|
НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ
|
Программа коррекции
агрессивного поведения подростков
Окончание. Начало см. в № 30,
2003
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: «Наши обиды»
Цели: усиление Эго, повышение
рефлексивности, психологическая коррекция
детских обид.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Будешь! Не буду!»
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и,
взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один
из участников резко тянет к себе другого и
приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и
говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята
меняются ролями (3 минуты).
Короткое обсуждение: чем отличается просьба от
требования? Кто как себя чувствовал в процессе
упражнения?
Упражнение 2. «Детская обида»
Ведущий. Вспомните случай из
детства, когда вы почувствовали сильную обиду.
Вспомните свои переживания и опишите их в любой
(конкретной или абстрактной) манере. Выразите
отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите
или нарисуйте это.
Желающие садятся на «горячий стул» и
рассказывают о том, что они чувствовали,
переживали. Демонстрируют рисунки «тогда» и
«сейчас».
Обсуждение: что такое обида? Как долго
сохраняются обиды? Справедливые и
несправедливые обиды.
Упражнение 3. «Копилка обид»
Участникам предлагается нарисовать копилку и
поместить в нее все обиды, которые они пережили
до сегодняшнего дня, в течение 8–10 минут. После
этого проводится обсуждение: что с этим делать.
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид,
о жалости к себе как об одной из самых плохих
привычек. Все решают, что сделать с «копилкой».
Ведущий предлагает разорвать и сжечь. Проводится
ритуал сжигания обид.
Обсуждение: что делать с текущими обидами? Еще
раз подчеркивается, что умение выразить обиду
важно для самого себя, но не является решением
проблемы, равно как и реванш, месть и другие
агрессивные формы.
Поддерживаются предложения типа: записывать
обиду, а потом сжигать записку, мысленно
отправляя обиду по ветру, следя как она
становится все меньше и меньше.
Обсуждение: как в дальнейшем относиться к
обидчику? Прощение обиды.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: «Хорошее настроение»
Цель: обучение вхождению в ресурсное
состояние.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1
Ведущий (задание адресовано каждому
члену группы). Назови 5 ситуаций, вызывающих
ощущение «Я чувствую себя хорошо», воспроизведи
их в воображении, запомни чувства, которые при
этом возникают, представь, что ты кладешь их в
такое место, откуда сможешь достать, когда
пожелаешь. Нарисуй, куда ты их положил.
Краткое обсуждение.
Упражнение 2. «Аукцион»
По типу аукциона предлагается как можно больше
ситуаций, помогающих справиться с плохим
настроением. Все способы фиксируются на доске.
Обсуждение: какие способы более приемлемы? Какие
безопасны? Какие следует выбрать?
Упражнение 3. «Вверх по радуге»
Участников просят встать, закрыть глаза,
сделать глубокий вдох и представить, что вместе с
этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а
выдыхая, съезжают вниз. Повторить
3 раза.
Обсуждение.
Упражнение повторяется с открытыми глазами, а
количество повторений увеличивается до 7 раз.
Обсуждение: как пользоваться своим ресурсным
состоянием? Ведущий должен убедиться, что
участники тренинга поняли, что теперь они смогут
справляться со своими проблемами с помощью
собственных ресурсов.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: «Наши ожидания»
Цели: усиление Эго, повышение
социального интеллекта.
Игра «Да — нет»
Играющие разбиваются на две группы. Каждая
группа должна сказать «да» или «нет» другой
команде, причем сделать это одновременно. Для
этого командам выдаются карточки, на одной
написано «да», на другой — «нет». Обе команды
получают по две разные карточки.
Если обе команды ответили «да», то они получают
по 3 очка. Если обе команды ответили «нет», они
теряют по 5 очков. Если мнения команд разошлись,
то команда, ответившая «да», теряет 5 очков, а
команда, сказавшая «нет», получает 3 очка.
Команды принимают общее решение, одна — в
кабинете, другая — за дверью. В следующий раз они
меняются. Всего 10 ходов.
Задание игрокам: набрать как можно больше очков.
Задание произносится только один раз и не
комментируется.
Обсуждение. Ведущий подсчитывает очки и
спрашивает, какое было задание. Напоминает, что
задание было — набрать как можно больше очков.
Всего было 10 ходов, значит, можно было набрать 60
очков. Сколько набрали команды? (Обычно в этой
игре нет победивших, все проигравшие, потому что
не набрали нужного количества очков.) Ведущий
должен подвести участников тренинга к мысли о
необходимости сотрудничества.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: «Моя ценность»
Цель: переоценка личностных качеств.
Игра «Подводная лодка»
Ведущий. Представьте, что ваша группа — экипаж
подводной лодки, в котором все знакомы друг с
другом настолько, насколько вы сами знакомы.
Лодка погружается но дно, и спасутся только те
три человека, которые успеют по моей команде
выскочить за дверь.
Ведущий дает команду, наблюдает за происходящим,
затем просит всех вернуться на свои места.
Обсуждение: спаслись ли самые достойные? (Обычно
выбегают те, кто сидел ближе к двери и более
настойчивые.)
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: «Как справляться
со своими недостатками»
Цели: повышение самооценки, усиление
Эго.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Сказка»
Ведущий. У каждого из нас есть свой
«дракон». Это наши недостатки, с которыми мы
миримся. Однажды каждый решается убить своего
дракона. Но вместо одной головы вырастают три, и
мы живем со своим драконом и миримся с ним,
отравляя жизнь себе и близким людям.
Ребятам предлагается нарисовать своего дракона
и назвать его в целом и каждую голову в
отдельности. После этого им надо придумать
сказку о том, как они победят своего дракона.
История может быть нарисована в виде комикса или
написана в виде сценария кинофильма.
Желающие могут объединиться в группы и придумать
другую историю и других драконов, но и героев и
драконов должно быть столько же, сколько
участников в группе.
Для сочинения сказок ребятам предлагается набор
карт, сделанных по типу «Карт Проппа».
Подчеркивается, что колода сложена по порядку,
обычному для сказок, но они могут работать с
перетасованной колодой, могут вынуть наугад
несколько карт и создать историю по ним и т.д.
Единственное условие — герой должен действовать
как человек, уверенный в себе.
Набор «Карт Проппа» включает в себя 31 карту (по
числу функций, выделенных Проппом) или 20 (в
варианте Дж. Родари).
В
данной программе используется набор из 15 карт:
— предписание или запрет;
— нарушение;
— принятие решения о битве с драконом;
— сбор вооружения;
— путь к дракону;
— встреча с дарителем;
— волшебные дары;
— препятствия;
— враги;
— помощники;
— вызов дракона на бой;
— условия битвы;
— битва;
— победа;
— возвращение;
— последствия победы.
На написание истории подросткам дается 30 минут.
Затем желающие могут рассказать свои истории.
Обсуждение. Ведущий говорит о том, что для борьбы
с драконом почти всем нужны помощники, друзья.
Друзья очень важны в жизни. Способность находить
друзей зависит от того, насколько мы умеем видеть
хорошее в окружающих нас людях.
Упражнение 2. «Контракт»
Ведущий предлагает детям осмыслить все
пережитое на группе и составить контракт с собой
о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую
неделю, ближайший месяц, ближайший год. Дети
пишут контракты. В завершение каждый подросток
торжественно вручает контракт самому себе.
Упражнение 3. «Новая визитка»
Ведущий предлагает сделать новую визитную
карточку.
Подведение итогов занятий. Заключительное слово
ведущего.
Ольга ЗЛАТОГОРСКАЯ,
педагог-психолог,
г. Киров, Калужская обл. |