Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Цветовая диагностика
эмоций ребенка

О.А. Орехова
СПб.: Речь, 2002

Эта книга появилась вовремя. Во-первых, она посвящена проблеме развития у детей дошкольного возраста эмоций (в частности — эмоций социальных), что в период культа «готовности к школе» уже является несомненным достоинством.
О.А. Орехова замечательно показывает тесную взаимосвязь между эмоциональным благополучием ребенка и его успехами в учебной и особенно — творческой деятельности, еще раз подтверждая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, а следовательно — и ее диагностики.
Во-вторых, данная книга ценна сама по себе, поскольку представляет вниманию психологов еще одну методику с использованием цвета — достаточно простую в проведении и обработке. Кроме того, методика дает немало интересной информации о системе личностных отношений ребенка, а также о его актуальном эмоциональном состоянии.
И хотя автор не претендует на особую новизну, а данные, полученные в ходе цветовой диагностики, на взгляд рецензента, не всегда однозначны и нуждаются в подтверждении, все же при помощи данных методик вы получите интересную информацию, которая безусловно должна быть проанализирована и принята во внимание при разработке программы коррекции.
Автор адресует книгу всем, кто нуждается в экспресс-методике для выяснения «вариантов личностного развития на основе выявления системы личностных отношений и проведения последующей коррекционной работы, основанной на развитии и воспитании социальных эмоций».
Книга включает в себя проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (в двух вариантах: для детей 4–5 и 6–11 лет), а также описание авторской методики «Цветы» и модификации субтеста методики Э. Торренса.
Диагностические методики предваряются кратким обзором существующих ранее методик цветовой диагностики, а также научным обоснованием и раскрытием основных понятий, которыми оперирует автор.
В главах 3 и 4 приводятся описание и анализ обширных и подробных статистических данных, полученных при помощи рассматриваемой методики «Домики». Можно даже с некоторым сожалением отметить, что «Цветовая диагностика эмоций ребенка» — скорее книга о тесте, нежели сам тест. Процедура проведения описывается подробно, но психологу, ранее не знакомому с цветовой диагностикой, для интерпретации полученных данных придется обращаться к дополнительной литературе (к тому же Люшеру).
В числе достоинств книги необходимо отметить наличие образцов как самих бланков проведения, так и ответного листа (заключения по результатам диагностики), а также сводных таблиц, что делает обработку данных по группе детей удобной, а тенденции — наглядными. Также в книге указываются особенности использования компьютерной технологии (при использовании программы типа Microsoft Excel).
Потенциал использования цвета в психологической практике огромен. Книга «Цветовая диагностика эмоций ребенка» расширит арсенал средств психологов, давно оценивших диагностические и коррекционные возможности цвета, и послужит интересным материалом для всех, кто стремится пополнить свою профессиональную палитру новыми цветами и оттенками.

Татьяна ГРОМОВА