Первый раз в пятый класс!
Е.Г. Коблик
М.: Генезис, 2003
Каждый пятиклассник начинает учебный год с
решения сложной задачи — адаптации к новым,
непривычным условиям. Этой проблеме посвящена
книга Е.Г. Коблик.
Она начинается с рассказа об основных целях и
задачах психологической службы школы в этот
период. Среди них — психологическая диагностика,
консультативная работа с педагогами и
родителями, методическая, профилактическая,
коррекционно-развивающая и аналитическая работа.
Автор приводит некоторые диагностические
методики, сценарий тренинга, а также игры и
упражнения для пятиклассников. Подробно
обсуждаются проблемы, которые возникают как у
педагогов, работающих с пятиклассниками, так и у
родителей пятиклассников. В книге даны
методические материалы семинаров для учителей-предметников
и классных руководителей, описаны основные
направления консультативной работы с родителями,
предложены темы и разработки классных часов.
Предлагаемые в книге тренинговые занятия
направлены на развитие различных форм
адаптивного поведения.
Думаю, что школьные психологи, которые прочтут
эту книгу, узнают в авторе своего коллегу —
человека с большим опытом практической работы.
В поле зрения Е.Г. Коблик попали самые сложные
проблемы, которые возникают у пятиклассников, их
учителей и родителей. Например, один
пятиклассник, совершив по незнанию небольшой
промах, слишком остро чувствует вину и
неуверенность. Другой постоянно ожидает
отрицательной оценки со стороны педагога, так
как учителя предъявляют разные требования.
Третий не решается отстаивать свои права перед
старшеклассниками в столовой или раздевалке. А
кому-то непонятно, как вести себя в компьютерном
классе, и он не решается об этом спросить.
Ничуть не легче и учителям: только что выпущены
одиннадцатиклассники — совершенно взрослые и
самостоятельные, «ветераны» школьной жизни. А
теперь надо перестраиваться: то, что казалось
само собой разумеющимся, приходится подробно
разъяснять, постоянно напоминать и
контролировать выполнение.
Родители же пятиклассников нуждаются в
поддержке и руководстве не меньше, чем их дети.
Несмотря на скромный объем книги, тот, кто ее
приобретет, может получить ответы на многие
вопросы. В ней изложены направления работы
психологической службы школы с пятиклассниками;
подробно описана сама программа «Первый раз в
пятый класс!»: ее цели и содержание,
характеристика основных этапов работы, методы и
техники, используемые в программе, принципы
работы тренинговой группы, структура занятий.
В приложении содержатся материалы для
диагностики школьной тревожности, анализа
группового интеллектуального теста и анкета
школьной мотивации. Кроме того, читатель найдет
здесь бланки для тренинговых занятий с детьми и
материалы для семинаров учителей пятых классов.
Многое из того, что имеется в книге, можно
использовать и в работе с родителями.
Уже несколько лет я занимаюсь вопросами
адаптации пятиклассников к новым условиям
обучения, слежу за новинками специальной
литературы. С интересом прочитав книгу Е.Г.Коблик,
искренне рекомендую ее своим коллегам —
педагогам и психологам, которые работают с
подростками младшей возрастной группы, и с
пятиклассниками в частности.
Мария СТУПНИЦКАЯ |