СЕКРЕТЫ
БЕСКОНФЛИКТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Работа психолога с родителями
Уважаемая редакция «Школьного
психолога»!
Позвольте поделиться с вами опытом
проведения семинара для классных руководителей
Буду рада, если моя работа вас заинтересует и
поможет коллегам в организации подобных
мероприятий.
Занятие с педагогами по организации и
проведению родительских собраний проходило в
интерактивной форме, что предполагало включение
всех участников в обсуждение поставленных
вопросов, создание условий для осознания
собственных возможностей в решении трудных
педагогических ситуаций.
С такими формами работы мы познакомились на
семинаре кандидата психологических наук
М.Р. Битяновой.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
ПЕДАГОГАМИ
После разминки в первом упражнении участникам
семинара предлагалось продолжить высказывание:
«В работе классного руководителя самым сложным
для меня является...»
При анализе результатов выделялись группы
трудностей, с которыми сталкиваются классные
руководители, особенно в системе
взаимоотношений «учитель—родитель». Здесь
участникам удалось обнаружить сходства и
различия как в формулировании проблем, так и в
способах решения проблемных ситуаций.
Перед вторым упражнением участники объединились
в две группы — «Родители» и «Учителя». Каждая
группа заполняла таблицу с позиции «Я —
родитель» или «Я — учитель».
Педагоги в позиции родителей отметили, что они
ожидают от учителя взаимопонимания,
организованности, краткости, хотят услышать
хорошее именно о своем ребенке, надеются на
оказание помощи в случае необходимости.
Педагоги в позиции учителя, в свою очередь,
ожидают от родителей заинтересованности,
уважения к себе, активности, внимания и
понимания.
Здесь достаточно интересным было бы обсуждение
смыслов, которые и «учителя», и «родители»
вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в
каких-то случаях разногласия в понимании смысла
являются источником если не конфликта, то
назревания конфликтной ситуации.
Знание или представление об ожиданиях друг друга
помогает сблизить позицию педагога и родителя,
привести их к сотрудничеству, подчиненному
интересам ребенка.
Родители |
Учителя |
Ожидания
от учителя
на родительском
собрании |
Я - родитель |
Ожидания
от родителей
на родительском
собрании |
Я - учитель |
В позиции «Я — учитель» педагоги
называли такие качества, необходимые при
организации и проведении родительских собраний,
как тактичность, подготовленность,
организованность, умение подводить итоги и
принимать решения, психологическая
компетентность.
В позиции «Я — родитель» участники семинара
высказали страхи и опасения услышать плохое о
своем ребенке, выразили надежду на помощь
педагога, на демократическое общение, заявили о
готовности помочь учителю.
Педагоги в процессе обсуждения говорили, что
работа с родителями на родительском собрании не
должна исчерпываться только выдачей оценочной
информации об учебной деятельности школьника.
Это взаимодействие должно вестись с целью
просвещения родителей в вопросах воспитания и
обучения детей.
Очень важно, чтобы родители не только понимали
то, чего от них хотят педагоги, на какую помощь
они рассчитывают, но и сами внутренне
согласились с точкой зрения педагогов, приняли
эту точку зрения. От того, насколько педагог
сумел найти подход к родителям, настроил их на
совместную деятельность в целях оказания помощи
своим детям, зависит успех этой деятельности.
Просвещенность в вопросах психофизиологических
особенностей каждого возрастного этапа,
владение информацией об интересах и увлечениях
школьников, умение дать рекомендации по
воспитанию детей и организации учебной
деятельности при подготовке домашних заданий
поможет организованно и продуктивно провести
родительское собрание.
Не менее важно владение приемами самонаблюдения,
самоанализа своей педагогической деятельности.
Такие выводы были сделаны в процессе обсуждения
родительских и учительских ожиданий.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ
В конце семинара педагогам были предложены
советы по организации работы с родителями (Самоукина
Н.В. Игры, в которые играют... Дубна: Феникс, 1997).
1. Способность к общению —
профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую
культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и
понимать собеседника, взаимодействовать и
воздействовать. Во всех этих ситуациях ему
необходимо вести себя психологически грамотно.
