Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003


КОЛЛЕГИ

ЛЕТО. ПИТЕР. СЪЕЗД

В конце июня в Санкт-Петербурге состоялось не менее грандиозное, чем съезд психологов образования, событие — III съезд Российского психологического общества на тему «Психология и культура». Мероприятие запомнится всем его участникам не только рядом (не побоюсь этого слова) исторических решений, но и той замечательной атмосферой, которая на нем царила.

ЛИРИЧНОЕ ОТКРЫТИЕ

Да что говорить — и время, и место были выбраны замечательно. Лето! Отремонтированный к юбилею Питер! Белые ночи!
Надо отметить, что устроители этого мероприятия подошли к его подготовке самым серьезным образом. Состоялось четыре научных форума, в рамках которых прошло не менее пятидесяти симпозиумов, семнадцать круглых столов, а также пленарные дискуссии, обсуждение книг и даже мастер-класс.
Самое страшное, что это обилие было втиснуто в два дня. Поэтому много интересных событий проходило параллельно. И, естественно, хотелось побывать сразу на нескольких.
К счастью, организаторы учли это и подготовили для каждого из участников великолепно сделанный CD, на котором опубликованы тексты докладов, присланных на съезд. Поскольку материалов очень много (они занимают восемь томов Ежегодника Российского психологического общества), то для удобства пользователя диск снабжен указателем статей и прекрасной поисковой системой. Хочется сказать огромное спасибо тем, кто подготовил это издание, а также разработчикам его электронной версии.
Осложняло жизнь и то, что мероприятия съезда проходили в различных концах Питера, а добираться по этому прекрасному, но переполненному туристами городу было довольно сложно.
К тому же третий день работы неожиданным образом совпал с открытием VI выставки достижений практической психологии, что было крайне неудобно. Пришлось бросить стенд родной газеты и бежать на заключительное пленарное заседание.
Открытие съезда по традиции проходило в Смольном. Собравшиеся на пленарное заседание делегаты смогли прямо в зале полюбоваться инсталляциями Санкт-Петербургского интерьерного театра на исторические темы.
Невольно напрашивается сравнение двух съездов. Если начало образовательного было динамичным и насыщенным, то здесь все развивалось плавно и лирично. Сказывались многочисленные длительные перерывы и традиционный обеденный банкет для участников президиума.

СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛОВ

На пленарном заседании выступили мэтры отечественной психологической науки. Е.А. Климов (председатель РПО) назвал свой доклад «О психологии XXI века». Отдав должное Санкт-Петербургской психологической школе и отметив особо отличившиеся региональные отделения РПО, Евгений Александрович провел анализ развития психологии за последние годы. Он пожелал психологии, несмотря на бурный расцвет практики, оставаться наукой.
Л.А. Цветкова (декан факультета психологии СПбГУ) обозначила ряд проблем, существующих в современном образовании и нашедших свое отражение в педагогической психологии. Для коренного улучшения ситуации был предложен ряд мер, в частности — лицензирование не только психологических технологий, но и самих психологов.
А.И. Донцов (декан факультета психологии МГУ), говоря о социокультурном значении психологии, также упомянул сферу образования, поскольку сейчас образовательная психология превратилась в массовую профессию. Задачу же данного съезда Александр Иванович видит в том, чтобы «всем миром» определиться — какая психология нужна обществу и как она ему может служить.
О серьезных успехах современной психологии образования говорил и В.В. Рубцов (ректор Московского городского психолого-педагогического института). Но он считает, что психологическая практика в этой области должна быть существенно обогащена фундаментальными и прикладными исследованиями психологии современного ребенка.
Ю.М. Забродин (заведующий кафедрой социальной психологии МГПУ) призвал к развитию теоретической психологии для решения практических задач.
А.Г. Асмолов (заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ) назвал свой доклад «Будущее психологии и психология будущего». Он считает, что сейчас сами психологи нуждаются в поддержке. А для этого нужна профессиональная ассоциация практических психологов.
Очень жестко и решительно выступил В.М. Аллахвердов (президент Санкт-Петербургского отделения РПО). В начале своего доклада «Психология как наука: современное состояние и очередные задачи» он отметил, что, на его взгляд, роль Российского психологического общества в жизни российской психологии была не очень заметна. И посетовал на то, что психологов сейчас в обыденном сознании больше связывают с «политикой, рекламой и ошибками школьных психологов». РПО должно превратиться в настоящее сообщество профессионалов.

