|
ДЕВИЗ ПРОСТОРА
|
Нам, взрослым, не хватает очарованности и
увлеченности миром детства.
Мне часто приходится слышать от взрослых жалобы
на трудности воспитания детей, сетования по
поводу беспокойной природы малышей, сложного
характера подростков.
БОЛЬНО ЗА ДЕТЕЙ
Мать, сын которой попал в колонию, вспоминает,
что врачи предупреждали ее, что у нее будут
проблемы с сыном. Отец десятилетнего мальчика
уверяет, что вся жизнь определяется только
инстинктами и что его сын бьет не всех мальчиков,
а только податливых.
Родители другого ребенка убеждают, что у их чада
плохая память, которую нужно обязательно
развивать, и заставляют его учить стихи, —
возмущенный мальчик швыряет книгу с размаху
после нескольких таких упражнений.
Родители одной девочки жалуются, что у них растет
лентяйка, а другой — что у них «вертушка», и даже
— «она у нас такая страшная».
За этими примерами и конкретные лица, и
обобщенный образ взрослого, огорченного и
измученного проблемами своего чада.
Я наблюдала незнакомых мне взрослых и детей в
дороге, в отпуске, и мне становилось больно за
детей.
Мама
просит пятилетнего сына нарисовать машину. Со
старанием и удовольствием малыш, прикусив
язычок, рисует. Вот что у него примерно
получается (на самом деле лучше — потому что это
моя копия).
Но мама огорчена: «Ну, я же тебе показывала, как
надо», — и рисует свой вариант. Вот что у нее
примерно получилось.
Потом
возвращает карандаш сыну и просит попробовать
еще раз. Мальчик сердито бросает карандаш и
отказывается.
Мама предлагает сыну-подростку
сфотографироваться на берегу моря. Мальчик
радостный бежит и стремительно забирается на
красивый большой камень.
Я восхищаюсь его подвижностью, ловкостью и тем,
как мало надо для счастья в десятилетнем
возрасте. Я уже готова сделать для себя снимок
этого незнакомого счастливого мальчишки. Но
вдруг это счастье разрушается сердитым окриком
мамы. Изумленный мальчик спрыгивает и подходит к
маме с выражением вины, покорности и непонимания.
Я, честно говоря, тоже ничего не понимаю.
Оказывается, нужно было встать около камня.
Опустив голову, ребенок встает у камня — это
образ «детства с виновато опущенной головой», и
этот кадр мне уже делать не хочется.
На берегу Черного моря картина всеобщего
благоденствия. Загорелые красивые люди
наслаждаются неутомительной у воды жарой,
соленой прохладой моря и его волнами.
Но вот на пляже мама заставляет простуженную
девочку есть кислое зеленое яблоко: «Ешь — это
витамины». Похоже, девочка уже давно мусолит
незрелый плод, и мама раздражена: «Я устала от
твоих болезней».
Вы пробовали когда-нибудь с больным горлом есть
кислое? Попробуйте, чтобы полностью ощутить
страдания этого ребенка не только от болезни, от
невозможности поплескаться в морской воде и
поиграть с другими детьми, от удивительного
недоверия мамы к ее ощущениям, но и от физических
мучений.
Мальчик по дороге к дому с пляжа прыгает, скачет,
поет, вертится на одной ножке. Мама строгим
голосом: «Сейчас упадешь!» Ребенок через минуту
падает, мама сердито: «Я же говорила!»
ОТКРЫТИЕ МИРА
Я пишу об этом не для того, чтобы обидеть
матерей или отцов, а для того, чтобы взрослые
поняли опасность таких неадекватных реакций на
поведение своих детей.
Те мамы и папы, о которых я рассказываю, едва ли
придавали значение своим поступкам и вряд ли
помнят о них, но если вы, уважаемые взрослые,
прочитав это, начнете припоминать или
оглядываться на свои взаимоотношения с детьми,
то найдете массу подобных примеров, и я верю, что
это поможет вам лучше понимать своих детей и
больше доверять.
Дети в растерянности. Их поступки продиктованы
переполняющим все существо интересом к жизни, к
окружающему миру, а им приходится волей-неволей
подстраиваться к взрослым, дабы не вызвать их
возмущения.
Взрослые не учитывают, что есть детское видение и
понимание мира, таинственное и особенное, когда
хочется стоять на камне с высоко поднятыми
руками, переливать часами воду из одной
бутылочки в другую, ходить по лужам, измеряя их
глубину.
«Они, мальчики, хотят чего-то большого, звучащего.
