно русский язык и
российская ментальность идеально подходят для
восприятия этой, по его мнению, философски
обоснованной и логически точной науки —
психологии саморегуляции.
ПСИХИКА КАК СИСТЕМА
|
«Если на одном конце
воображаемой линии
мы расположим какое-либо
состояние человека,
то на другом обязательно
найдем его причину», —
считает Макс Люшер
|
Регуляционная психология рассматривается
ее автором как принципиально новое слово в
психологической науке, нечто отличное от всего,
что было создано раньше.
«Именно наличие правильной системы координат,
сформулированной в виде категорий регуляционной
психологии, — считает Макс Люшер, —
позволило мне среди тысяч цветовых стимулов,
доступных нашему восприятию, выбрать те
немногие, которые точно соответствуют нашей
психовегетативной нервной системе. Система
координат регуляционной психологии позволяет
точно определить и описать воздействие цвета на
поведение человека, его мотивацию и стиль
мышления, на его коммуникативные особенности, а
также на все то, что мы переживаем эмоционально».
Люшер говорит, что исходным пунктом работы над
тестом была система саморегуляции психики. «Я
искал цвета, вызывающие определенную реакцию в
организме человека, и мне было все равно, как они
называются. Начал я с того, что стал подбирать
цвет, стимулирующий вегетативные функции
человека. И в результате я понял, что таким цветом
является оранжево-красный. Потом мы провели
серьезное исследование, подключив к нему еще
несколько исследовательских институтов (один в
Румынии , другой в Канаде).
Мы измеряли уровень артериального давления,
частоту пульса, данные ЭЭГ человека, который
смотрел на этот цвет, и обнаружили, что при
восприятии красного цвета эти показатели
возрастали. Потом я начал подбирать цвет, который
бы вызывал противоположную реакцию. И выявил, что
темно-синий, наоборот, вызывает желание
расслабиться.
Есть еще два цвета, на которые практически все
люди реагируют одинаково. Мне удалось подобрать
такой оттенок зеленого, который ассоциируется у
человека с прочностью, стабильностью.
Физиологически это проявляется в непроизвольном
сокращении мышц. Это говорит о том, что человек
себя контролирует.
Желтый цвет, наоборот, связан с
раскрепощенностью, открытостью по отношению к
внешнему миру и другим людям».
МЕЖДУ СЛОВОМ И ЭМОЦИЕЙ
Ни для кого не секрет, считает Макс Люшер, что
цвета имеют определенное воздействие на
человека, а их выбор очень хорошо характеризует
глубины психики.
Однако мэтр утверждает, что с самого начала цвета
не являлись основным предметом его изучения.
«Меня интересовало, каким образом
функционирует психика человека как
саморегулирующаяся система. В физике,
физиологии, биологии мы рассматриваем
функционирование любого объекта как системы.
Психика человека также является подобной
саморегулирующейся системой».
На этом постулате и базируется применение
цветового теста. Выбор цвета проводился с опорой
на эту систему.
Сам Люшер рассказывает об этом так: «Почему я
использую цвета? Для того чтобы ответить на этот
вопрос, надо понять разницу между словом и
эмоциями. Если я попрошу человека описать мне
сюиту из балета «Щелкунчик», то вряд ли он сможет
подобрать слова для передачи тех чувств, которые
возникают при ее прослушивании. Это невозможно.
Чувства и эмоции, которые вызывает музыка, нельзя
передать с помощью слов.
И таким мостиком, ведущим нас к эмоциям, является
цвет. Ведь восприятие цвета — это ощущение, с его
помощью я могу измерить восприятие и чувство. Это
прямой путь к тому, чтобы «увидеть» всю
эмоциональную сферу человека.
При работе над тестом важно прекратить думать.
Здесь необходимо ориентироваться на собственные
ощущения».
ПРОЕКЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Восприятие цвета — объективный и
универсальный процесс. Часто говорят, что тест
Люшера является проективным тестом. Но сам автор
убежден, что это не так.
Проективным тестом является, к примеру, тест
Роршаха. Наше восприятие пятен при его
выполнении — это наши проекции. А в тесте Люшера
мы имеем дело с объективной реальностью.
Воспринимая, к примеру, красный цвет, мы понимаем,
что это объективно красный цвет, а не его
проекция. Специально подобранные цвета теста —
своего рода объективный измерительный
инструмент.
Тест включает 23 цвета и их оттенки, которые
составляют 81 сочетание. Каждый из основных
цветов имеет свою цифру, и все их оттенки также
пронумерованы.
«Повторение цветов нужно для того, чтобы
определить, насколько устойчивы цветовые
предпочтения человека, — поясняет Люшер, — а
толкование, интерпретация результатов
проводится по особой формуле и зависит от силы
индивидуального предпочтения каждого цвета».