2. Не отталкивайте, а привлекайте к
сотрудничеству. Нередко учитель видит в
родителях людей, изначально стоящих к нему в
некоторой оппозиции. Стараясь заранее
предварить их возможные возражения, он начинает
поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя — вы
только оттолкнете собеседника. Постарайтесь
понять чувства отца и матери своего ученика,
более того — найдите в них опору, продумывая,
выстраивая совместные действия.
3. Развивайте в себе стремление к равной
позиции с родителями. Воспитание ученика
основывается на совместных усилиях школы и
семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи
школьника можно только при взаимном и
уважительном признании ими позиционного
равенства друг друга. Первый шаг в этом
направлении должен сделать учитель, поскольку
это находится в рамках его компетенции,
показывает его профессионализм.
4. Людям нравится ощущать собственное
значение. Один из лучших способов
привлечения родителей к сотрудничеству —
подчеркивание его значения в этом процессе.
Объясните отцу или матери их реальную роль в
воспитании и развитии ребенка.
В каком-то случае покажите несостоятельность их
ориентации только на профессиональную карьеру. В
другом — постарайтесь разрушить внутренний
эгоцентризм родителя, его сфокусированность
только на своих проблемах. В третьем — укрепите
уверенность отца или матери в самом себе, в том,
что он безусловно может быть и терпеливым, и
настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу
своего сына или дочери.
5. Покажите родителю свою любовь по
отношению к его ребенку. Психологический
контакт с родителями возникает сразу же, как
только учитель покажет, что он видит
положительные стороны в характере ребенка,
симпатизирует ему. Когда отец или мать видят
дружелюбные глаза учителя и чувствуют, что
учитель тоже заботится о благополучии ребенка,
психологическая защита становится ненужной. Тут
уже можно переходить к сотрудничеству.
6. Ищите новые формы сотрудничества с
родителями. Например, вы можете
предложить одному из родителей провести
родительское собрание и рассказать, какие
проблемы он испытывает в воспитании ребенка и
каким образом пытается их разрешить. Пусть эти
проблемы обсудят родители. Чрезвычайно
поучительным было бы также выступление родителя,
у которого были сложности во взаимоотношениях с
собственным ребенком и который сумел их
преодолеть. Дайте возможность такому родителю
открыто поделиться своим опытом в воспитании
сына или дочери.
7. Не стремитесь во что бы то ни стало
отстоять собственную позицию. Часто
бывает так, что каждый собеседник стремится
только к тому, чтобы отстоять свое собственное
мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда,
когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он
сумеет привлечь родителей к активному участию в
воспитании ребенка.
8. Обсуждайте проблему, а не личные качества
ученика. Сформулируйте перед родителями
ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины
ученика, обсудите с родителями, как ему помочь
подтянуться. Продумайте с родителями
возможности совместной работы. При этом очень
важно, чтобы родители чувствовали вашу
уверенность в том, что проблема может быть
решена.
9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень
часто в беседе с родителями учитель требует,
чтобы они резко активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы
мать ушла с работы или перешла на полставки и
целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или
предлагается, чтобы отец забросил все свои
увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли
можно всерьез надеяться на то, что родители,
длительное время занимавшиеся собственными
делами, после беседы с учителем мгновенно
изменят стиль своей жизни. Часто они искренне
этого хотят, но считают, что время потеряно и у
них ничего не получится.
Гораздо лучше, если учитель признает право
родителей на интересную и содержательную жизнь,
но предложит привлечь к своим занятиям ребенка.
Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми
заниматься домашними и хозяйственными делами.
10. Мы вместе против проблемы, а не против
друг друга. Можно утверждать, что ваша
беседа с вызванными в школу родителями трудного
ученика пройдет более успешно, если, во-первых,
вам удалось избежать противоречия и
конфронтации. Во-вторых, если вы смогли
удержаться сами и удержали родителей от упреков
и обвинений.
В-третьих, если вы удачно сформулировали
проблему воспитания и родители поняли и приняли
вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы
обсудили ваши совместные действия.
Вы сумели объединиться с ними против вашего
общего «врага» — воспитательной или учебной
проблемы, разработать план конкретных
совместных действий.
Валентина СЕМЕНОК,
педагог-психолог,
гимназия № 11,
Минск |