РАЗНОЦВЕТНАЯ ЗВЕЗДА
Особенности психологической работы со
сказками для детей 3–9 лет
А что потом?
Чудодейственная, без преувеличения, сила
сказки хорошо известна и вновь подтверждается в
нашей повседневной практике. Новые сказочники,
ведающие о душе, сочиняют все новые сказки на
очень старые темы и сюжеты. Сочиняют, пытаясь
войти в резонанс с душами своих маленьких
слушателей. Иначе сказка не зазвучит, не
заиграет, посеет скуку, а затем — равнодушие.
Если же обратиться к практике, то использование
сказки на групповых занятиях имеет ряд
технологических и методических тонкостей. Как
гласит один известный афоризм, «чудеса, конечно,
случаются, но над этим приходится очень много
работать».
Сказку мало прочитать — ее надо рассказать.
Сыграть, показать, увлечь. Впрочем, для любого
здравомыслящего психолога, имевшего дело со
сказками, это очевидно. Увлечь слушателей можно
ровно настолько, насколько увлечен сам
рассказчик.
В
этой статье я бы хотела обратить внимание на
другой, не менее важный методический аспект. Что
делать со сказкой дальше?
Создана атмосфера, рассказана сказка, глаза
слушателей еще горят, что дальше?
Сказка может плавно перейти в обсуждение — и это
будет замечательно для осознавания ее смысла.
Может закончиться рисованием — и это позволит
каждому еще раз сконцентрироваться на своих
переживаниях от услышанного, но уже иначе —
более интимно, более глубоко. Только ты и твои
чувства и мысли, возникающие на бумаге.
Сказка может закончиться еще более нетривиально,
и в этом фантазия автора и рассказчика
безгранична. Вспомним замечательную сказку
Клауса Фопеля о маленькой звездочке, след
которой навсегда остался на земле внутри каждого
яблока!
И когда после сказки яблоко торжественно
разрезается, даже солидные третьеклассники
вытягивают шеи и бывают поражены до глубины души
«яблочной» звездочкой. Ярко и символично —
угостить всех слушателей «яблоком дружбы»!
Очевидные преимущества
Есть и еще один вариант — проигрывание или
драматизация. О достоинствах этого метода
написаны книги самой разной направленности, и
нет смысла их пересказывать. Укажем только на
некоторые «плюсы» проигрывания сказок.
+ Сказка позволяет ребенку
отреагировать те эмоции, которые не находят
адекватного выражения в реальности. В сказочной
канве можно яростно рычать, отказываться от
общения с другим персонажем, нянчить
беззащитного младенца и даже самому побыть им.
+ В сказке можно реализовать
нереализованное, например притязание на
признание. Здесь можно быть Героем, Самой
Красивой Девушкой, Всесильным Волшебником или
хотя бы Храбрым Мышонком.
+ Сказка расширяет диапазон не только
ролей, но и моделей поведения, знакомых и
доступных ребенку. Как можно мириться,
предлагать свою помощь, утешать, заботиться,
побеждать, — увы, от каждого маленького человека
эти навыки требуются, но мало кого этому учат.
Несправедливо.
+ Сказка создает условия для развития
эмоциональной децентрации. Очень полезно
меняться ролями, иметь возможность побыть не
только отважным победителем, но и робким
зайчишкой, не только прекрасной принцессой, но и
одинокой и на всех обиженной бабой-ягой.
+ «Плюс» не столько психологический,
сколько дидактический — сказка вносит
существенное разнообразие в занятия, оживляет
их. Сказка обладает сильным энергетическим
потенциалом, эмоциональным зарядом. Она создает
праздник, который запоминается, требует
продолжения, создает положительное
подкрепление.
Одним словом, дети любят сказки.
Создаем чудо
Убедительно? И, как показывает практика, очень
эффективно.
Если вы решили идти путем драматизации, то встает
немало практических вопросов, требующих ответа.