Встать, раскинуть руки и закричать: «Я сделал
это!!!» Их просто не понимают, они идут иным путем
— придуманным. Увы, взрослые устроены не как
дети, им не понять того, что мальчики хотят
залезть высоко и обойти весь хребет! У мальчиков
где-то внутри звучит какой-то гимн или девиз
простора, и только сами мальчики понимают всю эту
прелесть!»
Это об одноклассниках написала Маша Солеева,
когда я попросила порассуждать о том, как можно
понять, почему мальчики заставили ждать и
волноваться целый класс и трех учителей.
Вот такие процессы состыковки мира детства и
мира взрослых, вхождение в мир культуры возможны
в особой образовательной среде. В окружении, где
интерес к жизни и желание изучать все
многообразие ее проявлений зарождается у
каждого как цепная реакция на различные события.
Такую среду могут создавать взрослые и в семье, и
в школе.
Мне часто приходится приоткрывать мир детства в
высказываниях детей нашего класса, у которых с
первого года обучения развивают способность
письменного самовыражения и не отвергают и не
оценивают их естественные реакции на мир.
Взрослые всего лишь объясняют свое отношение к
происходящему.
У наших педагогов всегда есть возможность
получить обратную связь. С другой стороны, дети
адекватно воспринимают даже резкие высказывания
учителя по поводу их поступков, но вот выводы они
имеют возможность делать сами.
Надо иметь в виду, что так воспринимаются те
взрослые, которые умеют слушать детей, дают им
возможность самостоятельно действовать в этом
мире и постоянно демонстрируют свое уважение к
миру детства со всеми его ошибками и неудачами. И
напряжение, возникающее во взаимоотношениях,
носит продуктивный характер.
Поэтому характерное для возраста 11–14 лет
снижение самооценки не коснулось нашего класса.
ПОСМОТРИМ НА РИСУНОК
Когда дети достигают 11–12-летнего возраста,
взрослые удивляются: «Наш-то не слушается нас, от
рук отбился, ничего не понимает, хоть кол на
голове теши! Учиться не хочет!»
Да простят меня взрослые — опять я с обличением.
Терпите — наши дети научились это делать (умолчу,
какой ценой).
Вся беда в том, что вынужденные подчиняться и
молчать, дети перестают приобретать опыт
взаимодействия, в частности, с миром взрослого.
Чтобы понять, как по-разному вы с детьми видите
происходящее, попросите их нарисовать свою семью
в символах. Этот тест, приведенный психологом из
США В.Оклендер в ее книге «Окна в мир ребенка»,
доступен каждому и не требует профессиональной
подготовки, только умения не возмущаться
узнанным, а задумываться: «Если бы вы нарисовали
каждого члена своей семьи в виде изображения,
напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем
реальных людей, что бы это было?»
Затем дети рассказывают, о чем рисунок, дают
пояснения.
Рассмотрев рисунок и поговорив с ребенком, вы
поймете: то, что очевидно для вас (например, ваша
любовь к ребенку, которая выражается в том, что вы
его обеспечиваете материально), для него не так
очевидно. Что музыка, которой его обучают,
доставляющая вам наслаждение, для него
непереносима до боли, и многое другое.
Но самое главное, что вокруг этого рисунка может
начаться разговор, в котором ребенок приоткроет
свой мир, получит возможность общаться с вами на
равных, сопоставляя разные точки зрения, что
очень важно, особенно в 11–14 лет, когда активно
формируется самосознание.
Девочка, 10 лет: «Этот скелет с сердитым лицом —
моя мама, — потом, спохватившись, как бы что-то
припомнив, — этот бант на ее голове значит, что
она окружает меня заботой. Мама часто сердится на
меня и все время занята». (Эти слова девочки —
сигнал для мамы.) Потом девочка продолжает: «Мама
добрая, хорошая, она многое должна успеть и дома,
и на работе», — это девочка сама для себя
оправдывает действия мамы.
Родителям не надо пытаться искать иные смыслы
символов, нарисованных детьми (это удел
профессионального психолога). Важны те, что
предлагают дети, важен ваш диалог с сыном или
дочерью.
Те смыслы, которые находите вы, могут оказаться
недоступны пониманию ребенка.
Попробуйте начать по поводу этого рисунка
разговор: выслушайте сына или дочь, расскажите о
своих желаниях не назидательно, а с восторгом и
упоением.
Попробуйте чаще говорить о своем понимании
вещей, радуйтесь открыто всему, происходящему
вокруг вас.
