Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Школа безопасности

Практические занятия
для подростков и юношей

Насилие в современном мире — распространенное явление. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации — в школе, на отдыхе, в общественном месте. Не является исключением и семья, несмотря на то что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является непременным условием нормального развития ребенка.
Насилие означает принуждение, которое осуществляют субъект или группа для достижения поставленных целей. Это может быть физическое, психическое, социальное воздействие на человека, вынуждающее его прервать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.
В настоящей программе рассматривается проблема нефизического насилия, которому подвергаются подростки и юноши в различных сферах жизни, в том числе и в семье.
Как показывает опыт практических психологов, в подростковом и юношеском возрасте в период утверждения и признания среди сверстников, в период самоопределения и отдаления от взрослых наши дети часто оказываются неподготовленными к негативному воздействию со стороны общества (пренебрежение, унижение, угрозы
и т.д.), что может привести к нарушению нормального хода развития личности.

Эффективность программы

Анализ обратной связи проведенной работы показал, что подростки:
— стали лучше формулировать свои мысли, понимать себя, изменили свое отношение ко многим вещам;
— отметили, что во время работы группы было комфортно, уютно, безопасно;
— стали более спокойными, уверенными, самостоятельными.
Участники отметили также, что работа в группе помогла им узнать о себе что-то хорошее, поднимала настроение, помогла разрешить индивидуальные сложные ситуации, завести новых друзей и лучше узнать старых, и они хотели бы и дальше участвовать в такой же работе.
Отзывы участников
— «Мне стало немного легче переживать неприятную для меня ситуацию».
— «Я научилась справляться со случаями, в которых человек меня ненавидит».
— «Научился стабилизировать свое настроение».
— «Я поняла, что со своими проблемами можно и нужно бороться с помощью людей, близких ко мне».
— «Эти занятия прекрасно действуют на внутренний мир человека, помогают избавиться от жизненных трудностей, любить жизнь».

Цель программы: обучение ненасильственному взаимодействию как способу успешной социализации подростков и юношей.

Задачи:

1. Развитие навыков принятия решений в кризисных ситуациях,
угрожающих насилием.
2. Стабилизация адекватной самооценки, укрепления структур
«Я — взрослый».
3. Развитие адаптивных навыков поведения.

Условия проведения

Для реализации программы мы выбрали групповую работу, так как в группе каждый участник может чувствовать себя принятым и активно принимающим других, он пользуется доверием группы и не боится доверять сам. Такая атмосфера позволяет ребятам рассказывать о трудных случаях и получать поддержку от других участников и от ведущего.
Постоянно действующая обратная связь позволяет подросткам узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы.
Группы формируется из учеников 8–10-х классов общеобразовательных школ.
На подготовительном этапе важно:

провести переговоры с директором школы, заместителем директора по воспитательной работе;
выступить на родительских собраниях с темой «Профилактика насилия» и презентацией программы;
пригласить желающих старшеклассников на групповые занятия.

Занятия проводятся в тренинговых классах. Работа каждой группы занимает 24 часа, по 3 часа в течение 8 дней. Перерыв между занятиями более одного дня не желателен.

Время проведения: программа тренинга рассчитана на четыре встречи по четыре часа (с дальнейшим расширением).

Материалы: бейджики, плакат «Правила», вывески с афоризмами, бланки анкет, бланки опросника К. Томаса, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.

Тематический план

Первый день

Второй день

Третий день

Четвертый день

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

1. Знакомство с группой

Каждый пишет свое имя на бейджике и продумывает три свои главные особенности. Самопрезентация участников.

2. Цели программы

Ведущий. Каждый из нас в жизни периодически сталкивается с принуждением.
Когда нас принуждают к чему-либо, это причиняет душевную боль. Часто мы не знаем, как с этим бороться, как противостоять, потому что принуждение не всегда связано с агрессивностью, жестокостью, грубостью. Порой к чему-либо неприятному и нежелательному, сознательно или нет, принуждают нас близкие и родные люди. Но несмотря на это мы все равно испытываем тяжелые и неприятные чувства.
Иногда бывает, что мы сами поступаем так по отношению к окружающим. В дальнейшем мы с вами будем называть такие ситуации ситуациями насилия (имея в виду нефизическое насилие), ситуациями, когда нам наносят эмоциональный, психологический вред.
Наша задача постараться проанализировать такие ситуации, найти способы выхода из них и научиться применять их в жизни.

3. Ожидания

«Что я жду от себя; от группы; от тренинга; от тренера». Заполнение анкеты. Проговаривание по кругу.

4. Принятие правил работы в группе

Вывешиваются «Правила», обсуждаются, принимаются каждым участником.

5. Психогимнастика

Игра «Поменяйтесь местами».

