ПУТЬ К СЕБЕ
Первая летняя школа
по экзистенциальной психологии
15–22 июня 2003 года в Подмосковье
состоялись занятия I Летней школы по
экзистенциальной психологии. Организатором стал
Институт экзистенциальной психологии и
жизнетворчества (руководитель института —
доктор психологических наук профессор Д.А.
Леонтьев). Экзистенциализм, или философия
существования, формировался в первой половине XX
века и строился на основе теорий и идей С.
Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше, а также
феноменологии Э. Гуссерля и философской
антропологии М. Шелера.
Основные положения экзистенциализма отражены в
работах М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра, А.
Камю, Л. Шестова, Н. Бердяева и др.
Идеи экзистенциализма популярны в разных
странах и разных областях человеческого знания,
так как его основные вопросы — существование
человека, смысл его жизни и судьбы в мире —
актуальны для любой культуры.
Экзистенциальная психология —
относительно молодая ветвь отечественной науки,
а потому вопросов здесь больше, чем ответов.
Собственно, основной идеей Летней школы и было
формирование профессионального сообщества,
заинтересованного в развитии данного
направления в России. Причем речь идет не только
о психологах, но и о педагогах, философах и даже
лингвистах. География участников была так же
широка, как и социально-возрастной состав — от
студентов и аспирантов до профессоров и
доцентов; от маститых теоретиков до начинающих
практиков; от Москвы и Санкт-Петербурга до Томска
и Таллинна.
Интересно и методически грамотно строились
занятия: теория перемежалась с тренингами и
играми, большое место отводилось рефлексии,
нашлось время и для супервизии отдельного
психотерапевтического случая, и для
оригинального занятия на свежем воздухе.
К слову сказать, окружающая природа и роскошные
бытовые условия максимально способствовали не
только психологическому, но и физиологическому
комфорту участников.
Каждый день работы был посвящен определенной
теме: «Несовершенство и риск", «Усилие и
преодоление", «Жизнетворчество ребенка и
воспитание родителя", «Биография и выбор",
«Понимание и открытие", «Встреча и
одиночество".
В работе школы в качестве ведущих принимали
участие самые разные специалисты, которые не
только представили свои идеи, но и показали
конкретные технологии их реализации.
Объем газетной статьи не позволяет увлекаться
подробностями, однако было бы несправедливо
лишить читателя хотя бы конспективного
знакомства с интересными находками в
профессиональном психолого-педагогическом поле.
С. Кривцова и Н. Дедко (Москва)
познакомили участников с идеями Альфрида Лэнгле
(ученика В.Франкла), которые в русском переводе
представлены довольно фрагментарно. Его
«трехмерная» модель человека включает в себя
Соматическое, Психодинамическое и Персональное.
По мнению Лэнгле, человек, приходя в мир, встает
перед рядом вопросов и, не находя ответов,
действует двумя способами: персональным либо
неперсональным. Главный критерий
персональности по Лэнгле — диалогичность,
обращенная и к себе, и к миру.
Лэнгле выстраивает 4 этапа персоналистического
развития, каждый из которых можно сформулировать
в виде вопросов:
I — Могу ли я быть в этом мире? (принятие
несовершенства мира);
II — Нравится ли мне моя жизнь? (определение
качества своей жизни);
III — Имею ли я право быть таким, какой есть?
(отграничение собственного);
IV — Что из этого я могу внести в мир? (обнаружение
смысла собственной жизни).
Отметим, что идеи А. Лэнгле могут быть
использованы в современной педагогике, так как
проблема развития внутреннего мира человека и
способов его общения с миром сегодня волнует и
учителей, и родителей.
В качестве памятки для родителей и педагогов
участники записали советы Лэнгле «9 шагов: как
говорить о неприятном?".
Р. Ахмеров (Набережные Челны), один из
разработчиков биографического тренинга на
основе метода каузометрии и широко известной
программы «Life Line", не только представил
методику исследования жизненного пути личности,
но и провел тренинг с присутствующими по оценке
их собственной жизни. Самым забавным стало
определение психологического возраста
участников. Как оказалось, не у всех
биографические параметры совпали с
психологическими.
Данный метод можно использовать и в
диагностических, и в психотерапевтических целях
— ведь когда человек начинает размышлять о
причинно-следственных связях своей жизни, многие
события меняют «вес", что важно не столько для
исследования прошлого, сколько для выстраивания
жизненных перспектив.
В. Летуновский (Москва) для проведения
тренинга, основанного на
экзистенциально-инициальном
("жизнеизменяющем") подходе, пригласил всех
на лесную поляну. Пожалуй, с такими
«инструментами", как деревянные японские мечи
(боккены), участники работали впервые. Душа и
Тело... Насколько удается нам управлять собой,
насколько можем мы выразить себя через Действие?
А если напротив тебя Другой человек, и тоже с
мечом, — что меняется в наших действиях? Мы
отступаем? Отвоевываем свое пространство?
Предлагаем компромисс?.. Наверное, эти упражнения
были самыми необычными из тех, которые пришлось
выполнять участникам во время школы. И снова они
открыли для себя новые грани собственной
личности.
Е. Мазур (Москва) элегантно показала
способ работы с людьми, пережившими травму
("Экзистенциально-соматическая работа с
травмой"). Как правило, событие становится
травматичным тогда, когда нет ресурсов для его
полноценного ПЕРЕживания ("переработки").
В большинстве случаев, если в кризисный момент
своей жизни человек не получил адекватной
помощи, специалисту приходится работать с целым
комплексом психологических нарушений —
закрытость, скованность, одиночество
(множественная травма). Акцент здесь делается не
столько на содержании, сколько на процессе, во
время которого важно «уметь сочувствовать и
оставаться собой» (Х. Когут).
Экзистенциально-соматическая терапия помогает
человеку вспомнить тот опыт, которого он был
лишен до этого: умение раскрыться, умение
принимать помощь, умение доверять другим.
Основная задача терапевта здесь — помочь
человеку раскрыть глубину его переживания,
показать свое со-переживание и помочь ему
обрести не новое, а — вновь...
Е. Яцута (Кемерово) работает с... текстом.
Каждый из нас когда-то на уроках читал
литературные произведения по ролям. Но
задумывались ли мы о том, какие разные смыслы можно
вложить в одни и те же слова? А еще — как
по-разному звучат слова в разных контекстах?
И еще — как по-разному интерпретируют наши слова разные
люди?
Еще в Библии говорится о том, что слова, сказанные
Петром о Павле, больше говорят о Петре, чем о
Павле. Тот же вывод можно было сделать и из этого
оригинального занятия, больше похожего сначала
на репетицию в школьном театре, потом — на жаркую
научную дискуссию, потом — на глубокий
психотерапевтический сеанс, где обсуждение
превратилось в мощную рефлексию услышанного,
сказанного и прочитанного.
Рабочим материалом послужил текст диалога между
М. Бубером и К. Роджерсом, состоявшегося 18 апреля
1957 года, однако вряд ли они могли предположить,
что их вежливая беседа о гуманистических
позициях друг друга послужит мощным толчком к
раскрытию личностных смыслов участников
тренинга.
Вопросы, которые затрагивались в процессе
обсуждения, касались разности языков,
дифференциации идей и людей, способов принятия и
подтверждения, — в общем, всего того, что стоит за
выражением своего отношения к собеседнику.
Кстати, как выяснилось в процессе анализа текста,
диалог (в смысле — разговор двух людей) может и
не быть общением. А понимание текста, как
известно, это «домысел замысла автора» (Г.Л.
Тульчинский). Таким образом, текст может быть той
точкой опоры, через которую можно перейти, как по
подвесному мосту, на другую сторону. И этот
переход (понимание, смена позиции) может быть небезопасным...
Ф. Василюк (Москва), в отличие от других
ведущих, работал не с чувствами, не с телом, не с
текстом и словом, а с молчанием. Оказалось, в
молчании скрыты великие возможности, и люди
могут существенно различаться по тому, как они
молчат.
Было ли это техникой, упражнением, игрой? Скорее
— прорывом в иную реальность, где осознанное
безмолвие поворачивает человека лицом к себе,
своему внутреннему миру, своему бытию. Минута за
минутой, час за часом, опираясь на бег секундной
стрелки, участники тренинга проникали в
неведомые слои собственной сути, одновременно
оказавшись необычными свидетелями и чужих
поисков.
