Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

А.Л. Сиротюк
М.: ТЦ «Сфера», 2002

В последнее время появилось довольно много литературы, посвященной детям с дефицитом внимания и гиперактивностью. И это не случайно, поскольку эти проблемы в той или иной мере характерны для подавляющего большинства детей.
Синдром дефицита внимания (СДВ) — это прежде всего клинический термин, подразумевающий наличие у ребенка специфических поведенческих проявлений-симптомов. В то же время считается, что этот синдром связан с так называемыми минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), которые представляют собой нарушения на органическом уровне.
Сейчас уже можно с большой долей уверенности сказать, что СДВ имеет органическую природу и поэтому требует порой не только психологической, но и медикаментозной коррекции.
Сама психологическая коррекция тоже в идеале должна захватывать разные уровни психики. В представляемой книге излагается нейропсихологический подход к диагностике, развитию и коррекции детей с СДВ. Автор сделал все возможное, чтобы текст был понятен неискушенному читателю — тем самым родителям и педагогам, о которых идет речь в подзаголовке.
Поскольку избежать употребления специальных терминов все же не удалось, в конце книги приводится краткий словарь терминов, используемых автором. Помимо этого некоторые термины «переводятся» на понятный язык непосредственно в тексте — например, элиминировать (устранить).
Вся книга построена очень логично и грамотно. В первой главе читатель знакомится с особенностями созревания головного мозга. Этот сложный текст на удивление легко читается и не перегружен физиологической терминологией.
А вот глава «Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности» написана как-то размыто и оторвана от главы о диагностике СДВ. Между ними вклинилась главка о нейропсихологических причинах СДВ.
К сожалению, автор ограничивается лишь этими причинами, в то время как нельзя недооценивать влияние на развитие этого нарушения целого ряда других, прежде всего средовых факторов.
Тесты, предлагаемые для диагностики СДВ в следующей главе, просты и удобны в применении, жаль только, что автор не счел нужным включить в книгу бланки большинства методик, да и диагностические критерии приводит по уже несколько устаревшему DSM-IV.
Больше половины книги занимает глава «Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности». Хотя у меня вызывает большие сомнения словосочетание «коррекция детей», следует признать, что содержательно эта часть книги интересна и может быть весьма полезна как практикующим психологам, так и родителям детей с СДВ.
Программа развития и коррекции состоит из 16 занятий и включает в себя большое количество упражнений: это и растяжки, и дыхательная гимнастика, глазодвигательные упражнения, коррекционные движения тела и пальцев и многое другое.
Книга А.Л. Сиротюк, несомненно, не запылится на полке у школьного психолога.

Александр ШАДУРА