«ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛУЧШИЙ ПУТЬ»
Семинар-тренинг
Каждая школа ежегодно исправно составляет
план работы и старается выполнять его, вносит
коррективы, руководствуясь последними
методическими разработками и рекомендациями.
Однако зачастую это напоминает попытку добавить
свежих овощей во вчерашний салат.
Семинар-тренинг «Должен быть лучший путь»
позволяет применить системный подход к
разработке концепции развития учреждения и
более целенаправленного планирования.
Цель. Выработать представление о том,
в каком направлении и как будет осуществляться
развитие школы.
Задачи. Пробудить желание двигаться в
направлении позитивных изменений, четко видя
поставленную цель и используя наиболее
выигрышные средства и способы ее достижения.
Способствовать сплочению участников для
достижения поставленной цели.
Участники. Администрация школы и
руководители школьных методобъединений (12–20
человек).
Время проведения. 9–12 часов (3–4
занятия).
ЗАНЯТИЕ 1
Способствовать сплочению участников; начать
разработку концепции развития учреждения
(состояние, сферы развития, планируемый
результат).
1. Формулирование правил работы
Ведущий. Сегодня мы начинаем работу
в семинаре-тренинге, который называется «Должен
быть лучший путь», а речь пойдет о перспективах
развития школы. Перед нами стоит очень
интересная задача: не только изучить поле
деятельности, но и определить возможности
выращивания на этом поле чего-то качественно
нового и полезного. Я думаю, что мы способны с
этим справиться.
На любом тренинге принято формулировать правила
работы. Я хочу предложить следующие (правила
записаны на доске):
Правило общей активности
Результат работы зависит от активности каждого
участника и группы в целом.
Правило времени
Мы не тратим зря свое и чужое время. Время работы
и время отдыха определяется ведущим.
Правило разделения мыслей и чувств
Требуется поделиться мыслями — делимся своими
размышлениями, рассуждениями, умозаключениями.
Требуется поделиться чувствами — сообщаем о том,
что ощущаем, переживаем, чувствуем. Запрещены
оценочные суждения и оскорбления.
Правило единовременности
В обсуждении участвуют все в порядке
очередности. Говорит всегда только один, все
остальные слушают.
Участники могут предложить свои правила.
2. Формулирование цели и
предполагаемого
результата деятельности
Ведущий. Прежде чем приступить к
нашей работе, давайте определимся в понятиях и
терминах.
Концепция — 1. Система взглядов, то
или иное понимание процессов, явлений. 2. Единый,
определенный замысел, ведущая мысль.
Развитие — закономерное,
качественное изменение, характеризующееся как
необратимое и направленное. В результате
развития возникает новое качественное состояние
объекта.
Ведущий. Давайте обсудим, есть ли
необходимость формулирования единого замысла
развития школы, если есть, то почему? Что бы вы
хотели получить в результате нашей совместной
работы?
3. Упражнение «Нас с вами объединяет...»
Ведущий. Сделаем первый шаг и для
разминки выполним такое упражнение. Один из
участников кидает мяч другому со словами: «Я
думаю, нас с вами объединяет...» Далее вы
называете какое-то качество или поведенческую
особенность (не называем пол, возраст, цвет волос,
глаз и т.д.). Тот, кто получает мяч, говорит: «Я
согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если
он не согласен. Этот человек продолжает игру
дальше, кидая мяч кому-то другому. Каждый раз мяч
попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч
не получит каждый.
4.«Настоящее состояние»
Работа над концепцией учреждения ведется по
следующему плану:
— каждый участник пишет пять самых сильных
сторон (достоинств) школы и пять самых слабых
сторон (уязвимых мест);
— составляются общие списки;
— каждый из участников ранжирует названные в
общем списке и сильные, и слабые стороны;
— по рангам выделяются пять основных качеств в
списке достоинств;
— обращается внимание, что пять сильных сторон
являются безусловным преимуществом школы,
фундаментом ее деятельности и не должны в
процессе развития быть утеряны;
— список «уязвимых мест» делим на 3 категории:
требующие немедленного действия, требующие
длительного действия, трудные для решения.
5. «Кристалл развития»
Ведущий. Чтобы развитие школы было
гармоничным, оно должно включать
4 сферы: материальная база, функционирование
(достижения); связи (контакты), представление о
будущем. Вся энергия, направленная на эти 4 сферы,
равна 100%.
Давайте определим, сколько энергии
затрачивается в настоящий момент на каждую из
представленных сфер. На какие сферы нам следует
направить свою энергию, чтобы развитие было
гармоничным?
6. Коллективное сочинение «Идеальная
школа»
Ведущий. Предлагаю направить нашу
энергию в сферу «Представление о будущем».
