ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШЕСТИЛЕТКИ
К.Н. Поливанова
М.: Генезис, 2003
Еще несколько лет назад сосуществовали два
варианта начального обучения — трехлетнее и
четырехлетнее, и как-то само собой
подразумевалось, что семилетки учились по
трехлетней программе, а шестилетки — по
четырехлетней. Сегодня ситуация изменилась:
принят единый четырехлетний стандарт начальной
школы. Большинство детей идет в школу, как
правило, не достигнув семилетнего рубежа. В связи
с этим обсуждаемая в книге проблема о готовности
шестилеток стать первоклассниками является
отнюдь не искусственной, а напротив —
животрепещущей.
По мнению автора — не только теоретически
обоснованному, но и опирающемуся на
психологический анализ школьных трудностей
первоклассников, — к шести годам далеко не все
дети заканчивают дошкольный этап своего
развития. Поэтому иногда родителям следует
отказаться от «простого» решения отдать своего
шестилетнего ребенка в школу.
На первый взгляд ничего принципиально нового не
сказано. О психологической готовности детей к
школьному обучению написано уже немало. Тем не
менее содержательно эта книга имеет, по крайней
мере, две выраженные особенности.
Во-первых, автор говорит не только о готовности
ребенка к школе, но и о готовности школы обучать
шестилетних детей. В качестве главной задачи,
стоящей перед учителем детей седьмого года жизни,
автор называет их подготовку к систематическому
обучению.
Во-вторых, в книге речь идет не просто о
готовности детей к школьному обучению как о
наборе некоторых стандартных показателей
психического развития, а об индивидуальной
готовности.
Автором выделено пять основных типов готовности
детей к школе: «дошкольники», «почти ученики»,
«ученики», «псевдоученики, или школяры» и
«коммуникаторы».
Наверняка найдутся те, кто заметит слабые
стороны этой, как, впрочем, и любой другой,
классификации. Однако сама идея выделения видов
психологической готовности переводит задачу
определения школьной зрелости детей,
приступающих к систематическому обучению, из
плоскости оценочной в категориях «готов — не
готов» в конкретно-психологическую.
Обращает на себя внимание практическая
направленность издания. Описание каждого из
типов готовности ведется по схеме: основная
характеристика; как они себя ведут; почему они
такие; что же делать. Эта информация доступна и
полезна не только непосредственным участникам
образовательного процесса — педагогам и
школьным психологам, но не будет лишней и для
заинтересованных родителей.
Успешной педагогической работе предшествует
грамотный отбор детей в школы. Автором
разработана система диагностики индивидуальной
готовности детей к школе, построенная с опорой на
главную идею — определение не уровня, а типа
готовности ребенка к школе, обусловленного типом
сотрудничества ребенка с взрослым.
Конечно, любая позиция уязвима для критики, в
данном случае бесспорно одно — наличие этой
самой позиции, истоки и теоретические корни
которой следует искать в периодизации
психического развития Л.С. Выготского и далее Д.Б.
Эльконина, убедительно показавшего и
своеобразие шестилеток, и как следствие —
необходимость особых форм и методов их обучения.
Марина СТЕПАНОВА |