|
КАРТИНА ИЗМЕНЕНИЙ
|
Психолого-педагогическая карта учащегося
в системе учебно-воспитательной работы педагога
Развитие, воспитание и обучение ребенка
требует огромных педагогических усилий по
созданию учебно-воспитательного развивающего
пространства.
В.В. Давыдов писал о том, что современная система
обучения должна соответствовать принципу
доступности, согласно которому педагоги могут
управлять темпами и содержанием развития через
обучение. И в системе среднего образования, в
школе, необходимы не только новые способы
диагностики динамики развития, обученности и
воспитанности ребенка, но также фиксация данных
изменений всеми участниками образовательного
процесса в единой доступной форме.
С данной целью многие специалисты разрабатывают
специальные карты, таблицы, дневники наблюдения,
диаграммы и пр.
Представленная «Психолого-педагогическая
карта» (ППК) является одним из решений данной
проблемы. При ее составлении авторы
руководствовались актуальной необходимостью
сделать работу с подобными документами,
помогающими отслеживать и фиксировать уровень и
продвижение психического развития ребенка,
более технологичной, удобной, доступной,
наглядной.
Целью психолого-педагогической карты является
фиксация системных лонгитюдных наблюдений
классного руководителя или учителя-предметника
за развитием, воспитанием и обучением ребенка.
Настоящая психолого-педагогическая карта
позволяет создать объективную картину
изменений, происходящих с ребенком за весь
период обучения в школе; на основе соотнесения
данных, полученных педагогом методом наблюдения,
с данными других специалистов (психолога,
социального педагога и др.), организовать
индивидуальное и дифференцированное обучение
учащихся класса, группы; своевременно оказывать
медицинскую, педагогическую и психологическую
помощь.
Психолого-педагогической карте отводится особая
роль в создании объективной картины развития,
воспитания и обучения ученика.
Комплексный взгляд специалистов разных областей
поможет добиться большей объективности
наблюдений за изменениями, происходящими с
ребенком.
В психолого-педагогической карте сделана
попытка представить развитие сферы воспитания и
обучения максимально широко.
Психолого-педагогическая карта основана на
принципе полярных профилей, где слева прописаны
высокие показатели (образцы, примеры)
сформированности тех или иных качеств,
характеристик, а справа — показатели
несформированности данных параметров.
Центральная часть листа ППК представлена
листком-вкладышем, ранжирующим данные
показатели и определяющим уровень их проявления:
высокий уровень (6–5 баллов), средний уровень (4–3),
низкий уровень (2–1).
Основным методом получения информации о ходе и
результатах развития является метод наблюдения
за учащимися в процессе обучения и во внеурочное
время.
В течение определенного периода времени (одна
четверть) учитель наблюдает за проявлениями тех
качественных характеристик, которые
представлены в карте, а затем фиксирует их на
листке-вкладыше в виде точки, которая
соответствует, по мнению педагога, степени
проявления данного качества. Полученные точки
затем соединяются в график.
К концу года получится картина из нескольких (по
количеству замеров) графиков, которые, по нашему
мнению, целесообразно выделять различными
цветами для наглядности. Возможны варианты
фиксации наблюдений в зависимости от цели,
которая стоит перед педагогом. Например, каждую
четверть, на конец первого и второго полугодий, в
начале и конце учебного года.
Далее учитель анализирует каждую карту и
выявляет проблемы в развитии, обучении и
воспитании учащихся. Они должны быть ранжированы
по степени сложности и значимости для учащегося,
но их не должно быть более трех, так как решить
большее количество проблем качественно педагогу
очень сложно.
Выявленные проблемы вносятся в «Программу
индивидуальной работы с учащимся», а рядом с
каждой проблемой фиксируется планируемая
учителем деятельность по коррекции, воспитанию,
обучению. Проблемы вносятся в программу
индивидуальной работы в зависимости от цели
наблюдений и логики исследования (каждую
четверть, на конец первого и второго полугодий, в
начале и конце учебного года).
В конце учебного года учитель делает записи в
разделе «Примечания».
Листок-вкладыш и «Примечание» подклеиваются в
начале каждого нового учебного года, таким
образом к окончанию школы в карте будут
представлены все изменения в развитии ребенка за
годы обучения.
Вся информация, накопленная учителем о ребенке в
ППК, а также в «Программе индивидуальной работы с
учащимся», является базовой для написания
характеристики на каждого учащегося класса.
Сводные таблицы анализа ППК помогают увидеть
особенности всего класса.
При разработке психолого-педагогической карты
были использованы труды Шамовой, Марковой,
Третьякова, Воронковой.
Психолого-педагогическая карта проверялась на
базе специальной (коррекционной) школы № 14 в
течение двух лет учителями начальной школы.
Учителя отмечают, что психолого-педагогическая
карта удобна в работе, так как отражает все
особенности здоровья, черты характера, отношение
к учебе; раскрывает особенности высших
психических процессов у каждого ребенка, что
позволяет спланировать учебную деятельность
индивидуально для каждого ученика; осуществить
подбор коррекционно-развивающих упражнений.
Содержание карты широко охватывает все стороны
развития личности. Удобен принцип полярных
профилей, так как можно более точно определить
индивидуальное проявление параметра у каждого
ученика, позволяет наблюдать динамику развития,
обучения и воспитания ребенка.
На основе данных карт легче осуществить
преемственность между начальным и средним
звеном.
В заключение следует отметить, что
психолого-педагогическая карта решает большое
количество проблем организации обучения в школе:
помогает накопить информацию об изменениях,
происходящих с ребенком за весь период обучения;
рассматривает почти весь комплекс проблем
развития, обучения и воспитания ребенка;
помогает эффективнее подбирать методы и приемы
обучения, разрабатывать индивидуальные
программы для учащихся школы, прогнозировать
возможности и ход развития ребенка.
Кроме того, психолого-педагогическая карта дает
возможность педагогу овладеть
психолого-педагогическим понятийным аппаратом,
осознать психологические и педагогические
понятия, приобрести практические и
теоретические знания по каждому аспекту
развития, обучения и воспитания умственно
отсталого ребенка.
Исходя из анализа содержания и формы настоящей
психолого-педагогической карты учащегося и
опыта работы с ней, можно говорить о том, что
карта является доступной, удобной, наглядной
формой фиксации получаемых эмпирическим путем
данных об изменении в психическом развитии
учащегося и может быть использована в работе
общеобразовательных учреждений и специальных
учебных заведений.
В качестве иллюстрации прилагаются первые две
страницы карты.
Светлана МИХАЛИЦИНА,
заведующая по научно-
методической работе
специальной (коррекционной) школы № 14
Юлия ЛИПЕЕВА,
старший преподаватель
кафедры психологии
и педагогики
естественно-географического факультета НГПУ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
|