СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
А.Л. Сиротюк
М.: ТЦ «Сфера», 2002
В последнее время появилось довольно много
литературы, посвященной детям с дефицитом
внимания и гиперактивностью. И это не случайно,
поскольку эти проблемы в той или иной мере
характерны для подавляющего большинства детей.
Синдром дефицита внимания (СДВ) — это прежде
всего клинический термин, подразумевающий
наличие у ребенка специфических поведенческих
проявлений-симптомов. В то же время считается,
что этот синдром связан с так называемыми
минимальными мозговыми дисфункциями (ММД),
которые представляют собой нарушения на
органическом уровне.
Сейчас уже можно с большой долей уверенности
сказать, что СДВ имеет органическую природу и
поэтому требует порой не только психологической,
но и медикаментозной коррекции.
Сама психологическая коррекция тоже в идеале
должна захватывать разные уровни психики. В
представляемой книге излагается
нейропсихологический подход к диагностике,
развитию и коррекции детей с СДВ. Автор сделал
все возможное, чтобы текст был понятен
неискушенному читателю — тем самым родителям и
педагогам, о которых идет речь в подзаголовке.
Поскольку избежать употребления специальных
терминов все же не удалось, в конце книги
приводится краткий словарь терминов,
используемых автором. Помимо этого некоторые
термины «переводятся» на понятный язык
непосредственно в тексте — например,
элиминировать (устранить).
Вся книга построена очень логично и грамотно. В
первой главе читатель знакомится с
особенностями созревания головного мозга. Этот
сложный текст на удивление легко читается и не
перегружен физиологической терминологией.
А вот глава «Клинические проявления синдрома
дефицита внимания и гиперактивности» написана
как-то размыто и оторвана от главы о диагностике
СДВ. Между ними вклинилась главка о
нейропсихологических причинах СДВ.
К сожалению, автор ограничивается лишь этими
причинами, в то время как нельзя недооценивать
влияние на развитие этого нарушения целого ряда
других, прежде всего средовых факторов.
Тесты, предлагаемые для диагностики СДВ в
следующей главе, просты и удобны в применении,
жаль только, что автор не счел нужным включить в
книгу бланки большинства методик, да и
диагностические критерии приводит по уже
несколько устаревшему DSM-IV.
Больше половины книги занимает глава
«Нейропсихологическая коррекция детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности».
Хотя у меня вызывает большие сомнения
словосочетание «коррекция детей», следует
признать, что содержательно эта часть книги
интересна и может быть весьма полезна как
практикующим психологам, так и родителям детей с
СДВ.
Программа развития и коррекции состоит из 16
занятий и включает в себя большое количество
упражнений: это и растяжки, и дыхательная
гимнастика, глазодвигательные упражнения,
коррекционные движения тела и пальцев и многое
другое.
Книга А.Л. Сиротюк, несомненно, не запылится на
полке у школьного психолога.
Александр ШАДУРА |