Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2003


ИГРОТЕКА

В ПОИСКАХ СВЯТОГО ГРААЛЯ

Цели игры

Формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия.
Осознание ценности собственных успехов.
Осознание детьми причин своих ошибок («Если я делаю то, что делаю всегда, то я получаю то, что получаю всегда»).

Участники

В игре участвуют дети 13–15 лет. Желательное количество участников 20–22 человека, двое ведущих. Возможно увеличение количества играющих до 35 человек, но в таком случае требуется третий ведущий.

Материалы

Магнитофон.
Записи мелодий кельтов, ирландской музыки.
Карта пути.
Закрывающий карту лист бумаги.
Свечи.
Костюмы для ведущих.
Карточки с заданиями (приложения 1, 2, 3).
Меч, камень, копье, чаша.
Сок или минеральная вода.
План квартиры (дома).
Тесьма.
Ножницы.
Бумага (цветная, белая) разного формата.
Картон (цветной, белый).
Пластилин.
Клей.
Краски, кисточки.
Цветные мелки, карандаши, фломастеры.
Карточки с изображением лабиринта.

ХОД ИГРЫ

Свет выключен, горят несколько свечей. Звучит музыка. Все дети сидят в общем круге.
«Голос за кадром» читает легенду.

В 1122 году седьмого дня первого месяца весны по дороге, удаляющейся от Западного Уэльса, двигался человек на гнедом рысаке. Его принадлежность к рыцарскому ордену выдавал серебристый плащ с родовым гербом на правом боку. Широкий плащ скрывал статную фигуру и могучие плечи, а капюшон — миловидные черты юного лица и светлые кудри рыцаря. Медленно двигались человек и конь по пустынной дороге, и только легкий ветерок да склонившееся к горизонту солнце были им развлечением в пути.
Неожиданно впереди показалась черная фигура пешего странника. Давно не видевший человека рыцарь натянул поводья, и прибавивший ходу конь скоро догнал странника. Им оказался старец в черном плаще с резным посохом в руках. Заслышав стук копыт, странник остановился, ожидая рыцаря.
Когда тот подъехал и спешился, старец встретил его поклоном.
— Приветствую тебя, добрый путник, — произнес рыцарь с ответным поклоном. — Я осмелился догнать тебя, ибо мне показалось, что нас ожидает одна дорога, а вдвоем коротать ее всегда веселее, нежели одному. Позволь предложить тебе моего коня, так как вижу я, что в почтенном возрасте твоем долгий путь больше тяготит тебя, чем развлекает. А моим ногам давно пора размяться.
— Благодарю тебя, добрый рыцарь, — отвечал странник, — с радостью приму твое предложение, ибо ноги мои действительно отказываются служить мне.
— Хоть и не ждет нас с тобой одна дорога, — продолжал старец, взбираясь на лошадь, — но на некоторое время я с радостью приму твое любезное предложение.
— Откуда ты знаешь, мудрый старец, что идем мы разными дорогами? — спросил рыцарь, помогая старцу усесться поудобнее.
— Твой плащ сказал мне об этом, — ответил странник.
— Что же рассказал тебе мой плащ? — удивился рыцарь.
Он взял лошадь под уздцы, и они тронулись в путь.
— Он рассказал мне о тебе, рыцарь Персиваль, — продолжал странник.
— Ты знаешь мое имя, старец? Разве мы знакомы?
— Я знаю не только твое имя, но и твой род и то, что ждет тебя, рыцарь, — все тем же тоном, словно зная, о чем спросит его Персиваль, продолжал странник.
— Ты говоришь чудные вещи, старец, ведь я и сам не знаю, куда лежит мой путь, — снова удивился рыцарь. — Но, может быть, пока не пришло нам время расстаться, ты расскажешь мне о том, что знаешь?
— С радостью, Персиваль. Ты — рыцарь древнего рода, об этом говорят могучие корни дерева на твоем гербе. Весь род твой велик и славен, пышны дела его и заслуги, как крона этого дерева. И твоя судьба не исключение, Персиваль. Жизнь твоя предназначена для великих дел. Славой и подвигами будет увенчан трудный путь, который затеял ты.
— Прости, добрый старец, но я не понимаю, о чем говоришь ты, что ждет меня, что за путь ты пророчишь мне?
— Ты все узнаешь в свое время, рыцарь Персиваль. Сейчас тебе нужно знать только одно: иди с достоинством по избранному пути, не бойся трудностей, и ты будешь вознагражден. А сейчас нам пора прощаться.
— Прощаться? — вновь удивился рыцарь. — Куда же ты пойдешь? Уже стемнело, не лучше ли нам переночевать прямо здесь, а с рассветом отправиться дальше?
— Я не могу останавливаться, храбрый рыцарь, мне нужно спешить. Вот моя дорога на Северный Уэльс, а твой путь лежит прямо. Иди вперед, и я знаю, что тебе будет сопутствовать удача, ведь я сам когда-то носил серебристый плащ. Прощай.
И, спешившись, черный странник стал быстро удаляться в сторону последних догорающих лучей солнца, пока совсем не слился с темнотой ночи.
И только когда затих шорох его удаляющихся шагов, рыцарю Персивалю открылся смысл последних слов странника: серебристый плащ был отличительной чертой только рыцарей его рода и достался ему, как последнему из наследников.
Ночь скрыла все вокруг, только дыхание коня, доброго друга всех странников, согревало лицо рыцаря Персиваля. А под ногами лежала бесконечная дорога...

Свет включается. Появляются двое ведущих в средневековых костюмах, гасят свечи.

Ведущий. Мы приветствуем добрых и отважных рыцарей и их прекрасных спутниц, что решились сегодня отправиться в неизведанный доселе путь. Что ждет каждого из вас на этом пути, какие трудности встретятся вам, куда путь приведет — никто не знает. Поэтому сейчас у вас есть возможность еще раз оценить свои силы и принять решение: отправиться в путь сейчас или отложить путешествие до лучших времен. Тем же, кто примет решение идти, предстоит пройти этот путь до конца.
Ребята, решившие принять участие в игре, делятся на две команды, после чего обе команды объявляются рыцарствами. Им предлагается дать имя своему рыцарству, придумать девиз, который будет отражать основные качества рыцарей и с которым они отправятся в путь.
После небольшого обсуждения рыцарства представляются. Далее ведущие объявляют правила игры:
главная цель — первыми добраться до финиша и «найти то, не знаю что»;
команды ведут параллельную игру;
можно идти любой дорогой;
в ходе игры каждая команда получает нечто, что она может использовать один раз на любом из этапов (после этого команда этого «нечто» лишается).
Затем команды приглашаются к карте (она закрыта и будет открываться только по мере продвижения команд).
С этого момента рыцарства проходят путь независимо друг от друга. Задания им выдает один из ведущих, прикрепленный к данной команде.

Анна ОЖГИБЕСОВА,
воспитатель
лечебно-оздоровительного
комплекса «Заря»,
студентка
психолого-педагогического
факультета
Удмуртского госуниверситета,

Лариса ТЕЛЬНОВА,
психолог ЛОК «Заря»,
г. Ижевск

Продолжение следует