Начинается та самая кропотливая работа по
созданию чуда, ведь проигрывание сказочного
сюжета требует от детей активного участия, а это,
в свою очередь, ставит перед нами еще ряд условий,
или факторов.
Фактор возрастных особенностей
В данной статье мы преимущественно будем
говорить о дошкольном и младшем школьном
возрасте, то есть о детях в возрасте от 3 до 9 лет
(хотя возрастных ограничений в использовании
сказки нет).
Дети этого возрастного диапазона чувствительны
к сказочной реальности, восприимчивы, и многие
еще верят в чудеса. Они с удовольствием слушают
сказки и даже могут вам помочь придумать
развязку (это бывает доступно даже четырехлетним
малышам, если они всерьез захвачены сюжетом, а
сам сюжет не слишком сложен).
Однако дети этого возраста все же предпочитают
динамичное действо. Если младшие школьники уже
могут выдержать долгий рассказ и более или менее
сложную постановку с запоминанием сюжета и слов,
то дошколята длинной, 7–10-минутной сказки могут
не выдержать, как бы увлекательна она ни была.
Да и проигрывание должно быть динамичным и
достаточно простым.
Фактор времени и пространства
Говоря об использовании сказки, я имею в виду
стандартные занятия по психологии, длящиеся от
15–20 минут с детьми 3–4 лет, до 45 минут с младшими
школьниками.
При этом сказка может быть единственным
содержанием занятия, а может являться одной из
составных его частей.
Мы на занятиях предпочитаем следующую схему:
подготовительная часть — сама сказка —
проигрывание. В подготовительную часть могут
входить упражнения, создающие соответствующую
атмосферу. Содержание таких упражнений может
варьироваться по усмотрению психолога.
С пространством дело обстоит сложнее. В каждом
детском саду и в каждой школе существуют свои
условия, возможности и ограничения. Конечно,
небольшого пространства у классной доски
недостаточно для развертывания динамичного
сюжета. Но и проведение сказочного действа в
стенах актового или спортзала — тоже не самый
лучший вариант. Сказка требует
сосредоточенности, а в большом помещении с
массой отвлекающих предметов достичь
сосредоточенного состояния непросто.
Для детского сада оптимальной является зона
рекреации в самой группе (как правило, таковая
имеется), для школы же надо постараться подобрать
подходящий вариант.
Фактор содержания
Об этом факторе можно писать очень много или не
писать ничего. Содержание сказки зависит от
целей, задач и профессиональных приоритетов
психолога, а также зачастую определяется
проблематикой конкретного класса или группы.
Сами сказки могут иметь самое различное
авторство или просто повторять известные
фольклорные (и потому — архетипические) сюжеты.
Целеполагание здесь гораздо важнее источника.
В качестве примера полезной литературы,
содержащей специально созданные
психологические сказки, могу привести такие
замечательные книги, как «Сказки и
сказкотерапия» Д. Соколова (1997), «Лабиринт души:
терапевтические сказки» под ред. Хухлаевой О.В.,
Хухлаева О.Е. (2001) и многие другие. Возможно, в них
вы не найдете именно ту уникальную историю,
которая вам нужна, но обозначить направление эти
книги помогут.
Необходимые пояснения
Можно перечислить еще немало факторов,
оказывающих влияние на то, как и какие сказки
имеет смысл рассказывать в данной группе или
классе: от уровня психологического развития
детей до актуальных событий, произошедших с утра.
Описать все эти факторы невозможно, поэтому мы
ограничились вышеназванными.
Сказка, которая приводится здесь в качестве
иллюстрации, называется «Разноцветная звезда».
Она была написана для одной из групп детского
сада (4–5 лет), но вызвала такой эмоциональный
отклик, что возникло желание поработать с этой
сказкой и в других группах.
К счастью, сказка оказалась достаточно гибкой,
чтобы ее можно было модифицировать без ущерба
для сюжета. Таким образом, данный сказочный сюжет
в различных вариантах позже был использован на
занятиях с детьми 3–4 и 5–6 лет, а также в 1–3-х
классах школы.