6. Перерыв

7. Информационный блок

Ведущий. Насилие означает принуждение, которое может осуществлять человек, семья или группа для достижения поставленных целей, угрожающее физическому здоровью или психологическому комфорту.
Как уже говорилось, мы будем обсуждать ситуации нефизического насилия. Насилие может играть позитивную роль (когда преступника сажают в тюрьму). Но чаще это понятие связано с вредным воздействием на человека, особенно если ситуация насилия повторяется очень часто и мы не можем ее избежать. Тогда мы испытываем очень глубокие, сильные, неприятные чувства. Такая ситуация тяготит, раздражает, мучает, а порой вызывает агрессию с нашей стороны. Давайте поговорим о том, какие случаи можно отнести к ситуации насилия.

8. Мозговой штурм

Участники называют возможные ситуации насилия. Результаты записываются на доске. Анализ зоны риска. Насилие может направляться на: подавление свободы; реализацию интересов и способностей; самооценку (самоуважение) и др.

9. Мозговой штурм

Определение конструктивных способов снятия напряжения. Каждый по кругу называет способ, каким он пользуется, чтобы избавится от напряжения, все остальные поднимают руки, если пользуются таким же способом или он им понравился. Обсуждаются конструктивные варианты снятия напряжения.

10. Психогимнастика

«Найди компанию».

Ведущий. Когда я скажу: «Начали», вы начнете двигаться в любую сторону. Я буду называть цифры, означающие скорость: например, 10 — медленно, 20 — быстрее, 30 — еще быстрее и т.д. Как только вы наберете нужную скорость, я назову другую цифру (от 2 до 5). Именно в таком количестве вы должны «сцепиться», взяв друг друга под руки.

11. Домашнее задание

Ведущий. Выберите дома три ситуации насилия, с которыми вы бы хотели поработать на следующем занятии.

Участники проговаривают и записывают выбранные ситуации.

12. Завершение

«Что я уношу с собой?»

ВТОРОЙ ДЕНЬ

1. Приветствие

«Подмигни, пожми руки, обними». Участники, стоя друг против друга, по сигналу ведущего показывают цифры 1, 2 или 3 с помощью пальцев. Если цифра совпадает, то в зависимости от номера подмигивают друг другу, жмут руки или обнимаются. Если не совпадает, то приветствуют друг друга способом, соответствующим меньшей цифре.

2. «Я — успешный психотерапевт для своих друзей»

Участники в малых группах по очереди рассказывают о трех ситуациях насилия, которые им пришлось пережить. Анализируют стратегии поведения внутри ситуаций и способы их профилактики. Определяют конструктивные стратегии и способы профилактики.

3. Мозговой штурм

Участники пытаются выделить признаки, по которым они определяют возможность возникновения ситуации насилия. Записывают их на доске.

4. «Я — выдающийся дипломат в ситуациях насилия»

Каждый участник рассказывает о способах профилактики. После обобщения ведущим результатов предыдущего шага каждый участник называет возможные варианты поведения при наличии предвестников ситуации насилия.

5. Перерыв

6. Тест К. Томаса

Раздаются бланки теста. Участники заполняют их и с помощью ключа определяют индивидуальную стратегию поведения.

7. Анализ раздаточного материала: «Основные способы преодоления ситуации насилия».

8. «Обезьяна, заяц, слон»

Все встают в круг. Ведущий демонстрирует, какой фигурой обозначается каждое животное, затем в хаотичном порядке указывает на того или иного участника, который вместе с двумя соседями должен быстро выстроить фигуру названного животного.

9. «Я преодолевающий»

Ролевая игра. Задается сюжет, и участники в малых группах обыгрывают ситуацию, пытаясь найти конструктивные пути ее разрешения.

Варианты сюжетов:
1. Перемена. Лена собирает портфель на другой урок, к ней со злым лицом подходит Варя и говорит:
— Я тебя просила не подходить к моей подруге Светке! Еще раз увижу, держись!
К Лене подходит Марина и та самая Света.
2. Сергей, новенький, появился пару недель назад, приходит в класс и садится к Свете, с которой он успел познакомиться.
Его отзывает Вася и злобно предупреждает:
— Я уже раз сказал, не подсаживайся к Светке! Еще раз рискнешь — хуже будет!
Вася отходит. К Сергею подходят Света и Стас.

Самые эффективные варианты демонстрируются всем и обсуждаются.

10. Домашнее задание

Участники по кругу называют те реальные ситуации насилия, в которых они попытаются отработать полученные навыки.

11. Завершение

«Что я уношу с собой?»

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

1. Приветствие

«Пожелание». Первый желающий подходит к любому из участников по своему усмотрению, произносит пожелание на сегодняшний день, а также приветствует не вербально. Выбранный участник подходит к следующему и т.д. Обсуждается: «Что я испытывал, когда желал и когда желали мне».

