Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ

Программа коррекции
агрессивного поведения подростков

Окончание. Начало см. в № 30, 2003

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Наши обиды»

Цели: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.
Ритуал начала занятия.

Упражнение 1. «Будешь! Не буду!»
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты).
Короткое обсуждение: чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?

Упражнение 2. «Детская обида»

Ведущий. Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их в любой (конкретной или абстрактной) манере. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это.
Желающие садятся на «горячий стул» и рассказывают о том, что они чувствовали, переживали. Демонстрируют рисунки «тогда» и «сейчас».
Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды.

Упражнение 3. «Копилка обид»

Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня, в течение 8–10 минут. После этого проводится обсуждение: что с этим делать.
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к себе как об одной из самых плохих привычек. Все решают, что сделать с «копилкой». Ведущий предлагает разорвать и сжечь. Проводится ритуал сжигания обид.
Обсуждение: что делать с текущими обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и другие агрессивные формы.
Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом сжигать записку, мысленно отправляя обиду по ветру, следя как она становится все меньше и меньше.
Обсуждение: как в дальнейшем относиться к обидчику? Прощение обиды.
Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Хорошее настроение»

Цель: обучение вхождению в ресурсное состояние.
Ритуал начала занятия.

Упражнение 1

Ведущий (задание адресовано каждому члену группы). Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение «Я чувствую себя хорошо», воспроизведи их в воображении, запомни чувства, которые при этом возникают, представь, что ты кладешь их в такое место, откуда сможешь достать, когда пожелаешь. Нарисуй, куда ты их положил.
Краткое обсуждение.

Упражнение 2. «Аукцион»

По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске.
Обсуждение: какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?

Упражнение 3. «Вверх по радуге»

Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Повторить
3 раза.
Обсуждение.
Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз.
Обсуждение: как пользоваться своим ресурсным состоянием? Ведущий должен убедиться, что участники тренинга поняли, что теперь они смогут справляться со своими проблемами с помощью собственных ресурсов.
Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «Наши ожидания»

Цели: усиление Эго, повышение социального интеллекта.

Игра «Да — нет»

Играющие разбиваются на две группы. Каждая группа должна сказать «да» или «нет» другой команде, причем сделать это одновременно. Для этого командам выдаются карточки, на одной написано «да», на другой — «нет». Обе команды получают по две разные карточки.
Если обе команды ответили «да», то они получают по 3 очка. Если обе команды ответили «нет», они теряют по 5 очков. Если мнения команд разошлись, то команда, ответившая «да», теряет 5 очков, а команда, сказавшая «нет», получает 3 очка.
Команды принимают общее решение, одна — в кабинете, другая — за дверью. В следующий раз они меняются. Всего 10 ходов.
Задание игрокам: набрать как можно больше очков.
Задание произносится только один раз и не комментируется.
Обсуждение. Ведущий подсчитывает очки и спрашивает, какое было задание. Напоминает, что задание было — набрать как можно больше очков. Всего было 10 ходов, значит, можно было набрать 60 очков. Сколько набрали команды? (Обычно в этой игре нет победивших, все проигравшие, потому что не набрали нужного количества очков.) Ведущий должен подвести участников тренинга к мысли о необходимости сотрудничества.
Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «Моя ценность»

Цель: переоценка личностных качеств.

Игра «Подводная лодка»

Ведущий. Представьте, что ваша группа — экипаж подводной лодки, в котором все знакомы друг с другом настолько, насколько вы сами знакомы. Лодка погружается но дно, и спасутся только те три человека, которые успеют по моей команде выскочить за дверь.
Ведущий дает команду, наблюдает за происходящим, затем просит всех вернуться на свои места.
Обсуждение: спаслись ли самые достойные? (Обычно выбегают те, кто сидел ближе к двери и более настойчивые.)
Ритуал окончания занятия.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «Как справляться со своими недостатками»

Цели: повышение самооценки, усиление Эго.
Ритуал начала занятия.

Упражнение 1. «Сказка»

Ведущий. У каждого из нас есть свой «дракон». Это наши недостатки, с которыми мы миримся. Однажды каждый решается убить своего дракона. Но вместо одной головы вырастают три, и мы живем со своим драконом и миримся с ним, отравляя жизнь себе и близким людям.
Ребятам предлагается нарисовать своего дракона и назвать его в целом и каждую голову в отдельности. После этого им надо придумать сказку о том, как они победят своего дракона. История может быть нарисована в виде комикса или написана в виде сценария кинофильма.
Желающие могут объединиться в группы и придумать другую историю и других драконов, но и героев и драконов должно быть столько же, сколько участников в группе.
Для сочинения сказок ребятам предлагается набор карт, сделанных по типу «Карт Проппа». Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вынуть наугад несколько карт и создать историю по ним и т.д.
Единственное условие — герой должен действовать как человек, уверенный в себе.
Набор «Карт Проппа» включает в себя 31 карту (по числу функций, выделенных Проппом) или 20 (в варианте Дж. Родари).
В данной программе используется набор из 15 карт:
— предписание или запрет;
— нарушение;
— принятие решения о битве с драконом;
— сбор вооружения;
— путь к дракону;
— встреча с дарителем;
— волшебные дары;
— препятствия;
— враги;
— помощники;
— вызов дракона на бой;
— условия битвы;
— битва;
— победа;
— возвращение;
— последствия победы.
На написание истории подросткам дается 30 минут. Затем желающие могут рассказать свои истории.
Обсуждение. Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем нужны помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность находить друзей зависит от того, насколько мы умеем видеть хорошее в окружающих нас людях.

Упражнение 2. «Контракт»

Ведущий предлагает детям осмыслить все пережитое на группе и составить контракт с собой о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую неделю, ближайший месяц, ближайший год. Дети пишут контракты. В завершение каждый подросток торжественно вручает контракт самому себе.

Упражнение 3. «Новая визитка»

Ведущий предлагает сделать новую визитную карточку.
Подведение итогов занятий. Заключительное слово ведущего.

Ольга ЗЛАТОГОРСКАЯ,
педагог-психолог,
г. Киров, Калужская обл.