ЗАНЯТИЕ 1Тема: «Как лучше подготовиться к экзаменам»Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, мягкая игрушка. 1. Упражнение «Назови меня»Цель: развитие чувства принадлежности
к группе; сближение друг с другом. 2. Правила работы группыЦель: формирование единого рабочего
пространства и выработка правил поведения в
группе на протяжении всего тренинга.
В знак того, что мы принимаем правила нашего королевства, поаплодируем. 3. Тест «Моральная устойчивость»Цель: предоставить подросткам
возможность задуматься над своим образом жизни,
над тем, как к ним относятся окружающие, не
доставляют ли они своим обычным поведением
неприятностей людям. Ключ к тесту 4. Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»Цель: сообщить в доступной форме об
эффективных способах подготовки к экзаменам. Как подготовиться психологически Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается
нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит,
устал и организм: ему может не хватить сил для
выполнения экзаменационного задания. Нужно
сделать так, чтобы глаза отдохнули. Режим дня Раздели день на три части: Питание Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться. Место для занятий Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность. Как запомнить большое количество материала Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа. Как развивать мышление 1. Хочешь быть умным — научись разумно
спрашивать, внимательно слушать, спокойно
отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. Некоторые закономерности запоминания 1. Трудность запоминания растет
непропорционально объему. Большой отрывок учить
полезнее, чем короткое изречение. Условия поддержки работоспособности 1. Чередовать умственный и физический труд. 5. Кинезиологические упражненияЦель: стимуляция познавательных
способностей. Цель: развитие координации движений. Цель: развитие зрительной памяти. 6. Дискуссия в малых группахЦель: закрепление лекционного
материала по подготовке к экзаменам. 7. Упражнение «Повтори за мной».Цель: развитие факторов, влияющих на
успешность приема и передачи информации. 8. Упражнение «Найди свою звезду»Цель: возможность расслабиться и
набраться оптимизма, уверенности в себе. 9. Упражнение «Итоги дня»Цель: получение обратной связи от
участников группы о прошедшем дне тренинга. ЗАНЯТИЕ 2Тема: «Поведение на экзамене»Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карандаш. 1. Упражнение «Приветственное письмо»Цель: положительный настрой,
повышение групповой сплоченности, развитие
чувства эмпатии. 2. Упражнение «Молодец!»Цель: формирование уверенного
поведения в момент стресса. 3. Упражнение «Чего я хочу достичь»Цель: настроить на успех, развивать
актерский талант. 4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»Цель: показать участникам, каким
коммуникативным контролем они обладают, как
реагируют на изменения ситуации, умеют ли
предвидеть, какое впечатление производят на
окружающих. 0–3 балла. У вас низкий коммуникативный
контроль, и вы не считаете нужным его изменять в
зависимости от ситуации. Вы способны к
искреннему самораскрытию в общении. Некоторые
считают вас «неудобным» в общении по причине
вашей прямолинейности. 5. Упражнение «Эксперимент»Цель: научить самообладанию в
стрессовых условиях.
Анализ: 6. Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов»Цель: познакомить выпускников с
правилами поведения до и во время экзамена. Рекомендации по поведению до и в момент экзамена 1. За день до начала экзамена постарайся ничего
не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не
пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай,
развлекайся и постарайся забыть о предстоящем
экзамене. Поведение во время ответа Если экзаменатор — человек энергичный, то твой
вялый, тихий ответ с большим количеством пауз
может его разочаровать. 7. Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»Цель: развитие эмпатии, повышение
самооценки. 8. Дискуссия в малых группахЦель: закрепление лекционного
материала по подготовке к экзаменам. 9. Упражнение «Волшебный лес чудес»Цель: развитие чувства эмпатии,
доверия. 10. Упражнение «Волшебный карандаш»Цель: получение обратной связи от
участников группы о прошедшем дне тренинга. ЗАНЯТИЕ 3Тема:
|
Черты характера | “+” “–” “?” | Какие черты вы хотели бы изменить? |
---|---|---|
Нравлюсь себе | ||
Остерегаюсь других или обижен | ||
Люди могут доверять мне | ||
Всегда сохраняю доброе выражение лица | ||
Обычно высказываю правильное мнение | ||
Часто поступаю неправильно | ||
Люди любят быть около меня | ||
Владею собой | ||
Жизнь мне нравится | ||
Не умею сдерживаться | ||
Не нравлюсь себе | ||
Думаю сам за себя | ||
Теряю время зря | ||
Компетентен в своей профессии | ||
Не могу найти приложения своим силам | ||
Обычно высказываю ошибочное мнение | ||
Люди мне нравятся | ||
Не развиваю своих способностей | ||
Не люблю находиться среди людей | ||
Недоволен собой | ||
Завишу от чужого мнения | ||
Использую свои способности | ||
Знаю свои чувства | ||
Не понимаю себя | ||
Чувствую себя скованным | ||
Люди избегают меня | ||
Хорошо использую время |
Анализ:
Расскажите, какие черты вы хотели бы в себе
изменить и почему?
