|
«ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИМЕТ НА РАБОТУ...»
|
Психологический практикум
для старшеклассников
Практикум посвящен
социально-психологическим аспектам построения
успешной будущей профессиональной карьеры, он
может быть включен в программу
профориентационной работы в школе.
Практикум состоит из двух этапов (занятий). На
первом занятии учащиеся получают необходимые
теоретические сведения по теме, подкрепляя их
усвоение выполнением практических заданий; на
втором проводится профориентационная ролевая
игра «Собеседование при приеме на работу».
Практикум всегда вызывает живой интерес у
старшеклассников, проходит ярко, эмоционально.
Кроме того, такая профориентационная работа дает
возможность отойти от скучноватой схемы
«профтестирование — рассказ о профессиях» и
раскрывает большие возможности для творчества
учащихся и ведущего — психолога.
В каждой группе занятие проходит по-новому, все
зависит от изобретательности ведущего и
особенностей группы.
Преимущество предлагаемого практикума
обеспечивается также и простотой технологии его
проведения:
— не требуется специального оснащения и
оборудования (оформление класса — «творчество»
ведущего и участников);
— не обязательны специальные знания по
психологии (которых чаще всего нет у учащихся
обычных, не лицейских и не гимназических,
классов);
— не ставится жестких рамок продолжительности
проведения занятий, она варьируется в
зависимости от возможностей, которыми
располагает психолог;
— предлагаемая методическая разработка
является основой создания различных модификаций
занятий как в плане сообщения теоретических
знаний (предоставлен краткий список литературы в
помощь ведущему, хотя каждый психолог может
использовать свои разработки, новые публикации
по этой теме, которых сейчас появляется
достаточно много), так и игровой части.
В наше время профессиональный навык сам по себе
не обеспечивает работы и построения карьеры. Для
этого необходимо уметь представить свои
возможности и способности на рынке труда,
расположить к себе людей, создать свой
неповторимый имидж. Именно этому посвящен
предлагаемый психологический практикум.
Мало знать что делать, важнее знать как!
Практика показывает, что целесообразно
проводить подобные занятия с учащимися
выпускного 11 класса. Предполагается, что
учащиеся на начальных этапах профориентационной
работы уже ознакомлены с результатами
диагностики своих профессиональных
способностей, у них сформирован
профессиональный план (выбрана профессия,
продуманы пути ее получения).
В ходе занятия выпускники, которые уже стоят на
пороге самостоятельной трудовой деятельности,
имеют возможность еще раз проанализировать,
являются ли представления о будущей профессии
достаточными и правильными, могут оценить
уровень своей психологической подготовки к
построению профессиональной карьеры.
I этап
Как составить резюме
Учащиеся получают информацию о том, что такое
резюме, какова основная цель его написания
Ведущий. Резюме (самохарактеристика)
— одно из самых эффективных средств саморекламы
на рынке труда. Цель резюме — привлечь внимание к
себе при первом же заочном знакомстве,
произвести благоприятное впечатление. Если
внимание привлечь не удалось, значит резюме не
сработало.
Происходит знакомство с универсальной
структурой резюме. В качестве практического
задания учащимся предлагается составить свое
резюме.
Представьте, что ваш профессиональный план
успешно реализуется, и наступил тот момент, когда
вы готовы начать свою трудовую деятельность.
Решите сами, когда это произойдет: вы уже
получили необходимое образование или планируете
начать работать, продолжая учиться. На какую
должность вы претендуете, сколько вам лет, каково
ваше семейное положение — сегодня у вас есть
возможность представить свое будущее так, как вы
хотите.
Итак, вам необходимо прорекламировать свои
способности на рынке труда — составить резюме,
которое не позволит работодателю пройти мимо
вашей кандидатуры.
Учащиеся составляют резюме. Перед началом
выполнения задания психолог, ведущий занятие,
напоминает, что основные требования,
предъявляемые к стилю написания резюме, — это
краткость, конкретность, целенаправленность,
честность.
Как достичь успеха при помощи имиджа
В беседе с учащимися обсуждается, что такое
имидж, из каких составляющих складывается это
понятие.
Ведущий. Считается, что люди судят о
нас по внешнему впечатлению, которое мы
производим в первые минуты знакомства и
разговора. Именно такие качества личности, как
внешность, голос и умение вести диалог, могут
сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей
жизни.
