НОРМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
НОРМАЛЬНОГО РЕБЕНКА
С.С. Степанов
М.: Генезис, 2002
«Нормальные проблемы нормального ребенка» —
из тех книг, что предназначены «для широкого
круга читателей», а в основном — для беспокойных
мам, ищущих утешения и спасения от родительской
тревоги на книжных прилавках. Это психологически
обоснованное доказательство того, что каждая
мама не одинока в своих треволнениях, что каждая
ее проблема — типична и имеет не одно научное
объяснение и, конечно, способы решения (советы
прилагаются).
Одним словом, нормальная книга, пополнившая ряд
доступной и популярной психологической
литературы и... вызывающая массу разнообразных и
противоречивых эмоций — от раздражения до
желания снять ксерокопию.
Содержание производит впечатление
универсальностью и актуальностью затрагиваемых
тем. «Детская игрушка: развлечение или судьба?»,
«Карманные деньги как средство воспитания», «В
«звезды» с пеленок», «Компьютер — лекарство или
наркотик?» — названия глав соблазняют как мам,
так и специалистов в области психологии и
педагогики. Тематика разнообразна: от эдипова
комплекса и детской сексуальности до
«тепличного» воспитания и истоков застенчивости.
Заманчиво? Очень.
Но...
«Нормальные проблемы...» обладают качеством,
которое равно можно отнести как к достоинствам,
так и к недостаткам. Субъективность. Если книгу
можно сравнить со встречей автора и читателя, то
это — встреча с профессиональным психологом и
«практикующим» отцом, который делится с
читателем своими взглядами на проблемы
современного ребенка и своей болью за ошибки
современных родителей. В этом — живая душа книги.
В этом — опасность внушения.
Автор эмоционален, убедителен и категоричен в
своих суждениях и оценках, которых в книге немало.
Между тем книга — собеседник, максимум —
советчик, но не диктатор. И родителю необходимо
обладать элементарным здравомыслием, чтобы не
поддаться соблазну и не стать бездумным
потребителем чужих мнений и взглядов.
Можно ли рекомендовать «Нормальные проблемы...»
психологам-специалистам? Да, если им
небезынтересно узнать мнение своего коллеги о
современном семейном воспитании. Почти
наверняка что-то вызовет интерес, а что-то —
отторжение и желание поспорить. Это нормально,
ведь это — встреча с автором, с его мыслями, его
негодованием, печалью и надеждой, а разве это
может оставить равнодушным?
Но было и так, что после абзацев недоумения и
страниц несогласия вдруг открывалась Страница. О
проблеме, над которой не задумывался. Или о том ее
аспекте, который выпадал из профессионального
поля зрения. Или просто Страница с частным
мнением автора о том, что давно уже наболело и у
тебя, но не выразилось еще в словах. Тогда мысли
автора и читателя звучат в унисон, и последний
перечитывает строки снова и снова и делает
пометки в блокноте, чтобы не забыть прочитанное.
Спасибо автору.
Книга не подразумевает дискуссии. Это, по сути,
монолог. А монолог (живой, эмоциональный,
субъективный) — это встреча с другой позицией, с
другим взглядом, с другой душой. Не догма, не
руководство к действию — подобное восприятие
книги было бы поверхностным и инфантильным. Это
просто встреча автора и читателя. И это нормально.
Татьяна ГРОМОВА |