|
СОЗДАЙ СЕБЕ НАСТРОЕНИЕ
Элементы саморегуляции для учителей
|
Поговорим об учителе, о том, как он себя
чувствует на уроке при возникновении
конфликтной ситуации.
Наверное, у каждого из нас они возникали, и мы
действовали в них в соответствии с собственным
опытом, темпераментом, с наличием в той или иной
степени ресурсного состояния.
Хочется спросить, а что вы чувствовали в такие
моменты?
— Досаду. К ним со всей душой, хочется хоть
чему-то научить, а они!..
— Раздражение. У меня тема, надо быстрей ее дать,
а там разговоры.
— Безысходность. На минуту заинтересуешь, а
потом опять шум. Несколько человек работают, хоть
бы им не мешали.
— Злость. Сидят на всем готовом, в голове пусто,
так хоть бы не хамили.
И как обычно мы реагируем в такой ситуации?
— Перестань, как не стыдно, сколько можно, мы не
успеем, завтра контрольная...
— Выйди вон, я докладную директору напишу, пусть
разбирается...
Итак, если я правильно поняла, это — замечания,
нарекания, порицания и т.п. А как мы это делаем? (Часто
повышаем голос.) И приносит ли это желаемый
эффект? (Редко.) Весь наш опыт говорит о том,
что это малоэффективно.
А что вы чувствуете в этой ситуации?
— Вину, беспомощность, бессилие, страх,
некомпетентность...
Помогает ли это разрешить ситуацию?
Наверное, нет. Да еще и настроение портится из-за
того, что не сдержались, давление поднимается,
сердце хватает. И потом долго переживаем из-за
того, что все не так складывается, как бы
хотелось. Опускаются руки, не хочется идти на
работу.
Экология учительского труда — это такая тема,
которая поднимается редко. Сейчас очень много
говорят о детях, об их проблемах. Не умаляя
значения детских проблем, хочу все-таки сказать,
что учитель, находясь в ресурсном состоянии,
сможет гораздо эффективнее действовать в
конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое
здоровье, и здоровье детей.
Например: вы едете в троллейбусе в прекрасном
настроении, ощущение такое, что можете горы
свернуть. Троллейбус дергается — массивный
мужчина наступает вам на ногу. Что делаете вы? (Доброжелательно,
с юмором выходим из ситуации.)
А теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают
руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (Кричим,
обижаемся, злимся. Даже слезу пускаем...)
А в чем разница? В ресурсном состоянии.
Сейчас я хочу вам предложить несколько
упражнений, которые помогут активизировать ваши
ресурсы. Хочу напомнить, что умения и навыки
возникают при многократном повторении. Когда вы
чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным,
сердитым, то, скорее всего, ведете себя
импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо
противоположно тому, что вы в действительности
хотите.
Поэтому давайте потратим несколько минут, чтобы
привести себя в состояние, наиболее подходящее
для достижения положительного результата, то
есть в состояние умиротворения.
УПРАЖНЕНИЕ 1. «РАЗГЛАДИМ МОРЕ»
Представьте себе какую-то конфликтную
ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в
вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает
дискомфортное состояние за грудиной (давление,
сжатие, жжение, пульсация).
Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в
область грудины и представьте бушующее
«огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой
разгладьте это море до ровного зеркала.
Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «ШАРИК»
Одна из особенностей нашего состояния в
стрессовой ситуации — это напряжение всех мышц.
Но напряженные мышцы не способствуют выходу из
отрицательной ситуации, еще сильнее замыкая нас
в ней.
Вот почему следует усвоить прямо
противоположную реакцию: расслаблять мышцы во
всех тех случаях, когда возникает дискомфорт или
стресс.
Расслабление мышц делает практически
невозможным обычное протекание стрессовой
ситуации, поскольку вы уже не сможете
реагировать в этой ситуации так, как прежде.
Как же достичь расслабления? Вы наверняка
знакомы с различными формами аутотренинга и
имеете представление о расслаблении. Я хочу вам
предложить упражнение, которое позволит быстро
достичь этого состояния тем, кто уже знаком с
основами расслабления.
Представьте себя в какой-либо конфликтной
ситуации, отметьте, как напряглись ваши мышцы.
Вообразите себя туго надутым воздушным шариком.
А теперь развяжите веревочку и представьте, как
шарик спускается (на выдохе: с-с-с-с...).
