ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?
Ничто так не выводит учителей и родителей из
себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что
ложь — это признак порочного характера ребенка,
что из маленького обманщика вырастет лишенный
нравственных принципов человек. Негодование
вызывает и то, что, солгав, ребенок обманул
доверие окружающих.
Многие родители и учителя теряются, не знают, как
дальше строить свои отношения с ребенком: можно
ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и
какое наказание будет подходящим?
Для меня же (как и для большинства психологов)
детская ложь — это свидетельство не моральных, а
скорее психологических проблем ребенка.
ТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
Учительница спрашивает у третьеклассницы Кати,
написала ли она сочинение, заданное на дом. Катя
отвечает, что написала, но забыла дома. На
предложение учительницы принести сочинение на
перемене (Катя живет в соседнем со школой доме),
она отвечает, что у нее нет ключей и дома никого
нет. В конце концов выясняется, что сочинение
Катя не написала.
Похожие ситуации повторяются часто. Причем
говорит неправду Катя не только в школе, но и
дома.
Катя поступила в нашу школу во втором классе. Она
приехала из другого города, там училась по более
легкой программе. За прошедший год ей пришлось не
только привыкать к новому стилю жизни, к новому
дому, городу, к новым людям, но и наверстывать
упущенное по школьной программе.
Ее родители очень боялись, что девочка не
сможет соответствовать уровню школы, тем более
что старшая дочь не смогла учиться в седьмом
классе — ее пришлось перевести в другую школу.
Катя много занималась дополнительно, по выходным
ходила с семьей в музеи и театры (чтобы «повысить
культурный уровень»). У нее нет друзей — ей
просто некогда общаться со сверстниками.
Все учителя спрашивали у классного руководителя:
а умеет ли эта девочка улыбаться? Ее лицо было
всегда напряженно, губы сжаты, и она
действительно никогда не улыбалась. Учительница
и ребята относились к ней доброжелательно, не
обижали, старались помочь, но теплых отношений ни
с кем в классе ей установить не удалось.
А потом начались срывы. В доме отдыха, куда Катя
поехала на каникулах с классом, она постоянно
ссорилась с одноклассницами. Например,
рассердившись на одноклассницу, Катя бросила ее
очки в бассейн, сказав учительнице, что это
произошло случайно. Если дома Кате что-то не
разрешали, она начинала кричать и топать ногами.
В школе она постоянно привирала, чтобы избежать
выговоров и двоек.
Описанный случай я назвала типичным, потому что
большинство детей, попавших в неблагоприятную
для них ситуацию, стараются исправить положение
с помощью лжи.
ОТ НЕДОСТАТКА ЛЮБВИ
К сожалению, родителей и учителей чаще всего
интересует вопрос: каким должно быть наказание,
чтобы ребенку «неповадно было»? И очень немногие
задумываются над причинами такого поведения.
А ведь только понимание причин неискренности
ребенка поможет преодолеть возникшее отклонение
в его поведении. В большинстве случаев, чтобы
изменилось поведение ребенка, достаточно
изменить ситуацию, в которой он находится.
Врунишка обычно страдает от недостатка внимания
или любви со стороны родителей, он испытывает
трудности в общении со сверстниками, у него
низкая самооценка. Не оправдывающий ожиданий
родителей, которые ему об этом постоянно
сообщают, имеет трудности в учебе или нарушения
поведения.
Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает
лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не
из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь
раздражает взрослых, он стремится именно
рассердить родителей и учителей, даже если ему за
это придется понести наказание.
Ложь для детей — это еще и способ доказать самим
себе и окружающим свою независимость. В первую
очередь, дети пытаются эмансипироваться от
родителей. Это, по их мнению, может повысить их
статус среди сверстников. Иногда они даже
соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел
больше наврать своим родителям.
Бывает, ребенок испытывает такой восторг от
удачного обмана, что стремится поделиться своим
«достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же и
признается во лжи. Тем не менее успешность лжи
укрепляет в ребенке уверенность, что это лучшая
из возможностей восторжествовать над
обидчиками.
Таким образом, можно выделить четыре основные
причины детской лжи. Чаще всего ребенок
прибегает к помощи лжи, чтобы:
— избежать неприятных для себя последствий;
— добыть то, чего иным способом получить не может
или не умеет (обычно это внимание и интерес
окружающих);
— получить власть над окружающими (иногда
отомстить им);
— защитить что-то или кого-то значимого для себя
(в том числе и право на свою личную жизнь).
