ОСЕННИЕ ВОПРОСЫ
Осень — пора неспешная. Природа навевает
задумчивость, и мысли парят над повседневностью,
касаясь все больше вопросов «о главном». И не так
уж важно, что именно представляет собой это
«главное»: судьбы ли человечества, будущее твоей
страны или твоя собственная жизнь...
А ЧТО ОНИ МОГУТ?
Жизнь в профессии — очень важная часть бытия
современного человека. К психологам это
относится в особенности. Опыт показывает, что
психология — это не только и столько профессия,
сколько образ жизни и склад мыслей. А это значит,
что успешность в профессии («успехи в труде», как
было принято говорить не так давно) —
немаловажная составляющая общего ощущения
успешности, если хотите — «опредмеченности»
жизни.
Наверное, это относится не ко всем, но что-то
подсказывает мне, что ко многим из нас.
Год
за годом удлиняется век нашей профессии.
Подходит к концу второй десяток лет ее жизни в
рамках образования, но вопросы той самой
«опредмеченности» остаются неопределенными. Нас
то признают как важную силу развития
современного образования, то отбрасывают на его
периферию.
Это в целом, по стране. То же самое — в жизни
конкретных школ и конкретных специалистов. То мы
чувствуем себя востребованными, понятыми,
глубоко укоренившимися на «школьной полянке»
связей и отношений, то нас вновь снаружи и
изнутри одолевают вопросы: а зачем школе нужны
психологи? А каков конкретный продукт их
деятельности? А какова мера их ответственности?
Да что они вообще могут?
Не знаю, может быть есть среди нас, дорогие
коллеги, такие специалисты, которые раз и
навсегда нашли свое место в образовании,
укоренились, опредметились и избавились от
навязчиво-болезненных вопросов.
Про себя могу сказать честно: не удалось. Вопросы
эти периодически возвращаются. Их озвучивают то
педагоги, то родители, то они сами собой
возникают в ходе какого-нибудь особо «удачного»
психологического мероприятия коллег по цеху или
в результате собственных очевидных промахов.
Вот и съезд, прошедший в мае, способствовал их
актуализации...
ИГРА НА СЕМИНАРЕ
Начинается новый учебный год. Если нас и тех,
кто работает вместе и рядом с нами, одолевают
осенние вопросы о задачах и границах
возможностей психолога в школе, что можно
предпринять? Как помочь себе и окружающим?
Например, можно провести игру (семинар) с
педагогическим коллективом на эту тему. Такого
типа игра была разработана и проведена нами с
группой администраторов (директоров, завучей) и
психологов Нижнего Новгорода (семинар был
организован по инициативе Нижегородского центра
непрерывного образования). Мы с удовольствием
поделимся с вами ее сценарием.
Цель игры — определение тех изменений
образовательной среды школы, которые связаны с
деятельностью школьной психологической службы.
Так как семинару предшествовала большая работа,
к моменту проведения игры участники уже имели на
руках первые варианты моделей деятельности
психолога в конкретных школах с обозначением
целей и задач, основных направлений и алгоритмов
деятельности.
Такую же работу необходимо провести и тем
психологам, которые решат предложить подобное
действо администрации своей школы. Желательно,
чтобы ведущим игры был именно представитель
администрации, а не психолог.
Первая часть игры — информационная. Психолог
знакомит педагогический коллектив (в другом
варианте участниками игры могут быть
председатели методических объединений и
административный состав школы) с предлагаемой
моделью своей деятельности.
СОГЛАСОВАННАЯ МОДЕЛЬ
К этому моменту модель уже согласована с
директором, а в нашем случае — создана в
сотрудничестве психолога и директора (о
технологии такого сотрудничества наша газета
уже писала, см. «Школьный психолог», № 3, 2003).
Желательно представить модель понятно, целостно
и с привлечением наглядных средств: схем, таблиц
и т.д.
Очень важно, чтобы участники семинара в процессе
рассказа психолога и его ответов на
дополнительные вопросы действительно смогли
себе представить, как будет проходить в этом году
психологическая работа.
Второй этап игры — постановка конкретных
вопросов для обсуждения на данной игре
(семинаре). Ведущий предлагает участникам для
последовательного обсуждения три вопроса:
Какие новые профессиональные и личные
возможности открываются перед различными
специалистами школы (классными руководителями,
педагогами-предметниками и администрацией,
прежде всего) в связи с реализацией данного
варианта психологической работы в школе?
Каковы границы профессиональной компетентности
психолога в рамках данной модели (то есть какие
психологические проблемы и задачи
образовательного процесса она не охватывает и
что с этими проблемами и задачами делать)?
Какие новые обязанности и направления
деятельности появляются у различных
специалистов школы в связи с реализацией данного
варианта психологической работы и какие
управленческие решения в связи с этим необходимо
принимать?
Далее организуется работа по обсуждению
поставленных вопросов.
В случае если работает весь педколлектив, работа
организуется так: создается несколько групп
предметников (можно по методическим
объединениям), группа классных руководителей и
административная группа. Если работают
несколько человек, обсуждение можно проводить в
форме групповой дискуссии.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Мы приводим результаты, к которым пришли
участники проводимого нами семинара. С одной
стороны, они весьма показательны, с другой
стороны — нужно помнить, что в игре участвовали
завучи, директора и психологи, которые
«прикладывали» к себе роли педагогов.
