Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2003


ИГРОТЕКА

ТОРГ

Психологическая игра

Окончание. См. № 25–26/2003

III этап
Рефлексивный
(30–40 минут)

Когда ведущий видит, что сделки закончены, он предупреждает, что времени осталось 5 минут и у каждого есть последний шанс «построить себя идеального». После этого все рассаживаются на свои места.
Ведущий. Основной этап нашей игры закончился. За 20 минут вам надо ответить на следующие вопросы:
1. Сложно ли было играть? Что самое приятное и самое неприятное было в игре?
2. Представляли ли вы четко перед началом обмена, какие качества хотите получить и от каких избавиться? Если нет, то когда это представление появилось?
3. Сильно ли изменился набор качеств по сравнению с первоначальным? Не жалеете ли вы о каких-то из своих качеств, которые обменяли?
4. Что изменилось в вашем представлении о себе? Что нового о себе вы узнали? Какие свои качества смогли увидеть по-другому?
5. Что нового вы узнали, поняли о других людях?
6. Как вы думаете — есть ли способ, не избавляясь от некоторого качества, сделать так, чтобы оно не так вам мешало? Нашли ли вы для себя в игре такой способ?
7. Смогли ли вы получить все качества, которые хотели? Что в окончательном портрете вас не устраивает?
8. Назовите как минимум одно качество, которое вы точно хотите иметь, но его по тем или иным причинам не удалось заполучить в ваш «портрет»? Почему вы не смогли его получить?
9. Как вы думаете, сможете ли вы реально стать таким человеком, каким вы стали в игре по своему желанию? Что для этого вам нужно сделать?

Примечание для ведущего. Проще будет, если вопросы будут напечатаны на листке и розданы каждому участнику игры.
После того как все ребята ответят на вопросы, проводится обсуждение по очереди с 1-го по
7-й вопрос. Обсуждение может быть организовано в зависимости от ситуации — каждый по кругу высказывает свое мнение или только желающие.
С ответов на 8-й и 9-й вопрос начинается заключительный этап игры.

IV этап.
Заключительный
(20 минут)

Ведущий. Каждый из вас написал качество, которое он не смог получить в торгах. Что это за качество?
Ребята называют несколько качеств.
Почему не удалось получить их, как вы думаете?
Ребята высказывают версии.
Примечание для ведущего. Чаще всего среди таких качеств оказываются уверенность в себе, целеустремленность и другие качества, которых либо ни у кого нет, либо человек не захотел их отдавать.
Тогда ведущий говорит о том, что эти качества, пожалуй, одни из самых важных для достижения успеха в жизни и достать их таким легким путем невозможно.
Ведущий. Что мы делаем, когда сумма денег так велика, что мы не можем взять ее у кого-то или быстро заработать? Мы идем в банк за кредитом! Вот и вы сейчас должны пойти в банк и написать заявление на кредит. Что должно быть в этом заявлении?
Во-первых, вы должны доказать банку, что этот кредит вам действительно крайне необходим, иначе вы его не получите. То есть вы объясняете как можно убедительнее и конкретнее, зачем вам нужно это качество (например, уверенность), что и каким образом она позволит вам достичь. Желательно, чтобы вы очень конкретно описали нужное вам качество, возможно приведя в пример того или иного литературного или исторического персонажа, у которого оно было/есть.
Во-вторых, вы должны доказать банку свою платежеспособность. В нашем случае — вы объясняете, что будете делать, чтобы заработать это качество (в чем участвовать, какие делать дела и т.д.), и описываете шаги, которые уже сделали на этом пути. То есть рисуете идеал, который себе построили, и рассказываете, что планируете сделать для его достижения.
Итак, приступайте к написанию заявления в банк. От того, как убедительно и конкретно вы опишете эти два пункта, будет зависеть ваша последняя удача или неудача в игре — получение кредита или отказ
.
Итак, ребята садятся и пишут заявление в банк в форме стандартного заявления с подписью в конце (причем пишут под копирку, чтобы было 2 экземпляра).
Примечание для ведущего. По сути, этот этап позволяет подростку простроить примерный план работы над собой. Он должен осознать, что для получения такого качества, как, например, ответственность, он должен браться за дело и доводить его до конца. А для получения такого качества, как уверенность, ему, возможно, придется бороться со своей застенчивостью и усилием воли заставлять себя играть лидерские роли.
А может, он осознает необходимость работы с психологом для решения своих личностных проблем, которые мешают ему стать уверенным. Кто-то, вероятно, решит пойти на тренинг общения и т.д.
Суть этого этапа в том, чтобы каждый наметил себе определенный свой план и в этом смысле запустил процесс самоопределения и работы над собой. Форма заявления в банк позволяет сделать написание этого плана просто необходимым и для того, чтобы выиграть, — ведь кредит получит не каждый.
Заявления сдаются «в банк на рассмотрение» (отдаются ведущему). Игрокам говорится, что все заявления будут рассмотрены и вынесено решение по каждому — удовлетворить ли просьбу в кредите.
Ведущий еще раз подчеркивает основания для принятия решения: насколько убедительно человек смог описать необходимость для него определенных качеств и насколько четко он осознает, что нужно ему сделать для их получения. По сути, выясняется, смог ли человек глубоко поработать над собой...
Назначается встреча через неделю, где будут сообщены результаты.
Примечание для ведущего. Отсроченная встреча нужна специально, чтобы сработал еще один эффект. Когда человек ждет рассмотрения своего дела, он волей-неволей снова и снова думает, все ли он хорошо написал. В нашем случае подросток имеет шансы еще раз «прокрутить в мозгу» свою программу развития, осознав, чего он недописал-недопонял в тот момент.
По окончании 4-го этапа проводится краткая рефлексия всей игры. Каждый участник по кругу высказывается произвольно или на тему «Что мне дала эта игра?».

V этап.
Отсроченный
(30-минутная встреча через неделю)

На этой встрече каждый участник получает свое заявление, на котором написано заключение и объяснена причина того или иного решения «банка». После этого ведущий просит каждого подростка высказаться: насколько неожиданным было для него это решение банка и почему? Что происходило с ним за эту неделю? Какие еще мысли появились после игры?
Возможны также одна или несколько встреч через 2–3 месяца, которые можно организовать в форме «отчета за использование кредита». Получившие кредит могут рассказать, что сделано, а что нет и почему. Здесь можно дать возможность написать заявление на кредит тем, кто не получил его в первый раз.

Евгения ЛЕПЕШОВА,
психолог гимназии № 42,
г. Кемерово