4. Тест «Мое самочувствие»
Цель: дать возможность поразмышлять
над собой, своими привычками, индивидуальными
особенностями.
Время: 15 минут.
Инструкция: Вам следует ответить «да»
или «нет» на утверждения, которые приведены ниже.
Постарайтесь быть максимально откровенными.
Информация, которую вы получите по итогам
тестирования, нужна прежде всего вам. Она поможет
при участии в тренинговых упражнениях, даст
возможность поразмышлять над собой, своими
привычками и индивидуальными особенностями.
Анализируя утверждения теста, используйте
принцип «как правило», то есть если данное
утверждение характеризует вашу обычную манеру
поведения, то вы отвечаете «да».
Вопросы теста:
1. У меня часто плохое настроение, я плачу.
2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему
прямо в глаза.
3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
4. Большинство людей, которых я знаю или знал,
разочаровали меня.
5. Я почти не интересуюсь тем, что для многих
является очень важным в жизни (спорт, работа,
отношение окружающих).
6. Последнее время я очень редко бываю веселым,
практически не смеюсь.
7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь
своим близким и знакомым.
8. В настоящее время у меня нет собственной
позиции по многим вопросам.
9. Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с
трудом понимают собеседники.
10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной
вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному
баллу и суммируйте их.
1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные
затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом
свете. Это не так уж плохо, но до определенного
предела.
3–6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в
норме, но уже чувствуется определенная доля
скепсиса, усталость. Не рано ли?
7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит,
вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей
жизни совсем нет радостных мгновений?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной
интерпретацией результатов. Но тем не менее есть
смысл задуматься над полученной информацией. Тем
более что впереди у вас целая серия тренинговых
этюдов, упражнений, которые помогут вам лучше
понять себя и измениться, если в этом есть
необходимость.
5. Мини-лекция
«Способы снятия нервно-психического напряжения»
Цель: познакомить с понятием
саморегуляции и предложить эффективные способы
снятия нервно-психического напряжения.
Время: 10 минут.
Способы снятия нервно-психологического
напряжения:
1. Релаксация — напряжение — релаксация —
напряжение и т.д.
2. Спортивные занятия.
3. Контрастный душ.
4. Стирка белья.
5. Мытье посуды.
6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды,
ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
7. Скомкать газету и выбросить ее.
8. Соревнование: свое напряжение вложить в
комканье газетного листа, сделать этот комок как
можно меньше и закинуть подальше.
9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче».
Затем выбросить на помойку.
10. Слепить из газеты свое настроение.
11. Закрасить газетный разворот.
12. Громко спеть любимую песню.
13. Покричать то громко, то тихо.
14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную,
так и «буйную».
15. Смотреть на горящую свечу.
16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
17. Погулять в лесу, покричать.
18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
6. Упражнение «Прощай, напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение
приемлемым способом.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сейчас мы с вами
посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте
его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте
подальше.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Расстались ли вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения.
7. Дискуссия в малых группах
Цель: помочь участникам лучше понять
себя, разобраться в своих чувствах, взглядах.
Время: 25 минут.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Разделитесь на 4 малые
группы по принципу: море — озеро — река — ручей.
Выберите таймера, секретаря, спикера,
председателя. Сейчас я вам раздам вопросы для
обсуждения. Используйте при проведении
дискуссии принципы мозгового штурма и
соблюдайте правила группы. На работу вам дается 2
минуты.
Задание 1-й группе: составьте портрет человека,
уверенного в себе, своих силах.
Задание 2-й группе: какими способами улучшить
свое самочувствие, поднять настроение?
Задание 3-й группе: как снять напряжение,
возникшее на экзамене?
Задание 4-й группе: как справиться с волнением
перед входом в класс, во время подготовки и при
ответе на экзамене?
А теперь я попрошу спикеров доложить о групповых
идеях, выработанных в ходе обсуждения.
8. Упражнение «Ааааа и Иииии»
Цель: развитие позитивного образа «Я»;
поднять настроение, вселить оптимизм.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники группы
стоят в кругу.
Энергия из звука «Аааааа»
Инструкция: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.)
Энергия из звука «Иииии»
Инструкция: На минутку встаньте со
своего места и превратитесь в сигнальную сирену
машины «Скорой помощи». Положите руку себе на
голову и произнесите громкий высокий протяжный
звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как
ваша голова начинает дрожать от этого звука... А
теперь на самом деле попробуйте прокричать этот
звук подобно сигнальной сирене, произнося его то
ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите,
что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.)
В некоторых случаях вы можете
поэкспериментировать с другими гласными
звуками, чтобы почувствовать, какие звуки
придают больше бодрости и сил. Вы можете играть в
сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии»,
«Ооооо» или «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в
ходе упражнения пелись то ниже, то выше.