Что вы теперь чувствуете? Повторим еще раз.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ЗЕРНЫШКО»
Сидя спокойно, в расслабленном состоянии,
представьте, что в самом центре вашего существа
есть маленькая частица, которая очень спокойна и
счастлива. Не затронутая всеми страхами и
заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем
мире, силе и счастье.
До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы
пожелаете, ее можно представить в виде некоего
образа — язычка пламени, драгоценного камня или
потаенного озера, спокойного, с гладкой, без
малейшей зыби, поверхностью.
Преисполненная глубокой умиротворенностью и
радостью, спокойствием и силой, она находится в
полной безопасности. Она там — глубоко в вас.
Представьте теперь, что это пламя, этот
драгоценный камень или это озеро, находящееся
глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — вы
сами.
Представьте, что этот потаенный центр всегда
пребывает в вас, оставаясь там таким же спокойным
и тихим, через какие бы трудности вы ни проходили,
и что, если вы захотите, то можете научиться в
любой момент припоминать, что эта частица есть
внутри.
А теперь представьте конфликтную ситуацию,
когда-либо бывшую в вашей жизни. Войдите в нее.
Что вы чувствуете? Вспомните о вашей внутренней
частице умиротворенности, счастья и силы.
Увеличьте ее до размера вашего тела. Что вы
теперь чувствуете?
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ПРОШЛОЕ»
Представьте, что вам повезло и вы проводите
свой отпуск в Италии и беззаботно рассматриваете
развалины древней Помпеи. День тихий и солнечный.
Оглядываясь вокруг, вы видите свидетельства
повседневной жизни прошлого: улицы, дворики,
дома... Сотни лет тому назад здесь жили люди,
работали, общались, создавали семьи.
Представьте, что в этом тихом месте вы увидели
колонну, на которой начертана надпись: «Сегодня я
преисполнен ужасом и гневом — ученик нагрубил
мне». Обратите внимание, как вы себя чувствуете.
Возможно, вы ощутите некоторое сочувствие и даже
симпатию к написавшему, но практически
останетесь спокойными.
Затем представьте себя этим человеком,
вообразите, что проблема, начертанная на колонне,
— ваша, и что с того времени, как все это
случилось, прошло почти две тысячи лет. При этом
обратите внимание на то, какие ощущения вызывает
у вас эта проблема.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК»
Обычно в фрустрирующей ситуации включается
наш «внутренний ребенок», и мы начинаем
действовать исходя из этого эго-состояния. А как
обычно действуют дети в ситуации, которая им не
нравится? Топают ногами, кричат, обзываются,
обижаются и плачут, стараются спрятаться или
убежать.
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно
эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда
плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким
ребенком 4–5 лет. Внимательно рассмотрите, во что
вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение
лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите
его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и
скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и
всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как
теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размеров горошины и
положите в свое сердце. Посмотрите, как он там
себя чувствует. А как себя чувствуете вы?
Мы сделали с вами несколько упражнений,
одни из которых успокоят вас, когда вы наедине с
собой («Прошлое», «Зернышко», «Внутренний
ребенок»), другие помогут быстро в любой ситуации
(«Разгладим море», «Шарик»).
А когда вы освоите их все, то и «Зернышко», и
«Внутренний ребенок» можно будет использовать
непосредственно в конфликтной или любой другой
ситуации, где вы ощущаете дискомфорт.
Многие эксперименты обнаружили, что существует
лишь один фактор, который реально препятствует
успешному самоуспокоению, и этот фактор —
непонимание того, что самоуспокоение может быть
достигнуто произвольно.
Большинство людей не осознают, что сами создают
собственное настроение и, следовательно, сами
могут изменить его, и что такие изменения вполне
естественны и нормальны.
Если вы себе позволите, то вполне можете привести
себя в следующее спокойное состояние: «В целом
все нормально, а теперь давай-ка посмотрим, что же
я могу сделать с этой проблемой, в этой ситуации?»
Даже если вы не сразу найдете, как ситуацию
разрешить, вы сохраните свое здоровье и не будете
усугублять негативных отношений с учащимися, так
как перестанете кричать и раздавать оценочные
суждения, что, надо признать, не нравится никому.
Постепенно ситуация изменится, поскольку
изменится реакция на нее. И если раньше вы
позволяли манипулировать вами (ученики нажимали
соответствующие кнопочки, а вы выдавали
соответствующее поведение), то теперь вы
становитесь хозяином своего поведения.
А это уже достижение. С этим уже легче жить.
Людмила МОСТОВАЯ,
педагог-психолог
средней школы № 31,
г. Калуга |