2. «Что помогало или мешало мне преодолеть ситуацию насилия»

Участники по очереди анализируют, удалось ли им выполнить запланированное на предыдущем занятии задание.

3. «Мои достоинства»

Участники самостоятельно составляют список своих достоинств и анализируют в кругу, насколько тяжело или легко было выполнять это задание.

4. «Мы с тобой похожи, мы с тобой разные»

Участники становятся в круг и, бросая друг другу мячик, называют общее или различное между собой.

5. Перерыв

6. «Я могу сказать «нет»

Ролевая игра. Участники разбиваются на группы и пытаются в процессе ролевой игры найти адекватный вариант заданной ситуации. Самый удачный вариант демонстрируется всем и обсуждается.
Возможные сюжеты:
1. Твой друг/подруга (или твоя девушка/парень) приглашает тебя в гости. Когда ты приходишь, он (она) очень настойчиво предлагает попробовать покурить марихуану (попробовать наркотик).
Роли: «предлагающий» (задача: действовать достаточно настойчиво); «отказывающийся» (задача: отказаться, не вызвав конфликт); «наблюдающий» (задача: смотрит и фиксирует развитие игры для последующей обратной связи).
2. Если в группе пять и более человек, ситуация следующая.
Ты приходишь в гости к своим близким друзьям. Все настойчиво предлагают покурить с ними марихуану (попробовать наркотик).
Роли: «друзья» (задача: действовать достаточно настойчиво); «отказывающийся» (задача: отказаться, не вызвав конфликт); «наблюдающий» (задача: наблюдать и фиксировать развитие сюжета для последующей обратной связи).

7. «Моя броня»

Участники пытаются вспомнить и проговорить фразу, которая помогает им в самых сложных ситуациях, когда они расстроены, взволнованы и т.д. Те, кто не может вспомнить, создают свою «броню» во время занятия, если необходимо, с помощью ведущего и остальных участников.

8. Домашнее задание

Участники по очереди проговаривают и записывают реальные ситуации, где бы они могли применить умение сказать «нет».

9. Завершение

«Что я уношу с собой?»

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

1. Приветствие

«Подмигни, пожми руку, обними». (Содержание: см. второй день.) Анализ изменений по сравнению со вторым днем.

2. Домашнее задание

Анализ результативности выполнения домашнего задания в кругу: что помогало и что мешало выполнять.

3. «Сигнал»

Участники сидят в кругу, держа руки на коленях соседа слева и справа. Хлопают по коленям по или против часовой стрелки (или одновременно в разных направлениях).

4. «Мои биографии»

Раздаточный материал —отрывные карточки.
Ведущий. Многие считают, что у них одна биография от рождения до сегодняшнего дня. На самом деле таких биографий много. Запишите те, у кого есть биография...
Варианты биографий:
1. Я — заводила в компании.
2. Я — протестующий (ая).
3. Я — влюбленный (ая).
4. Я — хулиган (ка).
5. Я — классная девчонка (классный парень).
6. Я — умница (умник).
7. Я — обиженный и др.
Затем участники по кругу называют возможные биографии, те, у кого они есть, записывают.

Ведущий. Теперь распределите свои биографии от самой эффективной до менее эффективной по следующему критерию.
Варианты критериев:
1. Сколько ни ори, мне все равно.
2. Я — лучшая невеста на свете (лучший жених).
3. Никто, никогда не подумает на мне жениться (выйти за меня замуж).
4. Я могу все преодолеть.
На стене вывешиваются ленты, на которые нанизываются «биографии» (можно выложить на столе). Обсуждаются.

Вопросы ведущего:

1. Для первого критерия. Выбрать последовательность, которая может претендовать на название «Само спокойствие». Остальные участники могут выбрать, от кого бы они хотели услышать совет: что нужно изменить в последовательности, для того чтобы носить звание «Само спокойствие».2. Для
второго критерия: звание «Лучшая невеста», «Лучший жених».
3. Для третьего критерия: звание «Самый стойкий».

5. Перерыв

6. «Я — взрослый в прошлом и сейчас»

При помощи ведущего участники определяют, что входит в понятие «Я — взрослый».
Участники по очереди отвечают на вопросы:
— Когда ты впервые почувствовал радость оттого, что ты взрослый?
— Когда ты испытывал такие же чувства последний раз?
— Что ты можешь сказать взрослому Толе (имя подростка) и т.д. от себя нынешнего?

7. «Чемодан»

Два участника справа от начинающего дают обратную связь («Мне в тебе нравится...»).

8. «С чем я ухожу?»

9. «Паровоз-сообщение»

У участников на спине прикрепляется листок, и каждый желающий пишет, что привлекательного в этом человеке он увидел во время занятий.

10. Заполнение анкеты

Участники заполняют анкету «Мои ожидания и опасения».

Н. БАКЛАН,
О. ГЛУЗДОВА,

г. Нижний Новгород