Дальнейшие исследования Макса Люшера показали,
что четырем цветам соответствуют четыре типа
ощущения себя. Человеку, предпочитающему синий
цвет, свойственна удовлетворенность жизнью,
тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность,
активность, зеленый — серьезное отношение к
жизни, стабильность, светло-желтый — веселость,
открытость.
Кроме того, «синие» стремятся к единству,
нуждаются в согласии, «красные» — к успеху,
возможности воздействовать на окружающее. Те,
кто предпочитает зеленый (а Макс Люшер считает,
что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к
безопасности и стабильности (власть, знания,
компетентность). «Желтые» настроены на
изменения, им нужна свобода, для того чтобы
надеяться на лучшее.
В рамки этих четырех цветов вписывается и время.
Спокойному синему соответствует протяженность
во времени, оранжево-красному — настоящее,
зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а
желтому — будущее.
КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ
Если мы представим себе прямую линию и на одном
ее полюсе поместим какое-либо качество, то на
другом возникнет то, что тесно с ним связано и
часто является его причиной. Если человек
фрустрирован, то на «противоположном конце»
обязательно будет агрессия.
Или: если человек предпринимает массу усилий,
чтобы стать привлекательным, чтобы его любили,
велика вероятность, что он ощущает комплекс
неполноценности и пытается таким образом найти
выход.
Центр, в котором пересекаются эти воображаемые
линии, Макс Люшер называет «неосознаваемой
совестью». Это не те программы, которые заложены
воспитанием, этическими и религиозными нормами,
а глубинная убежденность человека в том, что
нельзя совершать по отношению к другим то, чего
бы ты не хотел, чтобы совершили по отношению к
тебе. И. Кант назвал это главным принципом этики.
Мы, как психологи, должны не только осознавать
свои чувства, но и понимать, почему они возникают.
Это помогает нам понять чувства и намерения
другого человека.
ЧЕТЫРЕ КОМПОНЕНТА ПСИХИКИ
Согласно теории Люшера, существуют два пути
проявления нашей активности: либо мы сами
определяем, чего мы хотим (директивное
поведение), либо мы позволяем другим понимать это
и влиять на нас (рецептивное поведение).
В зависимости от того, веду я себя директивно или
рецептивно, я выбираю определенную установку по
отношению к другим людям. Эта установка является
первым психологическим (горизонтальным)
измерением.
Склонность к изменчивости — это второе
(вертикальное) значимое психологическое
измерение, считает Люшер. Поэтому можно говорить
о наличии двух полюсов — вариативного
(изменчивого) и константного (постоянного).
При пересечении горизонтального и вертикального
измерений мы получаем декартовы координаты с
четырьмя квадрантами. Они соответствуют четырем
типам самоощущения: уверенность в себе,
самоуважение, внутренняя свобода и внутренняя
удовлетворенность.
Уверенностью в себе обладает тот, кто
одновременно обладает силой и способностью
осуществить то, что намеревается сделать.
Уверенности в себе соответствует красный цвет.
Самоуважением обладает тот, кто живет в
соответствии со своими убеждениями.
Самоуважению соответствует зеленый цвет теста
Люшера.
Внутренняя свобода присуща человеку, который
способен требовать и в то же время отказываться.
Этому состоянию соответствует желтый цвет.
Человеку, который ощущает себя удовлетворенным
от всего того, что у него есть, соответствует
синий цвет.
КАК РАБОТАЕТ ТЕСТ?
При помощи цветов можно очень точно
диагностировать неосознаваемую сферу человека.
Если во время проведения теста мы видим, что
основной цвет (или его оттенки) постоянно
отвергается, то можно сделать вывод о том, что
именно является неосознаваемой причиной
дискомфорта или физического неблагополучия
человека.
Например: красный означает силу, энергию, и если
человек страдает какой-либо болезнью (особенно
это относится к сердечным заболеваниям) или
слишком раздражен, находится в постоянном
стрессе, очень устал, то он отвергает красный
цвет. Если при отклонении красного он предпочтет
темно-синий, то сразу можно сказать, что ему
необходим покой.
Одно только предпочтение синего цвета ничего нам
не говорит, но в сочетании с отвержением красного
указывает на причину — стресс, усталость. Если
это состояние (отклонение красного цвета и
предпочтение синего) продолжает повторяться в
нескольких батареях теста, то можно сказать, что
у человека депрессия. И тогда нужно думать, какие
фармакологические препараты нужны в данной
ситуации.
Опытные специалисты, по наблюдению Люшера,
проводят такую диагностику в течение нескольких
минут.
Создатель теста утверждает, что специалисту,
который знаком с языком цветов, освоил
проведение теста, достаточно увидеть протокол
тестирования, чтобы за несколько секунд
составить психологический портрет человека.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |