Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

«ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИМЕТ НА РАБОТУ...»

Психологический практикум
для старшеклассников

Практикум посвящен социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры, он может быть включен в программу профориентационной работы в школе.
Практикум состоит из двух этапов (занятий). На первом занятии учащиеся получают необходимые теоретические сведения по теме, подкрепляя их усвоение выполнением практических заданий; на втором проводится профориентационная ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».
Практикум всегда вызывает живой интерес у старшеклассников, проходит ярко, эмоционально. Кроме того, такая профориентационная работа дает возможность отойти от скучноватой схемы «профтестирование — рассказ о профессиях» и раскрывает большие возможности для творчества учащихся и ведущего — психолога.
В каждой группе занятие проходит по-новому, все зависит от изобретательности ведущего и особенностей группы.
Преимущество предлагаемого практикума обеспечивается также и простотой технологии его проведения:
— не требуется специального оснащения и оборудования (оформление класса — «творчество» ведущего и участников);
— не обязательны специальные знания по психологии (которых чаще всего нет у учащихся обычных, не лицейских и не гимназических, классов);
— не ставится жестких рамок продолжительности проведения занятий, она варьируется в зависимости от возможностей, которыми располагает психолог;
— предлагаемая методическая разработка является основой создания различных модификаций занятий как в плане сообщения теоретических знаний (предоставлен краткий список литературы в помощь ведущему, хотя каждый психолог может использовать свои разработки, новые публикации по этой теме, которых сейчас появляется достаточно много), так и игровой части.
В наше время профессиональный навык сам по себе не обеспечивает работы и построения карьеры. Для этого необходимо уметь представить свои возможности и способности на рынке труда, расположить к себе людей, создать свой неповторимый имидж. Именно этому посвящен предлагаемый психологический практикум.
Мало знать что делать, важнее знать как!
Практика показывает, что целесообразно проводить подобные занятия с учащимися выпускного 11 класса. Предполагается, что учащиеся на начальных этапах профориентационной работы уже ознакомлены с результатами диагностики своих профессиональных способностей, у них сформирован профессиональный план (выбрана профессия, продуманы пути ее получения).
В ходе занятия выпускники, которые уже стоят на пороге самостоятельной трудовой деятельности, имеют возможность еще раз проанализировать, являются ли представления о будущей профессии достаточными и правильными, могут оценить уровень своей психологической подготовки к построению профессиональной карьеры.

I этап
Как составить резюме

Учащиеся получают информацию о том, что такое резюме, какова основная цель его написания
Ведущий. Резюме (самохарактеристика) — одно из самых эффективных средств саморекламы на рынке труда. Цель резюме — привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление. Если внимание привлечь не удалось, значит резюме не сработало.
Происходит знакомство с универсальной структурой резюме. В качестве практического задания учащимся предлагается составить свое резюме.
Представьте, что ваш профессиональный план успешно реализуется, и наступил тот момент, когда вы готовы начать свою трудовую деятельность. Решите сами, когда это произойдет: вы уже получили необходимое образование или планируете начать работать, продолжая учиться. На какую должность вы претендуете, сколько вам лет, каково ваше семейное положение — сегодня у вас есть возможность представить свое будущее так, как вы хотите.
Итак, вам необходимо прорекламировать свои способности на рынке труда — составить резюме, которое не позволит работодателю пройти мимо вашей кандидатуры.

Учащиеся составляют резюме. Перед началом выполнения задания психолог, ведущий занятие, напоминает, что основные требования, предъявляемые к стилю написания резюме, — это краткость, конкретность, целенаправленность, честность.

Как достичь успеха при помощи имиджа
В беседе с учащимися обсуждается, что такое имидж, из каких составляющих складывается это понятие.
Ведущий. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.
Если ваш внешний вид не внушает доверия и ваша манера держаться оставляет желать лучшего, то окружающие просто отключаются от вас. Чтобы создать свой имидж, не обязательно быть от природы привлекательным человеком, необходимо умело использовать то, что у вас есть.

Учащиеся знакомятся с советами психологов относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор ее цвета, тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа.
Используя полученные знания, члены группы создают «имидж-картинку» — цветной рисунок, коллаж и т.д., отражающий их представление о своем образе, который они считают оптимальным для важной деловой встречи (собеседования при приеме на работу).
Примечание. Практические задания (написание резюме, создание «имидж-картинки») могут быть предложены в качестве домашних заданий.

II этап
РОЛЕВАЯ ИГРА
«СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ»

Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и «имидж-картинка».
Ведущий. Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж-картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.
Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата.
Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность.
Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.
Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.
Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что «организация, принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».
После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.
Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т.п.
Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное — сильные стороны прошедших собеседование претендентов.

В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может стимулировать обсуждение — спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» — о своих.
Участие в психологическом практикуме открывает перед старшеклассниками возможности осознать свои профессиональные ожидания, отношение к профессиональной карьере, развить творческие способности, навыки общения; укрепляет веру в свои силы и закладывает основы психологически грамотного практического поведения.

Наталья ЗАЛОМНОВА,
г. Пенза

ЛИТЕРАТУРА

1. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб.: Питер Пресс, 1996.
2. Пиз А. Язык телодвижений. — Новгород: Ай Кью, 1992.
3. Психологические аспекты подбора и проверки персонала/ Сост. Н.А. Литвинцева. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
4. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. — Дубна: «Феникс +», 2000.