Можно выделить следующие задачи, решению которых
способствует работа со сказкой «Разноцветная
звезда» (здесь под работой подразумевается
рассказывание и последующее проигрывание сказки
с группой детей):
1. Развитие у детей способности к сочувствию и
сопереживанию.
2. Формирование коммуникативных навыков.
3. Повышение самооценки, чувства собственной
ценности, а также ощущения внутренней
компетентности.
4. Формирование чувства принадлежности к группе,
повышение сплочения, профилактика конфликтов.
Работа проводится с группой из 5–10 человек.
Остальные параметры (материалы, особенности
сюжета) варьируются в зависимости от возраста
участников.
Поэтому приведем исходный вариант,
разработанный для детей 5–7 лет, а затем дадим
необходимые пояснения.
Сюжет сказки «Разноцветная звезда»
Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной
звездной поляне жили-были звезды. Было их очень
много, и все звезды были очень красивыми. Они
светились и искрились, а люди на земле каждую
ночь любовались ими.
Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были
красные звезды, и тем, кто рождался под их светом,
они дарили смелость. Такие люди становились
храбрыми и отважными. Здесь были синие звезды —
они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под
светом синей звезды, становился очень красивым, и
все любовались его красотой. Были на поляне и
желтые звезды — они одаривали людей умом. Таким
людям легко было учиться в школе, да и потом к ним
часто обращались за советом — такие они были
умные. А еще на поляне были зеленые звезды — тот,
кто рождался под светом их зеленых лучей,
становился очень добрым, видел во всех людях
хорошее, жалел тех, у кого случалась беда, и
помогал чем мог.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло!
Все звезды собрались посмотреть, что же
произошло. А это на небе появилась еще одна
маленькая звездочка. Но была она абсолютно...
белая! Огляделась звездочка вокруг и даже
зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!
— Кто вы? — прошептала звездочка.
И звезды стали представляться.
— Мы — красные звезды! Мы делаем людей смелыми!
— Мы — синие звезды! Мы дарим людям красоту!
— Мы — желтые звезды! Мы делаем людей умными!
— А мы — зеленые звезды! Мы одариваем людей
добрым сердцем!
— А ты какая звезда? Ты что умеешь?
Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:
— А я никакая... Ничего я не умею, ничего я не
могу...
Так она расстроилась, что чуть не заплакала.
Как вы думаете, что сделали звезды?
(Ребята предлагают варианты. Иногда кто-то
догадывается, но это не так важно.)
Да, звезды могли сделать много хорошего, но в этот
раз они решили поступить так: каждая звезда
подлетела к звездочке, легонько прикоснулась к
ней своим цветным лучом, и на ней оставалось
разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней
прикоснулись все звезды, стала она... Правильно,
разноцветная! Так все звезды обрадовались этому
чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои
длинные яркие лучи так, что осветили все небо
сразу!
Но вот однажды на поляну прилетел страшный
черный колдун! Он любил делать людям всякие
гадости, а в свободное от гадостей время любил
гасить звезды! Подлетит на какую-нибудь звездную
поляну, наберет в грудь воздуха и... ф-ф-фу! Были
звезды — и нет. Одни черные дыры!
Увидели звезды такую беду и стали пускать в него
свои лучи, но колдун только отмахнулся — разве
напугаешь его «зайчиками» и лучиками?!
Но только он собрался погасить все звезды на этой
поляне, как вдруг вперед вылетела странная
разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:
— Ой! Это что за чудо-юдо такое?
— Это я, разноцветная звезда!
— Разноцветная? Не слышал о таких! И что ты
умеешь, разноцветная звезда?
— Я все умею! — гордо крикнула наша звездочка.
— Все-все? — усмехнулся злой колдун. — Что ж,
сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще
погаснешь!