Если ваш внешний вид не внушает доверия и ваша
манера держаться оставляет желать лучшего, то
окружающие просто отключаются от вас. Чтобы
создать свой имидж, не обязательно быть от
природы привлекательным человеком, необходимо
умело использовать то, что у вас есть.
Учащиеся знакомятся с советами психологов
относительно таких составляющих имиджа, как
одежда и оптимальный выбор ее цвета, тембр голоса
и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие
аспекты проблемы создания собственного
неповторимого имиджа.
Используя полученные знания, члены группы
создают «имидж-картинку» — цветной рисунок,
коллаж и т.д., отражающий их представление о своем
образе, который они считают оптимальным для
важной деловой встречи (собеседования при приеме
на работу).
Примечание. Практические задания
(написание резюме, создание «имидж-картинки»)
могут быть предложены в качестве домашних
заданий.
II этап
РОЛЕВАЯ ИГРА
«СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ»
Работа в малых группах. У каждого участника
должно быть составленное им резюме и
«имидж-картинка».
Ведущий. Вы решили принять участие в
конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас
подготовлено резюме, внешний вид соответствует
вашим представлениям об идеале (имидж-картинка).
Теперь необходимо подтвердить свои
профессиональные притязания непосредственно
при собеседовании с работодателем.
Перед началом собеседования ведущий обсуждает с
участниками игры направление вопросов и
критерии отбора, выделяя параметры оценки
профессионально важных деловых и личных качеств
кандидата.
Каждый участник игры проходит собеседование в
своей малой группе, где остальные члены группы
выступают в роли работодателей. После обсуждения
выдвигается один кандидат от группы, который
выглядел наиболее убедительно и полностью
подтвердил свои претензии на вакантную
должность.
Прошедшие отбор в малых группах продолжают
конкурс между собой. Остальные участники на этом
этапе игры представляют коллектив организации,
которая набирает новых сотрудников.
Возможны различные варианты собеседования,
например, выбирается «совет директоров»,
принимающий окончательное решение о приеме на
работу. Но в любом случае все «члены коллектива»
имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и
их мнение учитывается при выборе самого
достойного из претендентов.
Примечание: участники игры защищают право
занимать заявленную ими должность в
соответствии со своими профессиональными
предпочтениями. Поэтому в финале вполне могут
соревноваться представители разных профессий,
так как оценивается прежде всего
психологическая подготовка к построению
профессиональной карьеры, умение убедительно
обосновать свой профессиональный выбор. В
условиях игры отмечается, что «организация,
принимающая сотрудников на работу, располагает
вакансиями по различным профессиональным
направлениям, но число этих вакансий
ограничено».
После того как собеседования с претендентами
закончены, они должны выйти из класса, чтобы не
слышать обсуждения «членами коллектива» их
кандидатур.
Когда «работодатели» сделали свой выбор, все
претенденты приглашаются в класс, и
представитель работодателя (ведущий,
председатель совета директоров) торжественно
объявляет, кто из них принят на работу, поясняя
причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору
самого достойного кандидата проходит довольно
бурно, поступают предложения отметить
нескольких понравившихся работодателю
претендентов. Поэтому целесообразно кроме
одного участника, принятого на работу, выбрать
еще тех, кто «принят с испытательным сроком»,
«приглашен на стажировку с перспективой
дальнейшего трудоустройства» и т.п.
Обязательное условие: ведущий должен
проконтролировать, чтобы при подведении итогов
был дан анализ причин выбора, отмечены типичные
ошибки и главное — сильные стороны прошедших
собеседование претендентов.
В заключение участникам предлагается обсудить
итоги занятия. Ведущий может стимулировать
обсуждение — спрашивать о трудностях, с которыми
столкнулись участники, о личном опыте, который
они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о
своем личном опыте, чувствах и впечатлениях,
игравшие роль «представителей работодателя» — о
своих.
Участие в психологическом практикуме открывает
перед старшеклассниками возможности осознать
свои профессиональные ожидания, отношение к
профессиональной карьере, развить творческие
способности, навыки общения; укрепляет веру в
свои силы и закладывает основы психологически
грамотного практического поведения.
Наталья ЗАЛОМНОВА,
г. Пенза
ЛИТЕРАТУРА
1. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб.:
Питер Пресс, 1996.
2. Пиз А. Язык телодвижений. — Новгород: Ай Кью,
1992.
3. Психологические аспекты подбора и проверки
персонала/ Сост. Н.А. Литвинцева. — М.:
Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
4. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор
профессии: путь к успеху. — Дубна: «Феникс +», 2000. |