НА ЧУЖОЙ ТЕРРИТОРИИ?
Сказкотерапия как метод
психологической работы в школе
Cегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает
недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у
практических психологов. Слово знакомое, часто
используемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно
встретить в детских садах и психологических
центрах, хосписах и больницах.
В обычных общеобразовательных школах также
немало практических психологов занимается
сказкотерапией. Однако до сих пор это чарующее
слово «сказкотерапия» понимается психологами
очень по-разному, и смысл, который в него
вкладывается, отличается порой не меньше, чем,
скажем, бытовые сказки от волшебных.
ТОЛЬКО ДЛЯ МЕДИКОВ
Одним из камней преткновения является,
по-видимому, буквальная расшифровка слова
«сказкотерапия» — «лечение сказками».
Вообще понятия, имеющие в своем составе часть
«терапия» (гештальт-терапия, телесная терапия и
подобные), не получили полной легитимности в
системе образования. Ведь в функциональные
обязанности школьного психолога не входит
проведение психотерапевтических процедур.
Более того — медики периодически подчеркивают,
что нечего психологам «внедряться на чужую
территорию». Психотерапия, по их мнению, сугубо
медицинская область.
Им, правда, невдомек, что психологи и не
претендуют на то, чтобы кого-нибудь «лечить». И
психотерапевтические методы (лукаво называя их
психокоррекционными) используют не для работы с
психопатологиями, а чаще всего — в развивающих
целях.
Потому-то, чтобы как-то оправдать и объяснить
применение психотерапевтических методов
психологами, в последние годы стали говорить о
психологической модели психотерапии. Впрочем, в
школе использование даже такой модели пока не
признано.
Хотя сказкотерапию назвать клиническим
психотерапевтическим методом тоже вроде бы
нельзя. Во всяком случае, в солидной и серьезной
«Психотерапевтической энциклопедии», вышедшей в
1999 году под редакцией Б.Д. Карвасарского, никаких
упоминаний о сказкотерапии мне найти не удалось.
Значит, все-таки это психологический метод? И да,
и нет. Потому что сказку используют и врачи, и
психологи, и педагоги, И каждый специалист
находит в сказке тот ресурс, который помогает ему
решать его профессиональные задачи.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...
Один из самых авторитетных психологов в этой
области Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет
сказкотерапию как набор способов передачи
знаний о духовном пути и социальной реализации
человека, как воспитательную систему, сообразную
духовной природе человека.
Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что
сказкотерапия — это и «процесс поиска смысла,
расшифровки знаний о мире и системе
взаимоотношений в нем», и «процесс образования
связи между сказочными событиями и поведением в
реальной жизни». Кроме того, это процесс
«объективации проблемных ситуаций» и
«активизации ресурсов, потенциала личности», и
«процесс экологического образования и
воспитания ребенка», и «терапия средой, особой
сказочной обстановкой, в которой... может
реализоваться мечта».
Безусловно, все эти аспекты могут быть выделены в
содержании сказкотерапевтической работы. Однако
такое определение сказкотерапии носит скорее
функциональный характер и оставляет в тени
сущность самого метода.
Врач-сказкотерапевт А.В. Гнездилов выделяет в
качестве предмета сказкотерапии «процесс
воспитания Внутреннего Ребенка, развития души,
повышение уровня осознанности событий,
приобретение знаний о законах жизни и способах
социального проявления созидательной
творческой силы». Он подчеркивает, что
«сказкотерапия — это еще и процесс
«вспоминания» и возвращения подростку и
взрослому гармоничного мироощущения».
Не опровергая мнения признанных специалистов,
рискну высказать собственную трактовку этого
термина. Но сначала расскажу коротенькую сказку,
придуманную одним маленьким мальчиком.
Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая
хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше
такой же доброй, робкой, тихой, как мы». Лиса
подумала и попыталась стать доброй, робкой и
тихой. И у нее стали расти уши.
Вот так — незатейливо, образно и метафорично —
маленький мальчик поведал о том, что каждый
должен быть самим собой.
Сказкотерапия — это такое направление
практической психологии, которое, используя
метафорические ресурсы сказки, позволяет людям
развить самосознание и построить особые уровни
взаимодействия друг с другом, что создает
условия для становления их субъектности.
Возможно, звучит не вполне понятно, но в
дальнейшем я попробую подробно раскрыть, что
именно стоит за этой формулировкой.
Главным средством психологического воздействия
в сказкотерапии является метафора как ядро любой
сказки. Именно глубина и точность метафоры
определяют эффективность сказкотерапевтических
приемов в работе с детьми и взрослыми.
ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ
При этом, думается, вполне правомерно
рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический
метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с
помощью этого метода (развитие самосознания и
построение высоких уровней взаимодействия между
субъектами), имеют психологический характер.
Однако возникает вопрос: а есть ли основания
считать важнейшими целями сказкотерапии именно
эти? И второй: почему же сказкотерапия может
стать одним из важнейших инструментов работы
школьного психолога?
Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях
служила средством встречи ее
слушателя или читателя (обычно ребенка) с самим
собой, потому что метафора, лежащая в основе
сказки, выступала «волшебным зеркалом» не только
реального мира, но — в первую очередь — его
собственного, скрытого, еще не осознанного
внутреннего мира. Об этом много писали К.Г. Юнг и
его последователи.
Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и
не только сказкотерапии, кстати, но и других
психологических методов) в конечном счете
направлены к одной цели — помочь человеку
развиваться наиболее оптимальным и естественным
для него образом, реализуя свои возможности. А
базовым условием такого развития является
повышение уровня самосознания — надо же иметь
представление, что и как развивать в себе.
В-третьих, нацеленность сказкотерапии на
развитие самосознания человека обеспечивает как
контакт с самим собой, так и контакт с другими.
Социальную природу человека составляет система
его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора
в силу присущих ей особых свойств оказывается
способом построения взаимопонимания между
людьми.
В-четвертых, сказкотерапия может оказать
неоценимую помощь в построении эффективного
взаимодействия между субъектами
образовательной среды — того, над чем приходится
работать психологу в школе.
Есть и другие соображения, позволяющие
обосновать не только правомерность, но и
необходимость применения сказкотерапии в школе.
Современные научные концепции в психологии все
больше уделяют внимания субъектности человека и
взаимодействию субъектов на разных уровнях,
считая это основополагающим условием
человеческой жизнедеятельности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Именно в образовательной среде возникает
специфическая ситуация, требующая от учителя
специальных усилий для организации
взаимодействия, основанного на
субъект-субъектных отношениях. Построение
субъект-субъектных отношений между учителем и
учащимися определяет эффективность
педагогического труда и может способствовать
развитию субъектности всех участников
образовательного процесса. Поэтому так важно
найти способы построения полисубъектного
взаимодействия учителя и учащихся в рамках
единой развивающейся системы.
Противопоставление учителей и учащихся,
характерное для современных исследований,
мешает пониманию того, что в образовательном
процессе происходит (или не происходит) развитие
и тех, и других.
Полисубъектный подход к деятельности
практического психолога, внутри которого и
разрабатываются авторские
сказкотерапевтические технологии, позволяет
рассмотреть общность «учитель—учащиеся» как
единую развивающуюся систему и вскрыть средства,
с помощью которых можно помочь развитию этой
системы и развитию всех субъектов, входящих в эту
систему.
Психолого-педагогическая практика, в свою
очередь, настоятельно требует разработки
адекватных методов, приемов, технологий,
направленных на повышение уровня самосознания
как основного условия развития ученика и
учителя, их становления как субъектов
саморазвития.
Поиск адекватных современному уровню развития
науки психологических технологий ориентирует на
предпочтение такого материала, который оказался
бы наиболее тесно связан с содержанием
внутреннего мира, подлежащего преобразованию
субъектом в целях саморазвития. Такую
возможность изменения видения мира и самого себя
как раз и предоставляет использование сказочной
метафоры.
Для реализации приемов метафоризации в
психолого-педагогической практике следует
использовать качественно новые средства
имажинативного (от imago — образ,
представление) характера — специально созданные
психологические сказки.
При этом на использование сказкотерапевтических
технологий следует ориентироваться в работе,
нацеленной на развитие самосознания и учащихся,
и учителей.
Итак, если понимать сказкотерапию описанным выше
образом, то становится ясным, почему вдруг рядом
оказываются такие понятия, как «сказка»,
«субъект», «самосознание», «образовательная
среда». Сказкотерапия — это достойный
инструмент из арсенала психолога образования. И
использовать его следует максимально
эффективно.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
ЛИТЕРАТУРА
Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие
самосознания через психологическую сказку. — М.:
Ось-89, 2001.
Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым
старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.:
Речь, 2002.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по
сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000.
Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д.
Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1999.
Публикация статьи произведена при поддержке компании "ПримКамин". Воспользовавшись услугами компании "ПримКамин", Вы сможете по выгодной цене приобрести и установить камин во Владивостоке. Опытные мастера компании в быстрые сроки изготовят камин по индивидуальному проекту, в соответствии с самыми строгими стандартами качества и надежности. Узнать больше о предоставляемых услугах можно на официальном сайте компании "ПримКамин", который располагается по адресу http://primkamin.ru
|