И только он набрал в грудь воздуха, чтобы
погасить храбрую звездочку, как она собрала все
свои самые яркие разноцветные лучи и — р-раз!
Направила их прямо в его злое лицо!
Колдун зажмурился, стал тереть глаза, но тут
налетели и другие звезды, и все стали пускать ему
в лицо свои самые яркие лучи! Такого натиска
колдун не ожидал! Он замахал руками, стал
отворачиваться, даже чуть было не забыл, как его
зовут!
Со всех ног бросился он бежать с этой поляны
Ярких Звезд и больше никогда здесь не появлялся!
А звезды от радости закружились, разлетелись по
всей поляне и захлопали своими лучами, а вокруг
разлетались звездные искры. А наша разноцветная
звездочка светилась в самой серединке!
О модификации
Сделаем несколько необходимых примечаний
относительно модификаций этой сказки для разных
возрастных групп.
Сюжет
В сказке для детей 3–4 лет меньше второстепенных
деталей и подробностей. Неизменен только сам
сюжет и эмоциональная подача. Для детей 2–3 лет
лучше закончить сказку «раскрашиванием»
звездочки — проигрывание этой короткой истории
доставит детям радость.
Также в варианте для детей 3–4 лет звезды не
наделяют перечисленными качествами людей, а сами
обладают ими: красные звезды — самые смелые,
синие — самые красивые и так далее. Однако всегда
необходимо более или менее подробно дать
характеристику перечисляемым качествам:
обозначить, что понимается под смелостью,
добротой и т.д.
Для детей более старшего возраста (8–10 лет)
сказка рассказывается более подробно, делается
акцент на чувствах, которые испытывают герои в
разных ситуациях.
Проигрывание
Изобразить звезду просто — она стоит, гордо
расправив плечи и вытянув в сторону руки-лучи.
Белая звездочка в начале игры сидит на корточках,
опустив голову, а потом постепенно рождается,
выпрямляясь, расправляя «лучики» и оглядываясь.
Обратите внимание детей на то, что касания
звездных лучей — очень легкие и нежные. Покажите,
какие именно.
Необходимо заранее проговорить, что до колдуна
звезды вообще не дотрагиваются, а светят на него,
вытянув руки-лучи вперед как можно дальше и
раскрыв ладони. Роль злодея обычно играет сам
психолог (в первом варианте), а затем — кто-либо
из желающих, если таковые имеются.
Перед проигрыванием каждый ребенок по очереди
называет, какой звездой он хочет быть. Но надо
особо отметить случай, когда после (а иногда и до)
первого проигрывания все дети хотят играть роль
белой звездочки. Можно сказать, что без
разноцветных друзей звездочка так и останется
белой, и злой колдун погасит ее.
Как правило, особо сознательные ребята берут на
себя роли «старших» звезд. Можно согласиться и с
тем, что на поляне будет не одна белая звездочка,
а две или три. Но иногда не набирается
достаточного количества цветных звезд. Тогда все
звезды могут стать двухцветными, возможны и иные
варианты.
И вот тут начинается другая, ваша собственная
сказка. Вариантов выхода из этой непростой
ситуации много. Условие одно — звезды должны
победить!
Материалы и инструменты
Вообще-то, их наличие необязательно. В группах
детского сада бывает вполне достаточно
проигрывания. Однако возможно последующее
рисование того, что запомнилось.
Когда мы работали с этой сказкой в классе, по ходу
повествования на доске рисовались четыре
разноцветные звезды, направляющие лучи на землю,
а затем и небольшая белая звездочка. Это помогало
внести сказочную атмосферу в строгую обстановку
обычного класса, а также придавало сюжету
наглядность.