Сейчас мы будем писать коллективное сочинение о
том, какой будет школа, если нам удастся достичь
желаемого результата.
Представьте, что это уже случилось. Что вы будете
видеть, слышать, чувствовать, приходя на работу?
Писать сочинение мы будем следующим образом:
каждый начинает работу на своем листе. Написав
первый абзац, передаете лист соседу справа. Так
продолжайте делать до тех пор, пока ваш лист не
вернется к вам.
Сочинения зачитываются и вывешиваются на доске.
7. Подведение итогов
Какие чувства Вы испытывали в ходе
сегодняшней работы и что вы чувствуете сейчас?
Что в работе было для вас самым полезным, самым
интересным, самым приятным?
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи
Помочь участникам осознать личную
ответственность на пути развития; задействовать
«спящие» резервы; создать атмосферу поддержки и
взаимопонимания.
1. Рефлексия предыдущего занятия
Ведущий. Какие чувства и какие мысли,
связанные с содержанием семинара-тренинга,
возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете
сейчас?
2. «Приятное воспоминание»
Предлагаю начать наше занятие с приятных
воспоминаний, связанных с вашими успехами на
работе. Вспомните такой случай, опишите ситуацию
и ваши переживания, связанные с успехом.
3. «Мои резервы»
А сейчас давайте поговорим о том, в чем вы свой
успех ощущаете постоянно. Упражнение будете
выполнять следующим образом: первый участник
сообщает, что он делает на работе особенно хорошо
и с удовольствием (от 3 до 5 действий); другие
участники добавляют: «А еще я знаю, что вы...» (и
проговариваются еще какие-то особенности,
умения, способности).
4. «Шаги прогресса»
Предлагаю еще раз вспомнить, к какому
результату мы стремимся (зачитываются отрывки
из сочинений «Идеальная школа»). Напоминаю, что
энергию мы решили направить на то, чтобы наши
уязвимые места сделать сильными сторонами, при
этом развивая следующие сферы... (обращение к
«Кристаллу развития»).
А сейчас каждый пусть нарисует 5 ступенек. На
второй ступеньке напишите «завтра», на третьей —
«через неделю», на четвертой — «через месяц», на
пятой — «через год».
Держа в фокусе внимания цель и желаемый
результат, подумайте, что вы на своем рабочем
месте можете сделать для развития школы на
каждой ступеньке? Напишите.
Ответьте на три вопроса:
Как Вы узнаете, что достигли успеха?
Как узнают другие, что вы достигли успеха?
Как вы докажете скептику, что достигли успеха?
Через 15 минут проводим обсуждение.
5. «Поддержка и взаимодействие»
Ведущий. Давайте создадим группы
взаимодействия и взаимоподдержки для реализации
задуманного (создается схема взаимодействия).
Кто еще из школы, внешкольного окружения может
помочь в реализации задуманного?
Когда вы достигнете успеха, как вы себя поощрите?
Рассмотрите список стимулов. Какое
административное стимулирование было бы для вас
наиболее значимым?
Список возможных стимулов
Почетная грамота, благодарственное письмо,
выражение благодарности в приказе.
Знаки восторженного внимания со стороны
учащихся.
Цветы.
Презенты от родителей.
Дни, добавленные к отпуску.
Возможность проводить в жизнь новую программу.
Поддержка администрации.
Возможность поехать в другой город повышать
квалификацию в рабочее время.
Обеспечение профессионально значимыми книгами.
Повышение заработной платы.
Внимание со стороны администрации к вашим
достижениям.
Предоставление путевки в санаторий, дом отдыха,
туристическая поездка.
Билеты на спектакль, концерт.
Премия.
Оплата путевки в лагерь для ребенка.
Отгулы во время каникул.
Новое оборудование и мебель для кабинета.
Сокращение диапазона требований.
Освобождение от ненужной отчетности.
Публичная похвала.
Направление на различные семинары и конференции.
Установление наиболее удобного графика работы.
Участие в профессиональном конкурсе.
6. «Синдром щуки»
Ведущий. Сейчас мне хочется
рассказать вам о результатах одного
эксперимента.
Щуку поместили в одной половине большого
аквариума, а в другой половине за стеклянной
перегородкой свободно плавали многочисленные
мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной,
она делала попытки достать рыбешек, однако с
каждой новой попыткой лишь врезалась мордой в
стеклянную перегородку. Постепенно щука поняла,
что достать рыбешек — невыполнимая задача, и
смирилась со своей участью. Когда перегородку
аккуратно убрали, щука, к удивлению, не атаковала
рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг
нее.
