Я И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
В.А. Родионов
Ярославль: Академия развития,
Академия Холдинг, 2002
Имя автора этой книги хорошо знакомо
постоянным читателям «Школьного психолога». Его
методические разработки и описания
психологических игр не раз появлялись на
страницах нашего еженедельника. Новая книга
включает и кое-что из опубликованного в
«Школьном психологе», и много нового.
Эту работу можно смело назвать адресованной
непосредственно школьным психологам. За счет
довольно большого объема она содержит в себе
подробные описания циклов тренинговых занятий
для каждого класса (с пятого по девятый).
Отдельными блоками представлены сценарии
итоговых психологических игр и каталог
методических средств, что, по-моему, очень удобно
для читателей, задумавших составить собственную
тренинговую программу на основе имеющегося в
книге арсенала упражнений и психотехник.
Целевая направленность всех тренинговых циклов
представленной программы одинакова:
формирование важнейших жизненных навыков,
способствующих успешной адаптации в обществе, и
формирование бережного отношения к своему
здоровью, закономерным следствием чего
становится избегание вредных привычек.
Реализовать программу, как полагает автор,
сможет не только школьный психолог, но
подготовленный педагог. Проанализировав целый
ряд имеющихся международных и отечественных
программ, преследующих сходные цели, В.А.
Родионов разработал собственную с учетом не
только возрастных особенностей учащихся разных
классов и присущих им интересов, но и тех
трудностей, с которыми приходится сталкиваться
современному педагогу и школьному психологу в
российской школе. В том числе трудностей
изыскания учебного времени из-за
перегруженности учебных планов.
Отсюда — тренинговая форма, как наиболее удобная
для проведения занятий, и «сжатость» каждого
цикла до 12 часов и менее.
Автор стремится решить задачу не столько
передачи знаний, сколько создания стойких
убеждений в приемлемости или неприемлемости тех
или иных способов поведения. Разработанные
психотехнологии имеют сходную структуру и
последовательность работы: сначала с помощью
активных методов обучения у учащихся
формируются представления о предмете или
явлении, затем вырабатывается соответствующее
отношение к нему и осваиваются адекватные
способы поведения в данной ситуации.
Что является несомненным достоинством книги, так
это деликатность и ответственность автора по
отношению к используемым методикам и приемам.
Речь не только о точном их соответствии
возрастным характеристикам учащихся, но и о
наличии ссылок во всех случаях использования
упражнений и игр, разработанных кем-то другим.
Опыт знакомства с книгами, содержащими описание
тренингов, показывает, что далеко не все авторы
считают обязательным такие ссылки (в лучшем
случае источник, из которого произошло
заимствование, упоминается в списке литературы).
Конечно, авторство приемов, «гуляющих» из одной
программы в другую, бывает непросто установить.
Но пример В.А.Родионова показывает, что во многих
случаях это возможно сделать.
Не сомневаюсь, что книга будет высоко оценена
всеми практиками, работающими с подростками.
Игорь ВАЧКОВ |