Во 2-х и 3-х классах после проигрывания
проводилось следующее: всем ребятам раздавались
маленькие (5–6 см в диаметре) белые звездочки и
давалась следующая инструкция:
«Посмотрите на эти звездочки! Они пока белые, как
звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их
так, как считаете нужным! Помните, это ваша
звездочка, и вам решать, какого цвета и какого
качества в ней будет больше! Если для кого-то
очень важна смелость, то и в звездочке больше
всего будет красного цвета. Если для кого-то
более важны ум и доброта, то желтого и зеленого в
звездочке будет чуть больше, чем синего и
красного».
Таким образом, у каждого ученика в конце занятия
оказывается своя уникальная и неповторимая в
своей «разноцветности» звездочка! (Конечно,
здесь можно говорить и о диагностическом
значении этой процедуры, как, впрочем, и
большинства психологических игр. Но в данном
случае это нам кажется хотя и интересным, но не
главным ее назначением.)
В остальном — наличие и использование различных
инструментов и материалов остается на
усмотрение самого психолога.
Подготовительный этап
Упражнения и игры, использующиеся на
подготовительном этапе, также варьируются. Так, с
младшими дошкольниками (в основном 4–5 лет) мы
начинали занятие с разминки «Передай звездочку».
Мы сидели в кругу и передавали друг другу
воображаемую звездочку.
Инструкция была такова: «Сейчас мы будем
передавать из рук в руки звездочку! Но эта звезда
не простая, а волшебная! У каждого в руках она
меняется. Вот, например, в моих руках она среднего
размера, вот такая (показываю), а еще — она
золотая, пушистая и теплая. Андрюша, держи
звездочку! Какой она стала у тебя? Огромной?
Покажи, какой! Колючей? Покажи, как трудно тебе ее
держать!»
Так каждый ребенок описывает свою звездочку и, по
возможности, показывает руками ее качества
(большая—маленькая, колючая —мягкая,
горячая—холодная, яркая, так что хочется
зажмуриться, и т.д.).
Так же для детей любого возраста подходит
игра-разминка «Солнечный зайчик»: ведущий в
произвольном порядке перекидывает ребятам
воображаемый «солнечный зайчик». Для этой игры
нужны внимание и хорошая координация движений,
иначе «зайчик» влетит прямо в лоб!
В соответствии со сказкой, «солнечный зайчик»
можно заменить на «лунный» или на «звездный»,
заодно попросив ребят описать, каким является
«солнечный зайчик» (теплым, пушистым, золотым и
т.д.), а каким — «лунный» (холодным, прозрачным,
тихим и т.д.). Можно кидать друг другу разные
«зайчики» — на усмотрение ведущего. Вариантов
множество.
Для подготовительного этапа подходит и
модификация известной игры «Молекулы»: ребята
превращаются в звезды и «летают» в произвольном
порядке, пока ведущий не скомандует: «Звездочки
— звездочки — два!». И тогда все звездочки должны
разбиться на пары, взявшись за руки. Количество
«звезд» в «созвездиях» с каждым разом меняется.
Таких «тематических» игр может быть много.
Рекомендация одна: чем старше дети, тем более
уместны будут предварительное обсуждение,
рефлексия в доступной для ребят форме. Для
малышей слушание сказки уже требует напряжения,
поэтому для них рекомендуются более динамичные
упражнения.
Звездный финал
Каждый детский психолог по натуре творец,
автор, создающий на занятиях психологией
атмосферу, среду, в которой открываются,
меняются, развиваются детские души.
Может, поэтому он, любознательный и
интересующийся опытом коллег, почти никогда не
копирует этот опыт в точности, всегда
видоизменяя его и привнося что-то свое,
авторское, уникальное.
А как иначе? Ведь и сюжеты сказок повторяются, но
рассказываются каждый раз по-своему. Вот и эта
сказка, рассказанная так в одних стенах, совсем
по-новому зазвучит в других.
Давайте рассказывать сказки — каждый по-своему!
И тогда мы вместе с детьми снова отправимся в
путь, преодолевая преграды, побеждая злодеев —
до самого счастливого «звездного» финала.
Татьяна ГРОМОВА,
психолог |