Данное явление получило название «Синдром щуки»,
который характеризуется:
— игнорированием изменений в ситуации;
— предположением о полной осведомленности;
— склонностью к чрезмерному обобщению;
— слепым следованием прошлому опыту;
— неспособностью действовать в стрессовом
состоянии;
— отказом от рассмотрения альтернатив;
— чувством жертвы окружающей среды;
— неспособностью проанализировать ощущаемые
принуждения.
Чтобы не подвергнуться «Синдрому щуки», займемся
прогнозированием.
7. «От реакции — к акциям»
Напишите 5 событий, которые могут и должны
произойти в ближайшее время в школе, городе,
стране, которые могут как-то повлиять на процесс
развития школы.
Проранжируйте события в порядке их значимости и
степени влияния (составляется общий список по
рангам из пяти событий).
Давайте подумаем, какой шанс есть в
каждом событии для развития школы и чем
мы рискуем? (Составляется таблица:
событие — шанс — риск).
Что мы можем сделать уже сейчас, когда событие
еще не наступило, чтобы увеличить шанс и
уменьшить риск?
8. Рефлексия всего занятия
Что вы чувствовали во время сегодняшней
работы и что чувствуете сейчас?
На ваших лесенках осталась незанятой первая
ступенька, что вы сделали уже сегодня на пути к
достижению цели, что полезного, важного и
интересного вы унесете сегодня отсюда?
ЗАНЯТИЕ 3
Задачи. Продемонстрировать
участникам, как распознавать и преодолевать
сопротивление изменениям; развивать
стратегическое, корпоративное, инновационное
мышление и поведение участников.
1. Рефлексия предыдущего занятия
Ведущий. Какие чувства и какие мысли,
связанные с содержанием семинара-тренинга,
возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете
сейчас?
2. Разминка
Вам предлагаются три афоризма:
Правила — живая динамичная сила, которая в
высшей степени влияет на жизнь людей (В. Сатир).
Хорошие правила должны облегчать жизнь, а не
усложнять ее (народная мудрость).
Правила создаются для того, чтобы их нарушать
(лозунг анархистов).
Какое из данных высказываний определяет ваше
отношение к правилам?
3. «Синектика»
Ведущий. История прогресса знает
примеры, когда свежий, нетривиальный взгляд на
вещи приводил к совмещению разнородных
элементов и тем самым — к открытиям.
Нам тоже предстоит сделать сегодня открытие.
Каждая малая группа находит основание для связи
двух понятий:
правила внутреннего распорядка и развитие
учреждения (школы).
На подготовку проекта — 10 минут, на выступление
— 3 минуты.
4. «Советник на минуту»
Ведущий. Каждый из здесь
присутствующих хотя бы раз за время работы
нарушил какое-нибудь правило. Вспомните этот
момент.
Запишите на верхней части листа, сложенного
«гармошкой», фамилию, имя, отчество, нарушенное
правило и в чем это нарушение выражалось.
Передайте «гармошку» соседу справа. Он должен
написать: «Мне кажется, ты нарушил правило,
потому что...»
Отвернув один сгиб «гармошки», закрыв
написанное, передаем листки до тех пор, пока не
вернется свой.
Читаем написанное про себя и подводим итоги
следующим образом: «Я нарушил данное правило, и
это дало мне следующие преимущества
(перечислить), но при этом я потерял...
(перечислить).
5. Рефлексия
Что вы чувствовали во время выполнения
упражнения?
Чем полезно для вас данное упражнение?
6. «Четыре мотива»
Ведущий. Американский педагог
Рудольф Дрейкурс выделил 4 мотива нарушения
правил учениками. Возможно, те же мотивы
характерны для учителей.
Обратимся к таблице:
Привлечение
внимания
Активная форма: делает все, чтобы оказаться в
центре внимания.
Пассивная форма: демонстрирует
поведение «в час по чайной ложке». |
Власть
Активная форма: вспышки
негодования, конфронтация.
Пассивная форма: обещание сделать,
но в реальности — тихое непослушание. |
Месть
Активная форма: прямые физические и
непрямые психологические акты насилия.
Пассивная форма: полное игнорирование
попыток контакта. |
Избегание
неудачи
Активная форма: эмоциональный взрыв,
отчаяние, слезы.
Пассивная форма: откладывание на потом,
недоведение до конца, медицинский диагноз. |
Группа делится на 4 подгруппы, каждая
получает одно и то же задание, но разные мотивы
нарушения правил.
Придумайте ситуации, когда в основе типичных
нарушений: опоздания, невыполнения распоряжения
администрации — лежит мотив___________________.
Ситуацию опишите максимально красочно. В вашем
примере должны присутствовать факты, наглядно
иллюстрирующие наличие именно заданного мотива.
7. «Без принуждения»
Ведущий. На пути изменений люди
оказывают такое же сопротивление, как и при
необходимости соблюдать правила.
Предлагаю разработать способы преодоления
сопротивления, управляемого мотивами
привлечения внимания, власти, мести и избегания
неудачи.
В ходе работы мы сменим 4 роли (написаны на
табличках):
«Генераторы идей» — предлагают любые
(реальные и нереальные, абсурдные,
фантастические, романтические и др.) идеи. Идеи
принимаются все, без обсуждения.
«Оптимисты» — вскрывают позитивные,
конструктивные стороны выдвинутых идей,
показывают преимущества идеи для дела, школы,
администрации и личности, оказывающей
сопротивление.
«Пессимисты» — вскрывают
несостоятельность выдвинутой идеи, отмечают
возможные негативные последствия внедрения идеи
для дела, школы, администрации и личности.
Примечание. Педагоги в силу
распространенной позиции личностной
непогрешимости склонны в этой роли слишком
субъективно рассматривать результаты работы.
Ведущий должен владеть репертуаром методов
помощи участникам, испытавшим слишком сильные
негативные чувства в связи с неприятием их идеи.
«Реалисты» — выбираем те идеи, которые
соответствуют следующим критериям:
а) конструктивность и снятие проблем;
б) ресурсная и организационная обоснованность;
в) практическая реализуемость в ближайшей
перспективе.
8. «Увидеть целое»
Ведущий. Закончить наш
семинар-тренинг мне хочется притчей.
Человеку, который много лет искал истину,
посоветовали пойти в одну пещеру и разыскать там
колодец. «Спроси у колодца, что есть Истина, —
сказали ему, — и он тебе ее откроет».
Найдя колодец, искатель задал ему этот
фундаментальный вопрос. Из глубины пришел ответ:
«Иди в деревню, и там, на перекрестке двух дорог,
ты найдешь то, что ищешь».
Полный надежд и предвкушений, человек побежал в
деревню и обнаружил на перекрестке три ничем не
примечательные лавки. В одной торговали
кусочками металла, в другой — какими-то
деревяшками, в третьей — тонкой проволокой.
По-видимому, к истине это никакого отношения не
имело.
Разочарованный искатель вернулся к колодцу,
чтобы потребовать объяснений, но услышал только:
«Скоро ты поймешь». Он попробовал возражать, но
ответом было лишь эхо его собственных
восклицаний.
Рассердившись, что его оставили в дураках, — а
именно так он тогда подумал, — искатель
отправился дальше. Шло время, и история с
колодцем постепенно забылась, когда одной лунной
ночью он услышал звуки ситара. Музыка была
прекрасной и исполнялась с великим мастерством и
вдохновением.
Глубоко тронутый ею, искатель истины
почувствовал, что его влечет к игравшему на
ситаре. Он смотрел на пальцы, танцующие по
струнам, а затем стал рассматривать сам
инструмент. И тут он неожиданно воскликнул от
радости: ситар был сделан точно из таких
металлических и деревянных деталей, какие он
видел однажды в трех лавках, не придав им тогда
никакого значения.
Наконец он понял, о чем поведал ему колодец: нам
уже дано все, что нам нужно. Наша задача — собрать
это воедино и использовать по назначению.
Воспринимая отдельные фрагменты, мы не видим в
них никакого смысла. Но как только фрагменты
соединяются в целое, появляется новая сущность,
природа которой осталась бы скрытой от нас, если
бы мы ограничились рассмотрением отдельных
фрагментов.
9. Итоговая рефлексия
С какими чувствами вы заканчиваете работу?
Что полезного, приятного и интересного вы
унесете сегодня отсюда?
Надежда АНДРИЯХИНА,
педагог-психолог,
г. Калуга
ЛИТЕРАТУРА
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и
практика. — М.: REFL-book, 1994.
2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный
менеджер.— М.: Дело, 1992.
3. Карлоф В. Деловая стратегия. — М.: Экономика,
1991.
4. Пезешкиан Н. Позитивная семейная
психотерапия: семья как психотерапевт/Пер с
англ., нем. — М.: Культура, 1994.
5. Погорадзе А.А. Культура производства:
сущность и факторы развития. — Новосибирск:
Наука, 1990.
6. Прихожан А.М. Психологический справочник,
или Как обрести уверенность в себе. — М.:
Просвещение, 1994.
7. Розанова В.А. Психология управления. — М.:
Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002.
8. Санк Д.Д. Управление производительностью. —
М.: Прогресс, 1989.
9. Спивак В.А. Организационное поведение и
управление персоналом. — СПб.: Питер, 2000. |