Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тренинги
психологической безопасности
в школе

И.А. Баева
СПб.: Речь, 2002

Вот до чего дожили: приходится тренировать психологическую безопасность учащихся в школе (похоже, приход детей в школу скоро придется сравнивать с участием в боевых действиях). Правда, вот что вызывает недоумение: как можно «тренировать безопасность»? Может быть, точнее было бы говорить о тренинге противостояния психологическому насилию или о тренинге навыков, обеспечивающих психологическую безопасность?
Впрочем, эти рассуждения должны быть соотнесены с содержанием книги, в которой значительную часть составляет теоретический анализ проблемы психологической безопасности в образовательной среде.
Научный характер этой части текста наводит на мысль о перенесении в книгу материала из диссертационной работы автора, что само по себе не является предосудительным. Однако, думается, книга оказалась бы более «читабельной» для практических психологов, если бы материал был соответствующим образом переработан.
Хотя, конечно же, те, кого интересует научная трактовка понятия «образовательная среда» и возможности ее проектирования, получат желаемое. Будут довольны и те, кто стремится разобраться в том, что же все-таки означают так часто употребляемые в школе слова «психологическое сопровождение учащихся»: в книге имеется серьезный и многосторонний анализ и этого понятия тоже в контексте психологизации образовательной среды школы.
Честно говоря, меня огорчило содержание тренинга психологической безопасности для младших подростков: это почти буквальное воспроизведение программы, направленной на помощь подросткам в саморазвитии, разработанной Г.А. Цукерман и широко опубликованной.
Конечно же, И.А. Баева сразу предупреждает, что в основу ее тренинга легли материалы пособия Г.А. Цукерман. Но все-таки непонятно: почему «тренинг безопасности» почти полностью идентичен тренингу навыков саморазвития? Неужели у автора не было желания придумать для достижения своих нестандартных целей в работе с подростками нечто оригинальное, собственное и не похожее на разработки других?
Справедливости ради следует заметить, что содержание тренинга для старших школьников представляет собой авторский продукт. Однако и тут возникает вопрос: почему он называется тренингом психологической безопасности, если его цель — «расширить возможности помощи учащимся в осознании альтернатив выбора и профессионального, карьерного развития, помочь им в принятии решения, какая работа им подходит и где они хотели бы сосредоточить свою личную активность»? Впрочем, методические разработки к этому тренингу представляют несомненный интерес для психологов, работающих со старшеклассниками.
Делая итоговый вывод, констатирую: эта книга может быть полезна школьным психологам. Особенно тем, кому недоступна прекрасная работа Г.А. Цукерман, вышедшая в 1994 году.

Игорь ВАЧКОВ