Итак, отвечая на вопрос, какие новые
профессиональные и личные возможности
открываются перед различными специалистами
школы в связи с реализацией данного варианта
психологической работы, участники семинара
выделили следующее.
ЛИЦОМ К ПЕДАГОГУ
Надо сказать, что участники семинара были очень
довольны результатами этого этапа работы.
Во-первых, речь шла о новых возможностях, о точках
роста. Во-вторых, эти возможности обрели
конкретную форму, и стало понятно, в
сотрудничестве с каким специалистом они могут
быть реализованы. Работа психолога словно
приобрела новые краски. А можно сказать и так: она
развернулась лицом к педагогам.
Отвечая на второй вопрос, участники обрисовали
те психологические запросы образовательной
среды, которые не удовлетворяются при построении
психологической работы по тому или иному типу.
В принципе, участники восприняли такую
постановку вопроса как совершенно естественную:
психолог, даже целая психологическая служба, не
может обеспечить решение всех психологических
проблем. Скажем, никакая модель работы психолога
в школе не охватывает семейных проблем
педагогов, крайне редко (и правильно) школьные
психологи вообще работают с личными проблемами
учителей.
Вопрос повышения квалификации педагогов в сфере
психологических знаний или, допустим, их
личностный рост — это тоже забота не школьного
психолога. И так далее.
У каждой модели психологической работы в школе
свои рамки. Это нормально, и думать нужно о том,
как с этими «не охваченными» психологическими
вопросами быть: отправлять педагогов на курсы
повышения квалификации, информировать их о
возможностях решения их психологических проблем
и задач личностного роста вне школы, отставить их
в сторону и т.д. Это отдельная тема для
размышлений, прежде всего — администрации.
Наконец, третий вопрос, очень болезненный. С
одной стороны, это совершенно естественно:
психологическая работа в школе не может не
приводить к расширению функционала и появлению
новых направлений и форм деятельности других
специалистов школы.
Школа — это система, в ней все специалисты
взаимосвязаны. В противном случае психолог
оказывается вне системы школьных деловых связей,
а его деятельность становится практически не
эффективной.
Факт естественный, но как-то ускользающий из поля
зрения как самих психологов, которые не
оговаривают его с администрацией, так и
администраторов, не предпринимающих необходимых
управленческих шагов.
СОПРЯЖЕННЫЙ ФУНКЦИОНАЛ
На нашем семинаре мы предложили участникам
соотнести виды деятельности психолога (в рамках
основных направлений его работы) с видами
деятельности других специалистов.
Работа также может быть организована по группам.
Причем желательно, чтобы в каждой группе были и
администраторы, и педагоги-предметники, и
классные руководители.
Каждой группе предлагается обозначить новые
обязанности одного из школьных специалистов
(например, классного руководителя).
Психолог заранее готовит таблицы, в которых
заполнен первый столбец, а именно: «Направления и
виды работ, выполняемых психологом». Остальные
столбцы заполняют участники на семинаре, а затем
делятся друг с другом результатами.
В целом таблица выглядит примерно так:
В результате объединения таблиц, созданных
каждой группой, получается сводная таблица. Ее
анализ позволяет понять, как и в какой степени
деятельность психолога изменяет (а по сути —
усложняет) профессиональную деятельность других
специалистов школы.
Дальнейшая работа может строиться различно.
Можно непосредственно обсудить с коллективом
школы, готовы ли люди к новым обязанностям. Можно
принять эту информацию как факт, а затем
разрабатывать систему управленческой поддержки
деятельности психолога уже административным
коллективом.
В любом случае такой игровой семинар позволяет
участникам увидеть психологическую
деятельность в контексте всей системы работы
школы, лучше понять возможности психолога и
осознать те трудности, которые у него неизбежно
возникают.
Это может быть хорошим началом нового учебного
года.
Классные руководители. Новые
возможности:
Профессиональные |
Личные |
Более глубокое знание детей и
ученических коллективов |
Возможность более грамотно
оказывать детям помощь в решении их личностных
проблем |
Расширение собственной
“методической копилки” |
Более грамотное построение
работы с родителями |
Более эффективное общение с
детьми |
|
Рост авторитета в коллективе,
|
самооценки, развитие |
рефлексивных способностей |
c |
c |
|
Педагоги-предметники. Новые возможности:
|
|
Возможность постановки более
серьезных методических задач |
Реализация обоснованного
дифференцированного подхода к учащимся |
Более эффективное общение с
детьми |
Освоение более эффективных
технологий построения собственной деятельности
(в том числе — сохраняющих физическое и
психическое здоровье) |
|
Удовлетворенность
педагогическим трудом |
Поддержание здоровья и
долголетия в профессии |
Профессиональное
развитие, получение новых знаний и умений |
|
Администрация школы. Новые возможности:
Профессиональные |
Личные |
Большая информированность в
вопросах, связанных
с осуществлением дифференцированного подхода
в обучении;
расстановкой кадров, организацией методической
работы
с педагогами; поддержанием эмоционального
климата
в коллективе
Получение психологических рекомендаций по
вопросам взаимодействия с педагогами и
родителями
Разработка стратегии разрешения конфликтных
ситуаций
в школьной системе отношений |
Рост уверенности в
правильности принятых
управленческих решений
Совершенствование профессиональных навыков
Рост эмоциональной стабильности |
Направления
и виды работ,
выполняемых
психологом |
«Сопряженный»
функционал других школьных специалистов |
Классный
руководитель |
Завуч |
Социальный
педагог |
Педагог-
предметник |
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |