Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Социальная психология:
словарь-справочник

В.Г. Крысько
Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001

Книг по социальной психологии в последние годы издано много, в том числе и очень хороших. Немало выпущено и психологических словарей. Но вот словарей по социальной психологии до сего дня не было (единственное исключение — маленький словарик, выпущенный Лениздатом в далеком 1987 году).
Объясняется это просто: собственно социально-психологических терминов и понятий не так уж и много, на словарь не наберется, в лучшем случае — на словарик, как в упомянутом примере. Поэтому, беря в руки словарь В.Г. Крысько, невольно задаешься вопросом: «Как автор ухитрился набрать материала на полновесный том в 700 страниц?»
Ответ становится ясен уже при поверхностном ознакомлении с перечнем статей, приводимом в тематическом указателе (лишенном, правда, постраничной «привязки», что снижает его практическую ценность).
Среди понятий, разъясняемых автором, много таких, которые не имеют непосредственного отношения к социальной психологии, например: аффект, медитация, гештальт-терапия, гипноз и даже синтоизм и конфуцианство.
Тут автора отчасти можно понять: поскольку человек — существо социальное, то в известном смысле социальны и все психологические феномены. Однако если пойти по такому пути, то на полновесный словарь не хватит не то что 700, но и семи тысяч страниц.
По сути дела, перед нами попытка социальной акцентуации всей психологической проблематики — попытка, надо признать, мало успешная.
Сказанное не означает, что словарь не хорош. Автором проделана серьезная и кропотливая работа, и в результате книга получилась очень информативно насыщенной и интересной. Вот только считать ее словарем было бы не совсем верно, несмотря на ее название и манеру подачи материала. Дело в том, что «Предмет и задачи социальной психологии как науки» или «Связь этнопсихологии с другими науками» — это не названия словарных статей, словари вообще так составлять не принято.
В данной книге статьи раскрывают содержание не понятий, а проблем, что скорей характерно для учебника. Почти каждая статья — прекрасный «скелет» ответа на тот или иной вопрос, как их любят формулировать вузовские экзаменаторы.
По опыту знаю, что при нынешнем обилии противоречивых источников именно всевозможные словари и справочники наиболее любимы студентами при подготовке к экзаменам. Да это достоинство книги издатели и не скрывают, наоборот — подчеркивают.
В аннотации о словаре сказано: «Его содержание представлено в таком виде, который облегчает понимание и может в окончательном итоге служить конспектом или рефератом». Добавлю: или шпаргалкой, что в ряде случаев — одно и то же.
Так что если вам в ходе вашего профессионального совершенствования предстоит экзамен по социальной психологии или этнопсихологии (эта тематика автору особо близка и потому представлена в книге наиболее подробно), словарь будет вам исключительно полезен.
Удобен он и для того, чтобы навести справки по какой-то конкретной социально-психологической проблеме — отыскать в нем соответствующую компактную статью намного проще, чем пролистать того же Майерса. Хотя последний для серьезного знакомства с проблемами социальной психологии все же предпочтительней.

Сергей СТЕПАНОВ