Надо отметить, что перечисленные причины,
ведущие к утаиванию и искажению правды, в равной
мере относятся и к поведению взрослых.
ХВАСТУНЫ И ФАНТАЗЕРЫ
Слегка приврав, немного исказив факты, мы
избегаем неприятных объяснений, выходим из
затруднительного положения и вообще облегчаем
себе жизнь. Наши дети все это видят и «мотают на
ус».
Умение подать информацию в выгодном для себя
свете, в общем-то, полезно (например, в будущем оно
может пригодиться при поступлении на работу), но
постоянное приписывание себе чужих заслуг и
несуществующих достижений не способствует
развитию личности и может привести к серьезным
нарушениям психики.
Так называемый уход ребенка в мир фантазий
свидетельствует о его серьезной
неудовлетворенности жизнью. Непопулярные и
малоуспешные дети учатся скрывать свои неудачи
или подавать о себе информацию в выгодном свете,
надеясь если не улучшить, то хотя бы не испортить
окончательно впечатление о себе.
Например, ребенок теряет дневник с плохими
оценками или рассказывает родителям, как хорошо
он сделал доклад, как его хвалили. На самом деле
все было именно так, но только с кем-то из его
одноклассников. Не находя в реальном мире того,
что может повысить его значимость в глазах
окружающих, ребенок придумывает нечто, способное
произвести выгодное впечатление.
Мама третьеклассника, недавно переведенного в
нашу школу, рассказала, что ее сын просит
разрешения принести в класс фотографии из
папиных заграничных командировок, чтобы
показать их ребятам. Мама недоумевала, почему
ребят могут интересовать эти фотографии.
Наблюдая за этим классом, я обнаружила, что с
некоторых пор значимыми для ребят стали не
личные качества и достижения сверстников, а, как
они сами говорили, их «крутость». Под «крутостью»
подразумевалось наличие у родителей
машины-иномарки, регулярное посещение
«Макдоналдса», празднование дня рождения в
престижном клубе, обладание дорогими игрушками и
вещами, а также поездки во время каникул за
границу. Только тому, кто мог похвастать хоть
чем-нибудь из этого списка, удавалось завоевать
популярность у одноклассников.
Успешный в учебе и общительный новенький очень
хотел быть принятым в новый коллектив, но не мог
похвастаться ничем из перечисленного, поэтому он
и принес в школу папины фотографии, сказав, будто
он сам побывал в Оксфорде.
Отверженный сверстниками ребенок способен
придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их
внимание. Своим поведением он напоминает героя
гоголевской «Коляски», и разоблачение для него
так же ужасно.
Ведь в большинстве случаев окружающие требуют
доказательств, и ребенок начинает
«выкручиваться», ему приходится врать все
больше, и в конце концов он запутывается
окончательно. А когда все раскрывается, он
делается еще менее привлекательным для
окружающих. Если же фантазеру удается избежать
разоблачения, то постепенно он сам начинает
верить в свои выдумки и «переселяется» в
придуманный мир, где он удачлив и всеми любим. И
ребенок окончательно замыкается в себе.
БЕСКОРЫСТНО И БЕЗОПАСНО
Но бывают и совсем другие фантазеры. Эти дети
используют обман не только для того, чтобы
защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою
силу, приукрасить собственные достоинства или
возвыситься над окружающими (особенно
взрослыми), но и чтобы повеселить их. Наверное,
это самый невинный и безопасный вид обмана,
потому что цели, преследуемые ребенком, не
корыстны. В таких случаях вымысел столь очевиден,
что это понимают и ребенок, и взрослый, но
подыгрывают друг другу.
Лина все время рассказывает о себе и своей семье
необычные истории. На уроке зашел разговор о
террористах, Лина сказала, что ее семье пришлось
бежать из Израиля, потому что их преследовали и
хотели убить. На другом уроке учитель спрашивал
ребят о домашних животных, и Лина рассказала, что
у них на балконе живет пингвин.
Наши учителя привыкли к необычным жизненным
условиям своих учеников: многие живут
попеременно то в одной, то в другой стране, у
некоторых дома обитают питоны и прочие
экзотические животные. Но родители Лины не
подтверждали ее рассказов и очень пугались
всплеска ее фантазии.
Лина начала придумывать разные небылицы, как
только научилась говорить. Она очень активная
девочка, любит рисовать, делает свои рисунки
красочными, с большим количеством деталей,
самозабвенно играет с другими детьми, придумывая
неожиданные повороты сюжета.
В то же время ей нравится эпатировать окружающих
своими выдуманными, но похожими на реальность
рассказами. Она любит быть в центре внимания,
очень рвется отвечать перед всем классом.
Поговорив с родителями и учителями, мы решили
никак не реагировать на Линины истории,
максимально поощрять ее успехи в учебе и
привлекать к общественной жизни класса
(подготовке и участию в различных мероприятиях).
Не получая ожидаемого восхищения своими
рассказами, Лина охотно переключилась на другую
деятельность. Научившись писать, Лина с
удовольствием стала писать фантастические
повести и рассказы, после чего ее фантазирование
в реальной жизни окончательно сошло на нет.
СИГНАЛ ТРЕВОГИ
Иногда, столкнувшись с детской ложью, взрослые
надеются, что все само как-нибудь устроится. Они
не придают значения происшедшему, делая вид, что
ничего из ряда вон выходящего не случилось.
Для ребенка одинаково вредны как родительская
агрессия, так и родительское бездействие,
особенно если вспомнить, что в большинстве
случаев детская ложь — это сигнал тревоги.
Последствия родительского равнодушия могут быть
очень серьезными, вплоть до развития у ребенка
асоциальных черт характера.
Психолог Л.Б. Филонов в своей работе
«Детерминация возникновения и развития
отрицательных черт характера у лиц с
отклоняющимся поведением» выделил факторы,
повлиявшие на появление и развитие лживости.
Анализируя жизненный путь людей, осужденных за
преступления, связанные с мошенничеством,
аферами, обманом и другими формами лжи, он пришел
к выводу, что на раннем этапе развития индивида
не может быть и речи о лжи как о намеренном
введении в заблуждение. Грани между выдумкой,
добавлением от себя и преувеличением обычно
стерты, фантазии и вымысел переплетаются.
До трех лет не существует различия между детьми,
«у которых впоследствии развивается или не
развивается качество лживости», оно появляется
только в 4–5 лет. Сознательное использование лжи
и умалчивания появляются, когда ребенок боится
наказания за проступки и за испытываемые
чувства. Он видит, что откровенность и честность
не всегда являются тем желаемым поведением,
которое «проповедуется взрослыми».
Вначале утаивание вызывается боязнью наказания,
затем вырабатываются особые механизмы
управления высказыванием — умение не
проговариваться, способность хитрить.
Постепенно у часто лгущего ребенка появляется
положительное отношение ко лжи и обману, которые
расцениваются им как проявление ума и ловкости.
Свою ложь он начинает считать «военной
хитростью», а по сути — ложь из средства сокрытия
превращается в средство добывания желаемых благ.
Самый опасный вид лжи — заведомое введение в
заблуждение ради получения выгоды. У ребенка,
накопившего опыт удачных обманов и способов
сокрытия истины, возникает стремление оправдать
ложь и намерение «отточить» навык лжи. В качестве
оправдания своего поведения такой ребенок
подводит «философскую базу» под ложь: может быть,
все те, которые говорят, что они правдивы, на
самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям
оправдания относится и попытка доказать, что все
люди лгут и что это закономерное и нужное
поведение. Иногда искусный лжец лицемерно
заявляет, что осуждает лгущих.
Появившаяся в раннем детстве, порочная черта
личности сначала не проявляется без особой
необходимости, но постепенно индивид привыкает
применять ее в экстренных случаях.
Филонов делает вывод, что в завершающей стадии
развития качества человек уже не дожидается тех
или иных обстоятельств, «обладая мощной
побудительной силой, отрицательное свойство
может стать основой для противоправного
поведения». Соответствующая оценка окружающих
укрепляет у ребенка мнение о себе, он начинает
считать себя способным к хитрости, лжи и т.д.
Постоянное неодобрение со стороны окружающих
побуждает ребенка обратиться к себе подобным, к
той среде, где отрицательные качества, наоборот,
одобряются и где он чувствует себя сравнительно
благополучно.
Ребенок осознает прагматические стороны
отрицательного качества, стремится извлекать из
него пользу. Если дошло до этого, тогда можно
говорить о стойкой деформации всей личности,
результатом чего становится асоциальное
поведение.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОБМАН
Чтобы ребенок не стал злостным врунишкой, важно
вовремя обратить на него внимание, попытаться
изменить ситуацию, в которой он развивается, а не
реагировать на его поведение только наказаниями.
Самое эффективное средство борьбы с детской
ложью — это построение доверительных отношений
в семье и школе, основанных на взаимном уважении.
Вернемся к ситуации с Катей.
Для ее родителей стало откровением, что их дочь
просто не выдерживает напряжения, она постоянно
боится не оправдать их ожиданий, быть хуже
других. У нее очень высокий уровень притязаний и
низкая самооценка. Девочка недовольна своей
внешностью, мечтает заниматься плаванием.
Уровень интеллекта и способностей соответствует
средней норме нашей школы, то есть Катя вполне
может учиться на твердую четверку.
После беседы с психологом и классным
руководителем родители постарались уменьшить
свои требования к дочке, стали спокойнее
относиться к тому, что у нее может что-то не
получаться. Убедившись, что Катя уже может
самостоятельно освоить школьную программу,
родители отменили почти все дополнительные
занятия с преподавателями, дав дочке возможность
побольше отдыхать и общаться со сверстниками.
Они разрешили Кате приглашать к себе в гости
одноклассников, записали ее в бассейн и на
ритмическую гимнастику. А в выходные старались
как можно больше бывать с детьми на свежем
воздухе, посещая парки и музеи под открытым
небом.
Через полгода все учителя знали, что Катя умеет
улыбаться, а она почти перестала изворачиваться
и врать.
Первое, что необходимо сделать учителю или
родителю солгавшего ребенка, — это разобраться в
причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся
ситуации можно только в тесном контакте с
ребенком. Начать надо с разговора «по душам».
Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы
только подозреваете, что ребенок вам соврал, и
когда у вас есть все доказательства его лжи.
Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации
(советуют специалисты).
Август Айхорн, австрийский психоаналитик,
рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты
лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо
более эффективно вести себя так, как будто
ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен
в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка,
расскажи мне еще раз» и т.д.
Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм
рекомендует сказать ребенку следующее:
«Расскажи мне точно, как это произошло. Только
ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь
наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я
постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил
плохо, но не стану наказывать».
Американский психолог Пол Экман рекомендует
заранее договориться с ребенком о взаимном
доверительном отношении: «В наших отношениях нет
ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь
что-то такое, что мне наверняка не понравится, не
бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз
напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты,
конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок,
но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в
себе смелость сказать правду». Естественно,
данное ребенку обещание необходимо сдержать,
каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его
поступок.
Ни в коем случае не начинайте разговор с
обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел
вас из равновесия, то сначала придите в себя,
остыньте и только потом приступайте к спокойному
обсуждению случившегося.
В редких случаях требуется ваша немедленная
реакция, обычно разговор можно отложить на время,
когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных
обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь
усилить его потребность лгать. Он почувствует
себя еще менее уверенно и будет еще сильнее
стремиться избежать упреков и наказаний или
стараться заслужить похвалу с помощью лжи.
Из-за грубого обращения ребенок может
почувствовать по отношению к вам враждебность, а
это чувство тоже не способствует установлению
доверительных отношений. Возможно, ребенок сам
ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать.
Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему
помочь, расположите его к откровенности.
Ничто так не ранит детскую душу, как
несправедливость. Помните: сколь очевидной ни
казалась бы вина ребенка, всегда остается
вероятность несправедливого обвинения.
ИЗ ЖИЗНИ И ИЗ КНИГ
Из всех воспитательных мероприятий по развитию
честности и порядочности самое действенное —
личный пример. Родители и учителя должны быть
честны даже в мелочах.
Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности
применения в школе такого педагогического
приема, как публичное обсуждение поведения
ребенка сверстниками, считая, что при этом
морально травмируется не только тот, кто
совершил проступок, но и коллектив.
Однако вполне полезно и разумно обсуждать с
детьми поступки абстрактного ребенка, разбирать
ситуации из жизни или примеры из книг, участники
или герои которых прибегали к помощи лжи,
обсуждайте причины такого поведения и возможные
пути выхода из ситуации.
Особое внимание обратите на возможность
обходиться в затруднительных ситуациях без
помощи лжи.
Не стоит злоупотреблять напоминанием об
известной притче про мальчика-пастуха, дважды
поднявшего ложную тревогу. В своей практике я
столкнулась с очень агрессивной реакцией
мальчика на постоянное цитирование взрослыми
этой притчи. Для примера, к каким последствиям
может привести обманутое доверие окружающих,
лучше использовать менее морализаторские
произведения, например рассказы и повести В.
Драгунского, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева,
В. Крапивина и др.
Если ваши отношения с ребенком построены на
взаимном доверии, если ребенок знает, что вы
уважаете его право на личную жизнь и всегда
готовы прийти ему на помощь, то он будет
откровенен с вами.
В непростой для себя ситуации ребенок
обязательно обратится к тому, кто проявляет
искренний интерес к нему и его проблемам. Хорошо,
когда у него есть возможность обратиться за
помощью к родным и учителям, а не к сомнительной
компании во дворе или первому встречному.
ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ?
Практически во всех работах, посвященных
проблеме лжи, она определяется как
противоположность правдивым, истинным
высказываниям, действиям, как отклонение от
нормального — нравственного — поведения, как
свидетельство недостаточно высокого уровня
морального развития человека.
Большинство философов и психологов в
определениях лжи указывают на ее
преднамеренность. Естественно, в таком ракурсе
ложь рассматривается как отрицательная черта
характера. Однако, собирая материал для
дипломной работы, посвященной проблеме лжи, я
столкнулась с очень интересной точкой зрения.
В некоторых философских и психологических
работах последних лет способность ко лжи
рассматривается как привилегия разумности.
Считается, что вся цивилизация построена на
обмане: сначала человек научился обманывать
животных (приманивать их), потом появилась
техника — средство обмана природы (человек стал
способен делать то, чего не мог раньше, пользуясь
исключительно своими физическими данными).
Использование лжи для получения выгоды
культивируется в литературе. Сколько героев
сказок, легенд достигли благополучия с помощью
обмана (называемого, правда, хитростью)! И это все
положительные герои, которым мы сочувствуем.
В общении мы часто стараемся скрыть свои
истинные чувства, мысли, мнения, хотя и
называется это не ложью, а комплиментами и
правилами хорошего тона. Благодаря этому мы
можем сохранять хорошие отношения с теми, чьи
интересы и взгляды не только не совпадают с
нашими, но и практически несовместимы.
К мелкому, «невинному» обману также относится
множество данных и невыполненных обещаний, клятв
(и в обыденной, и в политической жизни), слухов и
сплетен. Особо остро стоит проблема
использования лжи во спасение. Многие считают,
что в определенных ситуациях безнравственней
сказать правду, чем скрыть ее.
Таким образом, ложь становится не только
привычной, но и необходимой составляющей
человеческой жизни. Рано или поздно ребенок
начнет использовать ложь, самое главное — чтобы
она не стала для него единственным способом
взаимодействия с окружающим миром.
В наших силах не допустить этого.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами:
не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда
ли справедливы по отношению к нему? Не
заставляете ли вы ребенка защищаться любыми
способами?
Если ваш ребенок использует ложь не как средство
защиты, а как средство нападения, значит ситуация
вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что
сможете самостоятельно исправить положение,
обратитесь за помощью к психологу.
Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг,
поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих
собственных. Если вам не удалось выполнить то,
что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь
перед ним и объясните причины этого
невыполнения.
Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся
его откровенности, но и рискуем спровоцировать
его на лживое поведение. Он может отплатить нам
той же монетой.
Покажите пример ироничного отношения к
некоторым неудачам и происшествиям. Это научит
ребенка находить выход из затруднительной
ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.
Не злоупотребляйте детским доверием,
контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют
право скрывать что-либо от детей, но и дети,
независимо от возраста, нуждаются в собственных
тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем
интерес к личной жизни наших детей, тем больше
они вынуждены утаивать и лгать.
Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем
добром отношении, у них окажется меньше поводов
говорить неправду. Будьте внимательны к своим
детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их
жизнью, чтобы они не чувствовали себя
заброшенными. Иногда достаточно просто
выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что
всегда может рассчитывать на ваше внимание и
помощь.
Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому,
что встретится с неискренностью вне семьи.
Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и
взрослые, а это ему труднее понять, так как он
привык доверять взрослым.
Подобный опыт в первый раз воспринимается очень
болезненно. Необходимо подготовить ребенка к
тому, что среди людей, к сожалению, часто
встречаются и безответственные, и неискренние.
Обсудите с ним причины людской неискренности,
научите остерегаться таких людей. В будущем эти
уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.
Марина КРАВЦОВА
ЛИТЕРАТУРА
1. Айхорн А. Трудный подросток. — М.: Апрель
Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и
развития отрицательных черт характера у лиц с
отклоняющимся поведением / Психология
формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
3. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994.
4. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение,
1993. |