Цветовая диагностика
эмоций ребенка
О.А. Орехова
СПб.: Речь, 2002
Эта книга появилась вовремя. Во-первых, она
посвящена проблеме развития у детей дошкольного
возраста эмоций (в частности — эмоций социальных),
что в период культа «готовности к школе» уже
является несомненным достоинством.
О.А. Орехова замечательно показывает тесную
взаимосвязь между эмоциональным благополучием
ребенка и его успехами в учебной и особенно —
творческой деятельности, еще раз подтверждая
значимость развития эмоциональной сферы ребенка,
а следовательно — и ее диагностики.
Во-вторых, данная книга ценна сама по себе,
поскольку представляет вниманию психологов еще
одну методику с использованием цвета —
достаточно простую в проведении и обработке.
Кроме того, методика дает немало интересной
информации о системе личностных отношений
ребенка, а также о его актуальном эмоциональном
состоянии.
И хотя автор не претендует на особую новизну, а
данные, полученные в ходе цветовой диагностики,
на взгляд рецензента, не всегда однозначны и
нуждаются в подтверждении, все же при помощи
данных методик вы получите интересную
информацию, которая безусловно должна быть
проанализирована и принята во внимание при
разработке программы коррекции.
Автор адресует книгу всем, кто нуждается в
экспресс-методике для выяснения «вариантов
личностного развития на основе выявления
системы личностных отношений и проведения
последующей коррекционной работы, основанной на
развитии и воспитании социальных эмоций».
Книга включает в себя проективный тест
личностных отношений, социальных эмоций и
ценностных ориентаций «Домики» (в двух вариантах:
для детей 4–5 и 6–11 лет), а также описание
авторской методики «Цветы» и модификации
субтеста методики Э. Торренса.
Диагностические методики предваряются кратким
обзором существующих ранее методик цветовой
диагностики, а также научным обоснованием и
раскрытием основных понятий, которыми оперирует
автор.
В главах 3 и 4 приводятся описание и анализ
обширных и подробных статистических данных,
полученных при помощи рассматриваемой методики
«Домики». Можно даже с некоторым сожалением
отметить, что «Цветовая диагностика эмоций
ребенка» — скорее книга о тесте, нежели сам тест.
Процедура проведения описывается подробно, но
психологу, ранее не знакомому с цветовой
диагностикой, для интерпретации полученных
данных придется обращаться к дополнительной
литературе (к тому же Люшеру).
В числе достоинств книги необходимо отметить
наличие образцов как самих бланков проведения,
так и ответного листа (заключения по результатам
диагностики), а также сводных таблиц, что делает
обработку данных по группе детей удобной, а
тенденции — наглядными. Также в книге
указываются особенности использования
компьютерной технологии (при использовании
программы типа Microsoft Excel).
Потенциал использования цвета в психологической
практике огромен. Книга «Цветовая диагностика
эмоций ребенка» расширит арсенал средств
психологов, давно оценивших диагностические и
коррекционные возможности цвета, и послужит
интересным материалом для всех, кто стремится
пополнить свою профессиональную палитру новыми
цветами и оттенками.
Татьяна ГРОМОВА |