Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШЕСТИЛЕТКИ

К.Н. Поливанова
М.: Генезис, 2003

Еще несколько лет назад сосуществовали два варианта начального обучения — трехлетнее и четырехлетнее, и как-то само собой подразумевалось, что семилетки учились по трехлетней программе, а шестилетки — по четырехлетней. Сегодня ситуация изменилась: принят единый четырехлетний стандарт начальной школы. Большинство детей идет в школу, как правило, не достигнув семилетнего рубежа. В связи с этим обсуждаемая в книге проблема о готовности шестилеток стать первоклассниками является отнюдь не искусственной, а напротив — животрепещущей.
По мнению автора — не только теоретически обоснованному, но и опирающемуся на психологический анализ школьных трудностей первоклассников, — к шести годам далеко не все дети заканчивают дошкольный этап своего развития. Поэтому иногда родителям следует отказаться от «простого» решения отдать своего шестилетнего ребенка в школу.
На первый взгляд ничего принципиально нового не сказано. О психологической готовности детей к школьному обучению написано уже немало. Тем не менее содержательно эта книга имеет, по крайней мере, две выраженные особенности.
Во-первых, автор говорит не только о готовности ребенка к школе, но и о готовности школы обучать шестилетних детей. В качестве главной задачи, стоящей перед учителем детей седьмого года жизни, автор называет их подготовку к систематическому обучению.
Во-вторых, в книге речь идет не просто о готовности детей к школьному обучению как о наборе некоторых стандартных показателей психического развития, а об индивидуальной готовности.
Автором выделено пять основных типов готовности детей к школе: «дошкольники», «почти ученики», «ученики», «псевдоученики, или школяры» и «коммуникаторы».
Наверняка найдутся те, кто заметит слабые стороны этой, как, впрочем, и любой другой, классификации. Однако сама идея выделения видов психологической готовности переводит задачу определения школьной зрелости детей, приступающих к систематическому обучению, из плоскости оценочной в категориях «готов — не готов» в конкретно-психологическую.
Обращает на себя внимание практическая направленность издания. Описание каждого из типов готовности ведется по схеме: основная характеристика; как они себя ведут; почему они такие; что же делать. Эта информация доступна и полезна не только непосредственным участникам образовательного процесса — педагогам и школьным психологам, но не будет лишней и для заинтересованных родителей.
Успешной педагогической работе предшествует грамотный отбор детей в школы. Автором разработана система диагностики индивидуальной готовности детей к школе, построенная с опорой на главную идею — определение не уровня, а типа готовности ребенка к школе, обусловленного типом сотрудничества ребенка с взрослым.
Конечно, любая позиция уязвима для критики, в данном случае бесспорно одно — наличие этой самой позиции, истоки и теоретические корни которой следует искать в периодизации психического развития Л.С. Выготского и далее Д.Б. Эльконина, убедительно показавшего и своеобразие шестилеток, и как следствие — необходимость особых форм и методов их обучения.

Марина СТЕПАНОВА