Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003

НЕ ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Довелось мне тут как-то выслушать приветственное слово заместителя мэра одного сибирского города, обращенное к учителям. Повод был вполне торжественный — традиционная августовская конференция, и не было ничего неожиданного в том, что ее открывал один из первых людей города.
Но вот содержание его речи оказалось для меня неожиданным. Вместо дежурных приветствий чиновник обрушился с резкой критикой на систему образования города. А поводов для этой критики было названо два: низкое качество образования, определенное по результатам ЕГЭ, и слишком большое количество инноваций, которые дорого обходятся городу в финансовом отношении. По мнению выступавшего, незачем заново изобретать то, что уже было в советской школе и «хорошо работало».
Надо, кстати, оговориться, что по роду своей деятельности выступавший никогда не имел отношения к системе образования и на конференции оказался, что называется, по должности.
Жанр собрания не предполагал дискуссии, поэтому противоречить докладчику никто не стал. Да и как ему возразишь, если он едва ли не первое лицо города! Но зал недовольно загудел. Справедливости ради надо отметить, что часть зала, наоборот, зааплодировала.
Казалось бы, частный случай. Недостаточно компетентный чиновник где-то в провинции перепутал качество образования с оценками централизованного тестирования и призвал остановить развитие и вернуться в прошлое. Можно ли из этого делать какие-то далеко идущие выводы?
К сожалению, можно. Боюсь, что описанный эпизод не единичен. Такое впечатление, что концепции и доктрины пишутся и читаются в параллельном мире. А в нашем, реальном, чиновники по-прежнему считают главной задачей школы дать побольше знаний. То есть качество образования подменяется качеством знаний, качество знаний, в свою очередь, уровнем обученности, а тут уж и до оценок ЕГЭ недалеко.
Господа (или товарищи?) чиновники! ЕГЭ — всего лишь инструмент, причем, мягко говоря, не слишком совершенный. С его помощью нельзя точно оценить даже обученность, а уж качество знаний тем более!
А самое главное — прошли те времена, когда главной задачей образования было дать побольше знаний. Прошли и остались в столь милой вашему сердцу советской школе. Сейчас другие времена, другая страна, другая жизнь. И другая система образования — читайте законы и документы. В них хоть не все гладко, но многое написано. А я повторяться не хочу.
И в прошлое вместо будущего тоже не хочу.

Марк САРТАН