Анализ:
Расскажите о вашем состоянии.
9. Игра «Стряхни»
Цель: избавиться от негативного,
ненужного, мешающего и неприятного.
Время: 10 минут.
Инструкция: Я хочу показать вам, как
можно легко и просто привести себя в порядок и
избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в
себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у
нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может
прийти в голову мысль: «Опять у меня не
получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к
экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не
сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и
обязательно получит двойку. А кто-то может
сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что
мне зря стараться?»
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно
места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи.
При этом представляйте, как все неприятное —
плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о
самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом
отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем
потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать при
этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и
прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос,
когда трясется рот. Представьте, что весь
неприятный груз с вас спадает и вы становитесь
все бодрее и веселее, будто заново родились.
Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
10. Упражнение «Солнечная поляна»
Цель: снятие напряжения, создание
теплой, дружеской обстановки, основанной на
доверии и понимании окружающих.
Время: 15 минут.
Материал: лист ватмана, на котором
нарисована поляна, трава, солнце, цветная и белая
бумага, ножницы, различные изобразительные
средства.
Инструкция: Посмотрите, как светло в
нашей группе. Она наполнена солнечным светом,
теплом наших сердец. Представьте, что мы
находимся на чудесной солнечной поляне, где
растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики,
и васильки, и розы. И каждый на этой поляне найдет
свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши
или фломастеры и нарисуйте цветок, который
представили в своем воображении. Вырежьте этот
цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания
группе и приклейте на нашу солнечную поляну.
Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с
цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем
прочитать пожелания и почувствовать аромат
сказочных цветов.
Анализ:
Какие чувства у вас возникли после выполнения
этого упражнения?
Поделитесь своим настроением.
11. Упражнение «До следующей встречи!»
Цель: получение обратной связи от
участников группы, развитие доверия,
взаимопонимания.
Время: 5 минут.
Материал: мягкая игрушка «солнышко».
Инструкция: У меня в руках чудесное
солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость,
счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать
друг другу это волшебное солнышко и делиться
впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить
свои пожелания участникам группы.
Наш сегодняшний тренинговый день подошел к
завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с
надеждой на следующую встречу.
Анализ:
Что вам дало сегодняшнее занятие?
Что нового узнали?
Что будете использовать в дальнейшей жизни?
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Как бороться со стрессом»
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, мягкая игрушка «Колобок».
1. Упражнение «Групповое приветствие»
Цель: развитие коммуникативных
навыков, группового взаимодействия, выявление
лидерских тенденций, снятие напряжения.
Время: 10 минут.
Инструкция: Начнем сегодняшний день с
того, что разобьемся на 4 малые группы по
принципу: зима, весна, лето, осень. Задача каждой
группы — придумать приветствие и при помощи
мимики и жестов показать другим группам.
Анализ:
Насколько вам понравилось упражнение?
Как ваша группа справилась с заданием?
Быстро ли созрел замысел способа приветствия?
Кто из группы предложил идею, каким способом
приветствовать?
Какое приветствие вам понравилось больше всего?
Что вы чувствовали, когда приветствовали друг
друга особым образом?
2. Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: укрепить групповое доверие к
окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи,
быть откровеннее.
Время: 15 минут.
Материал: карточки с незаконченными
предложениями.
Инструкция: Перед вами в центре круга
лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по
очереди будет выходить и брать по одной карточке,
на которой написана незаконченная фраза. Вам
нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу.
Постарайтесь быть предельно откровенными и
искренними. Если члены группы почувствуют
неискренность кого-либо из участников, ему
придется взять другую карточку с новым текстом и
ответить еще раз.
Примерное содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих
экзаменах...
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к
экзаменам...
Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем
экзаменационном стрессе...
Откровенно говоря, когда я прихожу домой...
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях
моих родителей относительно предстоящих
экзаменов...
Откровенно говоря, когда у меня свободное время...
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду
на дискотеку...
Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с
мыслями...
Откровенно говоря, когда я слышу об этих
экзаменах...
Откровенно говоря, когда я прихожу на
консультацию...
Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге...
Анализ:
Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках
группы?
Каковы ваши жизненные важнейшие цели на
настоящий момент?
3. Анкета «Подготовка к экзаменам.
Как противостоять стрессу»
Цель: выявить осведомленность
участников в данном вопросе и обнаружить
проблемы.
Время: 10 минут.
Вопросы анкеты:
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Читал ли ты что-нибудь о стрессах?
3. Каковы, на твой взгляд, причины стресса?
4. Знаешь ли ты признаки стресса?
5. Как ты думаешь, на что влияет стресс?
6. Как ты считаешь, какие продукты питания
активизируют умственную деятельность?
7. Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых
можно нейтрализовать стресс?
8. Какие ощущения испытываешь в связи с
предстоящими экзаменами?
9. Как ты оцениваешь свою подготовленность к
предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
10. Есть ли у тебя свои испытанные методы для
успешного запоминания учебного материала? Какие?
11. Какой режим работы при подготовке к экзаменам
ты считаешь наилучшим?
4. «Стресс-тест»
Цель: выяснить, подвержен ли выпускник
стрессу.
Время: 15 минут.
Инструкция: Вам необходимо прочитать
утверждения и выразить степень своего согласия с
ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— редко (2 балла);
— часто (3 балла);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то
краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем
же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или
опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу
отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя
нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по
столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за
то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и
разумно, успеваете справиться с проблемами,
которые возникают. Вы не страдаете ни ложным
честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди
часто видят себя в розовом свете.
31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена
деятельностью и напряжением, страдаете от
стресса как в положительном смысле этого слова
(т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать),
так и в отрицательном. По всей видимости, вы не
измените образа жизни, но оставьте немного
времени и для себя.
46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная
борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для
вас важно мнение других, и это держит вас в
состоянии стресса. Если будете продолжать в том
же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это
доставит вам радость. Избегайте лишних споров,
усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не
пытайтесь добиваться всегда максимального
результата. Время от времени давайте себе полную
передышку.
61 балл и больше. Вы живете, как водитель
машины, который одновременно жмет на газ и на
тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому
вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему
будущему.
Психолог обрабатывает, анализирует результаты анкетирования и тестирования и разрабатывает рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.
5. Упражнение «Друг к дружке»
Цель: формирование доброго,
внимательного отношения друг к другу, развитие
тактильного восприятия.
Время: 10 минут.
Инструкция: Вам необходимо свободно
перемещаться по аудитории и выполнять мои
команды. Когда я скажу: «Друг к дружке», — вы
должны найти себе пару. После того как вы найдете
пару, я дам задания.
Итак, начали: «Друг к дружке!» Теперь пожмите друг
другу руку, прикоснитесь друг к другу — нога к
ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к
щеке и пр.
Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра
продолжается в новых парах.
Анализ:
Поделитесь своим настроением.
На что направлена данная игра?
С кем и когда можно ее применять?
6. Мини-лекция «Как справиться со стрессом»
Цель: осветить теоретические аспекты
и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и
снятие стресса.
Время: 15 минут.
В литературе много пишут о причинах
возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата
ценностей, ненависть к учебе и т.д.
Многие ненавидят школу, которая становится
серьезным стрессогенным фактором. Что делать?
Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь
сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если
делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в
организме начинают вырабатываться
разрушительные токсины, и в результате этого вы
начинаете страдать от хронического
переутомления или заболеваете. Вам нужно любить
все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что
можете делать с любовью. Так гласит древняя
восточная мудрость. Делайте все с радостью,
делайте все самым лучшим из известных вам
способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам
придется выполнять, пополнит запас физических и
душевных сил, спасет от утомления, от болезни,
известной под названием «скука».
Обратите внимание на состояние своего
физического и психического здоровья.
Физиологические признаки стресса: бессонница,
головные боли, сердцебиение, боли в спине, в
желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы.
Психологическими признаками стресса являются
рассеянность, расстройство памяти, тревожность,
плаксивость, излишнее беспокойство,
беспричинные страхи, раздражительность. Это
приводит к потере уверенности в себе, к
возникновению различных заболеваний,
психическим расстройствам и к лекарственной
зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах быстро расходуется
запас витаминов в организме, особенно группы В.
Многие врачи советуют принимать ежедневно
витамины, но помните о передозировке. Все должно
быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения.
Ходите в спортивный зал, делайте зарядку,
танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте
бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и физическая
релаксация. Попробуйте следующие способы:
слушайте расслабляющую музыку, смотрите на
ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима
поддержка семьи, друзей. Ходите на
психологические тренинги, не уклоняйтесь от
семейных торжеств, знакомьтесь с новыми
интересными людьми. Уделяйте внимание родителям,
бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они
особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
7. Дискуссия в малых группах
Цель: закрепление теоретического
материала.
Время: 25 минут.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры,
карточки по числу участников с четырьмя разными
словами (на каждой карточке по одному),
обозначающими четыре шага нейтрализации
стресса.
Инструкция: Вам необходимо разделиться
на 4 малые группы следующим образом. У меня в
руках шкатулка, в которой лежат карточки со
словами. Каждый возьмет из шкатулки карточку и
найдет тех, кому досталось такое же слово. Искать
надо тихо, любым невербальным способом.
Каждая «нашедшаяся» группа показывает пантомиму
на свое слово.
Слова: витамины, упражнения, релаксация,
семья.