ГОРДОСТЬ И РАЗОЧАРОВАНИЕ

Профессиональный долг обязывал меня, вместо того чтобы присутствовать, к примеру, на форумах «Фундаментальные проблемы психологии», «Социокультурное значение психологии» или «Практическая психология», идти слушать про любимую психологию образования. Ей был посвящен отдельный форум, проходивший в стенах РГПУ им. А.И.Герцена.
Уже само по себе выделение этого направления практической психологии в особый форум говорило о признании нас как значимой силы. Тем более что больше ни одна из отраслей психологической практики не удостоились чести быть вынесенной в отдельную «номинацию». Все они рассматривались на форуме «Социокультурное значение психологии». Это вызывало чувство гордости!
Разочаровало то, что зал, где проходило пленарное заседание форума, был полупустым.
Конечно, на это имелся целый ряд причин, главная из которых — недавно прошедший съезд образовательных психологов, где все проблемы психологии образования обсуждались серьезно и основательно. Сказывалось, очевидно, и то, что среди делегатов съезда РПО было все-таки больше преподавателей и академических психологов, чем практиков.
Если вернуться к форуму «Психология в образовании», то даже из заявленных в программе докладчиков выступили далеко не все.
Тематика выступлений была самая разнообразная.
В.Н. Панферов (зав. кафедрой психологии человека СПбГУ) изложил свои подходы к психологической концепции образования. Он считает, что в современной школе происходят противоположные желаемым процессы. Естественная мотивация детей к учебе в старших классах резко падает. Причина этого — несоответствие содержания образования возрастным особенностям познавательных процессов у детей.
Интересными данными, полученными в ходе исследования социализации детей и подростков, проведенного Центром социальных инноваций, поделился А.А. Реан (вице-президент Фонда развития социальных инноваций).
Н.В. Бордовская (профессор кафедры психологии и педагогики профессионального и личностного развития СПбГУ) призвала к интеграции психологических и педагогических знаний, а И.А. Баева (доцент кафедры психологии развития образования РГПУ им. А.И.Герцена) говорила о психологической безопасности образовательной среды.
В очередной раз встал вопрос о сертификации психологических методик.
И.М. Каманов (зав. отделом практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ) сделал заявление о конкурсе индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ, лучшие из которых будут представлены в Федеральный экспертный совет для получения грифа Минобразования.
Подводя итоги этого заседания, А.Г. Асмолов оптимистично заметил, что реальные успехи практической психологии образования привели к тому, что сейчас ее можно рассматривать как фундаментальное направление психологической науки.

ОТНОСИТЬСЯ С ПОЧТЕНИЕМ!

Интенсивная работа во время съезда сблизила его участников, и к окончанию произошла удивительная метаморфоза. Если на заключительном заседании предыдущего съезда — психологов образования — все серьезно обсуждали резолюцию, то здесь и народ, и президиум были настроены довольно игриво. Пикантность ситуации придавало то, что большая аудитория Менделеевского центра СПбГУ (где и проходило заключительное пленарное заседание) предназначена исключительно для чтения лекций и демонстрации химических опытов. Длинный стол-кафедра, где поместились члены президиума, обычно занимает один преподаватель, который стоя читает лекцию и демонстрирует опыты нависающей над ним амфитеатром аудитории. Сидеть за этим столом невозможно, поэтому уважаемому президиуму пришлось простоять все пленарное заседание.
Не все выдержали такое испытание: кто-то устал и присел на корточки, кто-то просто покинул президиум, а уважаемый А.Г. Асмолов в порыве вдохновения даже вспрыгнул на стол.
В общем, все проходило более чем нетрадиционно. Зато как была счастлива аудитория!
Несмотря на некоторую веселость, в ходе этого заседания был принят важный документ — резолюция съезда. И хотя написана она была на небольшом (по-моему, даже помятом) листочке бумаги, это не умаляет ее значения.
В ней помимо других, необходимых для РПО решений, касающихся изменений устава и принятия этического кодекса членов РПО, указано: съезд Российского психологического общества официально признает, что практическая психология образования выделилась в крупную самостоятельную отрасль психолого-педагогической науки. И следовательно, к нам надо относиться со всем возможным почтением!
Кроме этого, развитие теоретических и экспериментальных исследований было признано одним из приоритетных направлений психологии. Была подчеркнута важность «усиления в университетских программах таких базовых дисциплин, как психофизика, психометрика и экспериментальная психология».
Решено учредить премию Российского психологического общества за популяризацию достижений отечественной психологической науки.
Оживленные споры вызвало принятие положений об экспертном совете и сертификации психологических технологий. Дискутировался вопрос о том, что такие специальности, как психотерапия и психологическое консультирование, невозможно освоить за время обучения в высшем учебном заведении, поэтому их нужно считать послевузовской специализацией. Против этой формулировки восстали все присутствующие в зале практики, особенно те, кто имеет отношение к образовательной психологии, и дружно отстояли свое мнение.
И наконец — был избран новый президент РПО. Им стал А.И. Донцов.
В своем обращении к участникам и делегатам съезда Александр Иванович дал понять, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому всем дружно следует подумать о том, «чего нам не хватает». И «как это воплотить в мероприятиях, за которые сами будем брать ответственность». В целом же, призыв «не плодить психологическое иждивенчество» народ принял на ура.
В сухом остатке мы имеем то, что нас, практических психологов образования, признали представители академической науки и планируют с нами всячески сотрудничать.
Так что — будем жить дружно!

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Статья подготовлена при поддержке психолога Анастасии Ивановой. Если у вас возникли сложности в личной жизни, а ситуация зашла в тупик, то пора бы обратиться к психологу. На сайте, расположенном по адресу www.PsyPractika.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, воспользоваться услугой «Консультация психолога в Санкт-Петербурге». Анастасия Иванова практикующий врач с огромным опытом работы в области психологии, поэтому вы можете точно знать, что вам помогут.