И вы увидите частичку вашего мировосприятия в
своих детях. Но не ждите большего: так же, как вы,
восхищаться Лунной сонатой Бетховена ваш
ребенок, может быть, и не будет. Но процесс его
поиска ценностей в мире культуры будет успешен,
потому что эту культуру любите и цените вы. Мама и
папа всегда основная опора и ориентир в начале
жизненного пути, несмотря ни на что.
Я знаю одну маму, которая читала сыну вслух
«Мастера и Маргариту» М. Булгакова. Трудно
переоценить ценность такого чтения, хотя книга,
возможно, и трудна для восприятия ребенка. Но
маме было неподдельно интересно, и сын
чувствовал себя приобщенным к миру взрослых,
который, оказывается, не так уж и скучен, а иногда
даже и очень весел.
Не будем для наших детей такими «правильными»
занудами, а расскажем им о настоящей жизни,
веселой и трудной, где необходимо самому нести
ответственность за себя, искать опору в себе, а не
в других — взрослых или сверстниках, и просто не
бояться быть самим собой. И будем жить такой
жизнью вместе со своими детьми.
Я говорю об этом потому, что при отсутствии
умения построить свой неповторимый мир, отстоять
его без юродства, слишком реальна опасность, что
в тот момент, когда исчезнет поддержка, человек
не найдет в себе сил удержаться в этой жизни и
покатится под гору.
О ШКОЛЕ,
УЧИТЕЛЯХ И УЧЕНИКАХ
Однажды педагог нашей школы Борис Борисович
Ярмахов молча наблюдал за игрой детей, а потом
выдал такие удивительные осмысления
индивидуальности каждого, что мне приходится
только жалеть, что это им не записано и не
донесено до родителей.
Такое понимание детской души обнадеживает,
верится, что школа наша найдет свой новый путь,
используя опыт дней минувших, учитывая запросы
дня сегодняшнего и ориентируясь на будущее.
Попытаемся сделать увлекательными для детей
задачи по математике. Это возможно, когда каждый
ищет свой путь решения, а учитель не придирается
к записи, сделанной не по форме. Наш
преподаватель математики Ольга Ивановна
Катышева многое может рассказать о своих
открытиях.
И я, три года проработав в школе, не перестаю
радоваться и удивляться миру детства и жалею, что
у меня не было такой возможности раньше.
И в учениках, с которыми я работаю, выявляется
столько неповторимого, удивительного,
очаровывающего, что это с лихвой компенсирует то
творческое напряжение на уроке, когда нужно
внезапно менять его ход или, наоборот, терпеливо
«крутиться» вокруг одной темы.
Пятиклассник интересуется: «Ирина Юрьевна, а
почему вы показываете нам, как работает
компьютерная программа, на примере стихов Маши? У
меня тоже много стихов».
Вполне нормальный вопрос, и понятен апломб, с
которым он прозвучал. Но это школа жизни, и я
отвечаю: «Маша регулярно пишет дневник и в конце
концов находит свой неповторимый стиль
изложения. Она вводит самостоятельно свои тексты
на переменках в компьютер (два компьютера стоят в
классе) и приносит мне дискету. Я-то тут при чем?»
Происходит это во время знакомства с
компьютером, когда дети всем классом наблюдают
за программными операциями, выполняемыми мной, и
пытаются запомнить как можно большее их
количество.
А запись Маши такова:
«Сегодня, когда я села делать математику, на стол
рядом легла моя кошка. Она беременна, и я решила
положить руку ей на живот, и я почувствовала ее
котят, они тихонько стукали своими хвостиками ей
в живот. И потом я узнала, что мы одного котенка
возьмем на 3 месяца, а может, и побольше, и во мне
засияло солнце, и я развеселилась. И эти котята
стукали мне в руку, и я их чувствовала сильнее. И
один был самый сильный, он попадал мне в руку
своей головой. А в это время моя кошка уснула, и я
убрала руку, но даже тогда, когда я смотрела ей на
живот, то я видела, как они буянили у мамы в
животе, и на руке у меня остались чувства, когда
котята били руку мне. Через некоторое время,
когда я снова положила ей на живот руку, то я
почувствовала, что буря утихла и котята спят».
С каждым днем мир детства становится мне все
понятней и интересней. Мы вместе открываем его,
приобретая знания, умения и навыки не за отметки
и не за зарплату, а потому, что каждому интересно
и нужно что-то: детям — из мира культуры, взрослым
— из мира детства.
Вот так и получается Человек образованный
(продвинутая разновидность Человека разумного?).
Ирина КАЛИСТРАТОВА,
г. Нижний Новгород |