А теперь образуйте 4 группы, выберите таймера,
секретаря, спикера, председателя. Сейчас я вам
раздам вопросы для обсуждения. Используйте при
проведении дискуссии принципы мозгового штурма
и соблюдайте правила группы. На работу вам дается
2 минуты.
Задание 1-й группе: закончите предложение:
«Стресс — это...»
Задание 2-й группе: как можно противостоять
стрессу?
Задание 3-й группе: приведите примеры стрессовых
ситуаций.
Задание 4-й группе: что делать, если вы попали в
стрессовую ситуацию?
А теперь я попрошу спикеров доложить о групповых
идеях, выработанных в ходе обсуждения.
8. Упражнение «Дождь в джунглях»
Цель: снятие мышечных зажимов в
области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.
Время: 10 минут.
Инструкция: Давайте встанем в тесный
круг друг за другом. Представьте, что вы
оказались в джунглях. Погода сначала была
великолепная, светило солнце, было очень жарко и
душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь
к спине впереди стоящего человека и совершайте
легкие движения руками. Ветер усиливается
(давление на спину увеличивается). Начался ураган
(сильные круговые движения). Затем пошел мелкий
дождь (легкие постукивания по спине партнера). А
вот начался ливень (движение пальцами ладони
вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие
движения всеми пальцами). Снова пошел ливень,
застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул
сильный ветер, затем он стал слабым, и все в
природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.
А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим
игру.
Анализ:
Как вы себя чувствуете после такого массажа?
Приятно или нет было выполнять те или иные
действия?
Поделитесь своими ощущениями и настроением.
9. Упражнение «Сердце нашей группы»
Цель: развитие чувства эмпатии,
доверия, сплоченности.
Время: 15 минут.
Материал: лист ватмана, цветная бумага,
ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.
Инструкция: Возьмите лист ватмана,
вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене.
А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу,
вырежет сердечко и напишет на нем пожелания
участникам группы.
Обратите внимание на это огромное белое сердце.
Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас
оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо
немного. Просто взять и прикрепить свои
маленькие сердечки на это большое сердце.
Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это
наше групповое сердце будет биться с нами весь
тренинг!
Анализ:
Какие чувства и эмоции вызвало у вас это
упражнение?
Понравилась ли вам это упражнение?
Что вам нравится в этом сердце?
Легко ли было сказать что-нибудь приятное?
Нравится ли вам то, что написано на других
сердечках?
10. Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?»
Цель: получение обратной связи от
участников группы о прошедшем дне тренинга.
Время: 10 минут.
Материал: игрушка «Колобок».
Инструкция: Сядьте удобнее, образуя
большой круг, и посмотрите на этого чудесного
Колобка, который находится у меня в руках. Сейчас
он весело покатится по вашим рукам. Тот, у кого
окажется Колобок, выскажет впечатления и
пожелания участникам группы. Все остальные
должны внимательно слушать, не перебивая и не
разговаривая, уважая своих одноклассников.
Анализ:
Что принес вам этот день?
Помог ли он сделать для себя какие-то выводы,
что-то осознать?
Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: «Эмоции и поведение»
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карточки с различными эмоциями, свеча.
1. Упражнение «Повтори за мной»
Цель: отвлечься от проблем, не
относящихся к групповой работе, полностью
переключиться на ситуацию «здесь и теперь».
Время: 10 минут.
Инструкция: Сядем полукругом. Сейчас
каждый по очереди будет выходить в центр,
поворачиваться лицом к группе, называть свое имя
и здороваться со всеми любым способом, не
повторяя использованные ранее. Мы же вместе
будем повторять имя и каждое предложенное
приветствие.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Какое из приветствий вам особенно запомнилось
(понравилось) и почему?
2. Упражнение «Мои лица»
Цель: помочь обдумать свои чувства и
научиться их обсуждать с другими.
Время: 10 минут.
Материалы: бланк с рисунками и
фломастеры.
Инструкция: Сейчас я вам раздам листы,
на которых изображены лица. Дорисуйте картинки
так, как предложено. А теперь поговорим о том, что
у нас получилось.
Анализ:
Когда у тебя бывает такое лицо?
Как еще окружающие могут понять, что тебе
грустно?
Как бы ты выразил свои переживания?
Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или
держать их в себе?
3. Упражнение «Миллион алых роз»
Цель: создание в группе обстановки
взаимной любви, а также дружеских отношений.
Время: 10 минут.
Материал: магнитофон с музыкальным
сопровождением (спокойная музыка).
Инструкция: Сейчас разделитесь,
пожалуйста, на пары по предпочтению. Встаньте
друг напротив друга, закройте глаза и сделайте
три глубоких вдоха и выдоха... Вытяните руки
вперед и представьте, что они покрыты чудесными
цветами. У каждого из вас будут свои цветы. Это
могут быть розы, ромашки, астры, пионы, полевые
цветы. Вы чувствуете их аромат и видите, как
прозрачные капельки росы переливаются на их
волшебных лепестках.
Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как
за время наших занятий сильно привязались друг к
другу. Для этого вы сейчас «осыплете» друг друга
цветами любви, нежности, добра, ласки...
Но сначала приготовьте свои ладони: потрите их
друг о друга. Почувствуйте, как они становятся
все теплее и теплее. Пока вы трете ладони,
подумайте о том, как много любви, добра в вашем
сердце (15 секунд).
Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного
отдохнуть. Почувствуйте, какие они... Теплые?
Слегка покалывают? Они наполнены энергией?
Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть
она по рукам перетечет в ладони и наполнит их (5
секунд).
Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд).
Почувствуйте, как ладони покрываются цветами
любви, добра, нежности (5 секунд).
А теперь откройте глаза. Выберите, кто начнет
первым осыпать цветами в паре. Делайте это под
музыку.
Положите руки сверху на голову вашего партнера.
Если вы действительно «осыпаете» его цветами и
дарите любовь, пошлите ему ласковые и нежные
мысли. Представьте себе, что вы полностью
покрываете его цветами любви и добра. Начните с
головы и постепенно спускайтесь ниже. Осыпайте
цветами уши, потом щеки, затылок... Через плечи
опускайтесь по рукам к ладоням... Наконец, от
бедер по ногам переходите к коленям и ступням...
(30–60 секунд).
Теперь поменяйтесь ролями. (Инструкция
повторяется заново.)
Легкими движениями рук также скользите сверху
вниз по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.
Таким образом вы как бы растапливаете льдинки
недоверия, непонимания. Скажите другу, какие
цветы вы для него выбрали.
Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить
друг с другом ваши ощущения.
Анализ:
Что вы чувствовали, когда вас осыпали цветами?
Что вы чувствовали, когда осыпали цветами своего
партнера?
Видели ли вы те цветы, которыми осыпал вас
партнер?
Испытывали ли вы какие-нибудь ощущения в ладонях,
когда осыпали цветами своего партнера?
Какие нежные и ласковые мысли вы посылали своему
партнеру?
4. Тест эмоций
Цель: выявить предрасположенность к
различным типам негативного поведения.
Время: 15 минут.
Инструкция: Оцени, насколько характерны
для тебя следующие реакции. На бланке для ответов
обведи номера тех вопросов, на которые ты
отвечаешь «да». Отметь количество обведенных
номеров (баллов) по каждому виду эмоциональных
реакций и построй график.
Вопросы теста:
1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу
бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню
просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не
согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится
стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом
своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то
хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не
показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я
стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до
того, что захочется драться.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я
поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать
чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку
предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не
нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне
ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все,
что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим
родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем
же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь
поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем
получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне
навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить
угрозу в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Шкалы
Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Шкалы | Номера вопросов | ||||
---|---|---|---|---|---|
Физическая агрессия (Ф) | 1 | 9 | 17 | 25 | 33 |
Косвенная агрессия (К) | 2 | 10 | 18 | 26 | 34 |
Раздражительность (Р) | 3 | 11 | 19 | 27 | 35 |
Негативизм (Н) | 4 | 12 | 20 | 28 | 36 |
Обидчивость (О) | 5 | 13 | 21 | 29 | 37 |
Подозрительность (П) | 6 | 14 | 22 | 30 | 38 |
Вербальная агрессия (В) | 7 | 15 | 23 | 31 | 39 |
Чувство вины (Ч) | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
Построенный график показывает, какие
проявления агрессии характерны именно для тебя.
Точка, расположенная на графике выше пунктирной
линии, говорит о выраженности данной формы
поведения.
Физическая агрессия — склонность
к самому примитивному виду агрессии. Тебе
свойственно решать вопросы с позиции силы.
Возможно, образ жизни и личностные особенности
мешают тебе искать более эффективные методы
взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную
агрессию.
Косвенная агрессия — конечно,
лучше ударить по столу, чем по голове партнера.
Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и
посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так
недолго и пораниться.
Раздражительность — плохо или
даже хорошо скрываемая агрессия не сразу
приведет к разрыву отношений с другим человеком,
но будет разъедать изнутри, как серная кислота,
пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см.
«физическая и косвенная агрессия».
Негативизм — реакция, типичная для
подростка, совершающего бессмысленные и даже
разрушительные для себя поступки из чувства
протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз,
пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость — готовность видеть в
словах и поступках других людей насмешку,
пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово
отравляет жизнь.
Подозрительность — готовность
видеть в словах и поступках других скрытый
умысел, направленный против тебя. В крайних своих
проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — за словом в
карман ты не полезешь. А зря. Последствия
необдуманного слова могут быть куда более
разрушительными, чем последствия драки.