«Если человек хочет прийти к себе, его путь идет
через мир", — сказал когда-то Виктор Франкл. Но
мир можно познавать и вот так — молча. Главное —
делать это внимательно и осмысленно, изнутри.
Д. Леонтьев (Москва) представлял
экзистенциальную психологию с
научно-теоретической точки зрения. Особенно
интересным было структурирование основных
направлений экзистенциальной психологии в виде
своеобразной карты — от истории и истоков до
современности.
Участники разбирались, чем отличается подход Л.
Бинсвангера, «прародителя» дазайн-анализа
(Ж. Кондрау), от подхода В. Франкла (логотерапия) и
его последователей (А. Лэнгле —
персонологическо-экзистенциальный анализ; Э.
Лукас — ортодоксальная логотерапия; И. Ялом —
эклектическая).
Оказалось также, что среди отечественных ученых
к вопросам экзистенциализма и самодетерминации
обращались и М. Бахтин (его работы близки
Бинсвангеру и Буберу), и М. Мамардашвили
("Психологическая топология пути"), и А.Н.
Леонтьев, который пришел к выводу, что проблема
личности — это проблема того, как использовать
врожденное и приобретенное.
Помимо безусловных преимуществ
экзистенциальной психотерапии (не претендующей,
заметим, на эксклюзивность и универсальность
использования), Д. Леонтьев остановился и на тех
позициях, которые вызывают критические
замечания со стороны представителей иных
психологических школ.
Да, экзистенциальная психология противится
структурированию, а феноменологический подход
не везде признают научным методом познания.
Однако до сих пор в психологии нет универсальной
теории личности, которая устраивала бы всех.
Несомненно здесь только одно: пожалуй, ни одно
направление в психологии не было так тесно
связано со смежными науками, которые «занимаются
человеком» с разных сторон, исследуя его
взаимоотношения с природой, техникой, культурой
и искусством, народами, политикой и — в конце
концов — с самим собой.
Е. Калитеевская и Д. Леонтьев,
как основные ведущие, органично дополняли друг
друга. Блестящие теоретические размышления
Дмитрия, погружавшие участников в научные
основания экзистенциализма, переходили на
следующем занятии в интерактивные игры и
тренинги, которые вела Елена.
Кстати, великолепная игра в «Королевство",
предложенная Леной в самый первый день, стала
замечательным прологом ко всей школе.
Согласитесь, жить и общаться в тобой же созданном
«государстве» как-то спокойнее, да и диапазон
участников, открытый благодаря этой игре,
послужил хорошим стимулом для самораскрытия
других. Известно ведь, что человек, как цветок,
раскрывается только при хорошей погоде. Можно
смело сказать, что погода регулировалась чутким
и внимательным участием Елены во всех
мероприятиях школы.
Участникам был предложен большой выбор фильмов,
художественных и документальных, учебной и
научной литературы и — ночные посиделки с
гитарой, прогулки к Москве-реке, общение с
квакающими лягушками и созерцание цветущих
лилий. По мнению собравшихся, в результате все
испытали «чувство глубокого оплодотворения".
Но самым важным достижением школы в процессе
обучения явилось обретение человеческих связей,
расширение внутреннего пространства каждого из
участников и открытие ими новых личностных
смыслов. Наш диалог состоялся. Но как в одном
месте совершенно случайным образом удалось
собрать столько талантливых и по-человечески
красивых людей — уму непостижимо...
Ирина ХОМЕНКО
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРА
Диалог Карла Роджерса и Мартина Бубера //
Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 4.
(Комментарий: Ф. Василюк. Я и ТЫ: истина
неравенства.)
Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы
самопознания, психодиагностики и психотерапии в
психологии жизненного пути. — М., 2003.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., 2003.
Летуновский В.В. Работа с телом в
экзистенциальной терапии (онтоцентрический
подход) // Московский психотерапевтический
журнал, 2002, № 4.
Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом.
Прикладная логотерапия. — М., 2003.
Лэнгле А. Значение самопознания в
экзистенциальном анализе и логотерапии //
Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 4.
Лэнгле А. Стоит ли полагаться на свои
чувства?/ Педология, 2002, № 3.
Лэнгле А. Экзистенциальный анализ — найти
согласие с жизнью // Московский
психотерапевтический журнал, 2001, № 1. |