Чувство вины — поздравляю, ты
никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не
наорал. Откуда тогда чувство дискомфорта,
ощущение, будто в чем-то виноват? Если ты
чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит,
умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как
минимум знать — чтобы понимать, что этим
качеством природа наделила тебя более щедро, чем
следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме
хозяин — ты или твои эмоции?
Процесс укрощения эмоций можно сравнить с
укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать,
предоставляя им полную свободу или, наоборот,
постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности
неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны,
нельзя раз и навсегда сказать себе, что все
попытки приручить дикую лошадь ни к чему не
приведут. С другой — мы должны признать, что
лошадь дикая, и проявлять терпение при ее
приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в
том, что она должна признать в нас своего
укротителя.
5. Упражнение «Мои эмоции»
Цель: активизация артистических
способностей, достижение состояния
раскованности и свободы, выработка умений
выражать эмоции адекватно ситуации.
Время: 10 минут.
Материал: карточки с различными
эмоциями, на которых отмечены эмоции и части тела
человека. На карточках могут быть следующие
эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство.
Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги»,
«Удивление. Брови».
Инструкция: Я сейчас вам раздам
карточки, на которых изображены эмоциональные
состояния и части тела человека. Вам нужно будет
внимательно посмотреть на них и изобразить
эмоцию. Например, карточка «Грусть. Руки»
означает, что эмоцию грусти следует выразить при
помощи рук. Задача группы — отгадать, какую
эмоцию хотел изобразить выступающий.
Анализ:
Что значат для вас эмоции?
Какую роль они играют в жизни человека?
В каких жизненных ситуациях они могут
возникнуть.
6. Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»
Цель: научить управлять эмоциями.
Время: 10 минут.
Как разрядить негативные эмоции?
Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в
кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.
Если ты один, то можешь выразить свой гнев,
поколотив подушку или выжимая полотенце, даже
если оно сухое. Большая часть энергии гнева
копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в
пальцах. Производи любые спонтанные звуки —
напряжение может быть «заперто» в горле.
Самую полноценную разрядку дают занятия
каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие
спортсмены обладают не только физическим, но и
душевным здоровьем.
Благотворно действует на человека природа.
Прогулка по лесу, созерцание движения реки или
спокойной глади озера, лесные звуки и запахи
способны вернуть душевное равновесие и
работоспособность даже в самых трудных
ситуациях.
Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха
подряд, потом столько же коротких вдохов.
Благодаря этому разбивается поток импульсов,
идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно
при стрессе.
Природа дала нашему мозгу отличное средство
защиты от психических перегрузок — смех и плач.
Смех оказывается своеобразной защитой нервной
системы. Его можно рассматривать как серию
коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный
поток импульсов. В этом упражнении соединяются
целебные свойства плача и смеха.
А сейчас выполним ряд упражнений на снятие
эмоционального напряжения.
1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь
большим пальцем. Делая выдох спокойно, не
торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем,
ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите
5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение
с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими
круговые движения в каждой ладони.
3. Слегка помассируйте кончик мизинца.
4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу,
прижмите его ладонью другой руки и делайте
орехом круговые движения в течение 3 минут.
7. Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: развитие внимания, снятие
эмоционального напряжения, подъем настроения.
Время: 10 минут.
Инструкция: Вам необходимо разделиться
на 2 подгруппы по принципу: небо — земля. Встаньте
друг за другом. Тот, кто стоит последним,
придумывает танцевальное движение, трогает за
плечо стоящего впереди, тот поворачивается и
запоминает движение, которое ему показывают.
После этого он трогает за плечо следующего
игрока и так далее. Затем смотрим, что было
сначала и что получилось. Последний участник,
который придумывал движение, становится первым,
и игра продолжается.
Анализ:
Поделитесь своим настроением.
Трудно ли было придумывать и повторять движения?
В чем смысл игры?
8. Дискуссия в малых группах
Цель: закрепление теоретического
материала.
Время: 25 минут.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Вам необходимо разделиться
на 4 малые группы следующим образом. Я на ухо
каждому из вас скажу одно слово. Это будет
название эмоции. Задача: найти своих, то есть тех
людей, которым было сказано это же слово. Найти
тихо, любым невербальным способом.
Каждая «нашедшаяся» группа показывает пантомиму
на свое слово.
Слова: удивление, страх, удовольствие,
радость.
А теперь образуйте 4 малые группы, выберите
таймера, секретаря, спикера, председателя. Сейчас
я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте
при проведении дискуссии принципы мозгового
штурма и соблюдайте правила группы. На работу вам
дается 2 минуты.
Задание 1-й группе: как побороть страх?
Задание 2-й группе: положительные и отрицательные
способы реагирования на неудачу.
Задание 3-й группе: закончите предложения: «Везет,
когда...» и «Не везет, когда...»
Задание 4-й группе: как справиться со своими
эмоциями.
А теперь я попрошу спикеров доложить о групповых
идеях, выработанных в ходе обсуждения.
9. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех,
или Памятка на «черный день»
Цель: развитие навыков ведения
позитивного внутреннего диалога о самом себе;
развитие способности к самоанализу.
Время: 15 минут.
Материалы: бланки с табличками для
каждого участника
Инструкция: Садитесь в круг. У каждого
из людей случаются приступы хандры, «кислого»
настроения, когда кажется, что ты ничего не
стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается.
В такие моменты как-то забываются все
собственные достижения, одержанные победы,
способности, радостные события. А ведь каждому из
нас есть чем гордиться. В психологическом
консультировании существует такой прием.
Психолог вместе с обратившимся к нему человеком
составляет памятку, в которую заносятся
достоинства, достижения, способности этого
человека. Во время приступов плохого настроения
чтение памятки придает бодрости и позволяет
оценивать себя более адекватно. Давайте
проделаем подобную работу.
Если захотите, можете потом прочитать нам свои
памятки. Заполненные памятки останутся у вас.
Подготовка: Нарисовать на доске большую
таблицу, изображенную на бланках.
БЛАНК ПАМЯТКИ «Мои лучшие качества»
Мои лучшие черты |
Мои способности и таланты |
Мои достижения |
---|---|---|
Инструкция: «Мои лучшие
черты» — в эту колонку запишите черты или
особенности своего характера, которые вам в себе
нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты» — сюда запишите
способности и таланты в любой сфере, которыми вы
можете гордиться.
«Мои достижения» — в этой графе записываются
достижения в любой области.
Анализ упражнения:
Какое значение для вас имело выполнение этого
упражнения?
Что вы взяли себе на заметку и будете
использовать?
10. Упражнение «Декларация моей самоценности»
Цель: повышение самооценки,
возможность поверить в свои силы.
Время: 15 минут.
Инструкция: Я сейчас прочитаю вам
«Декларацию моей самоценности». Это
своеобразный гимн самому себе. А теперь я попрошу
вас прочитать вслух, все вместе.
«Я — это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как
Я.
Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в
точности такого же, как Я. Поэтому все, что
исходит от меня, — это подлинно мое, потому что
именно Я выбираю это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело,
включая все, что оно делает; мое сознание, включая
все мои мысли и планы; мои глаза, включая все
образы, которые они могут видеть; мои чувства,
какими бы они ни были, — тревога, удовольствие,
напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот
и все слова, которые он может произносить, —
вежливые, ласковые или грубые, правильные или
неправильные; мой голос, громкий или тихий; все
мои действия, обращенные к другим людям или ко
мне самому.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все
мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои
поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень
близко познакомиться с собой. Я могу полюбить
себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так,
чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть
во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я
дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и
терпеливо открывать в себе источники того, что
озадачивает меня, и узнавать все больше и больше
разных вещей о себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что
делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, —
это мое. И это в точности позволяет мне узнать,
где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то,
что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал,
как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не
вполне меня устраивает. Я могу отказаться от
того, что кажется неподходящим, и сохранить то,
что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе
самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать,
говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть
близким другим людям, чтобы вносить смысл и
порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно!»
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Поделитесь с участниками группы своим
настроением, душевным состоянием.Что дало вам
это упражнение?
11. Упражнение «До встречи на экзаменах!»
Цель: услышать мнение участников о
тренинговом занятии.
Время: 5 минут.
Материал: горящая свеча.
Инструкция: У меня в руках горящая
свеча. И я хочу, чтобы в ваших руках все всегда
горело, спорилось и получалось так, как надо.
У кого в руках окажется горящая свеча, должен
рассказать о своих открытиях и достижениях,
которые он сделал в ходе тренинга.
Анализ:
Что принес вам этот день?
Что вы узнали нового?
Какие выводы вы для себя сделали?
12. Упражнение «Найди свою звезду»
Цель: возможность расслабиться,
набраться оптимизма, уверенности в достижении
цели.
Время: 5 минут.
Инструкция: Вот и пришла пора
расставаться! Но у нас остались наши звездочки,
которые светили нам весь тренинг. Эти звезды были
с нами целый месяц. Посмотрите, как они ярко
горят. Если звезды зажигают, значит, это
кому-нибудь нужно! Они наполнены нашей энергией,
добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день,
победами и достижениями.
Теперь каждый из вас пусть возьмет свою звезду,
которая будет ему светить и направлять по дороге
мудрости, знаний, удач, счастья, любви. И если
станет очень трудно, вспомните о нашем тренинге,
о наших звездах, они вам подскажут верный путь и
помогут решить ваши проблемы.
Наталия СТЕБЕНЕВА,
Нина КОРОЛЕВА,
педагоги-психологи Липецкого областного
центра
психолого-педагогической
и социальной помощи детям и подросткам