Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003


РЕПОРТАЖ

ГДЕ ЖЕ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ?

На фоне трех ярких психологических форумов (III съезд психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования»; конференция, посвященная 100-летию А.Н. Леонтьева, и III съезд Российского психологического общества «Психология и культура») IV Всероссийская выставка достижений практической психологии произвела на меня грустное впечатление. Показалось, что достижений практической психологии или вовсе нет, или их усердно скрывают от публики.

ДОРОГО И НЕРЕНТАБЕЛЬНО

Это традиционное мероприятие, организованное известной питерской фирмой «Иматон», к сожалению, все больше напоминает выездную книжную торговлю. Причем участвуют в ней одни и те же крупные питерские и московские издательства («Академия», «Речь», «Питер», «Смысл», «Прайм-Еврознак»), продукция которых и так продается практически во всех книжных магазинах, киосках и на крупных психологических мероприятиях.
Кроме того, свои психологические услуги представляли различные коммерческие учебные заведения и центры, занимающиеся практической психологией в Санкт-Петербурге (Институт психологического консультирования «Теменос», НОУ «Институт тренинга», Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, тренинговая компания «Эксперт», ООО «Центр танатотерапии Владимира Баскакова», НОУ «Всемирные центры взаимоотношений», Институт психотерапии и консультирования «Гармония») и в Москве (ЗАО «Нейроком», ООО «Таймакс», Академия имиджелогии, ЗАО «Агентство Гуманитарные технологии»).
Научные и популярные издания, методические разработки региональных издательств и научных учреждений были почти не представлены, хотя среди участников заявлены МУ «Центр практической психологии» г. Братска, Уральский центр практической психологии из г. Екатеринбурга, Самарский государственный педагогический университет и Ставропольский государственный университет. Но, к сожалению, их представителей я так и не обнаружила.
Почему региональные психологи не приезжают на выставку?
Причина одна — дорого и нерентабельно. Выставка является коммерческим мероприятием, и крупные суммы, которые организаторы предлагают платить за аренду стенда, мало кому по карману. К этому нужно еще прибавить проезд до Питера и обратно, плюс — проживание в нем.

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Смысл таких выставок в том, чтобы иметь возможность показать свои научные и методические разработки представителям психологических учреждений и центров со всей страны. Но, к сожалению, пока это и подобные ему мероприятия будут коммерческими, это вряд ли возможно.
Очевидно, к проведению выставок должны подключаться государственные структуры и проводить их на условиях, приемлемых для большинства участников.
Как я уже упомянула в материале о съезде РПО (см. с. 4 настоящего номера), первый день работы выставки совпал по времени с мероприятиями съезда, поэтому его участники смогли осмотреть экспозицию лишь на второй день.
Может быть, поэтому на выставке сначала было мало посетителей. Не было даже торжественного открытия с традиционным перерезанием ленточки и приветственных слов от администрации города. Все ограничилось тем, что в десять часов открылись двери, и фойе нового здания Российской национальной библиотеки стали заполнять посетители.
Основной ажиотаж случился, как обычно, там, где продавали книги, и вокруг стенда самого «Иматона», торгующего диагностическими методиками со скидкой. Я сама воспользовалась этой возможностью и приобрела недостающий для работы инструментарий.
Самой интересной и содержательной частью выставки стали сопровождающие ее семинары, лекции, круглые столы и мастер-классы, часть из которых были заявлены как мероприятия съезда. Они-то и привлекли большую часть посетителей.
Здесь организаторы постарались, и программа сопутствующих мероприятий была составлена очень интересно. В качестве примера можно упомянуть мастер-классы «Парадоксы семейной терапии и консультирования» (ведущая Е.Ю. Уголева), «Психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек» (ведущие М.В.Осорина и О.И.Пальмов), «Анатомия тренинга. Разогрев» (ведущая И.В. Шевцова), «Психотерапевтический эфир» (ведущие А.И. Палей и Н.М. Панкова).
Большой интерес вызвало обсуждение книги В.М. Аллахвердова «Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания».

Спонсор публикации статьи – компания «Степан.ру» производит практически любые изделия из ткани ПВХ: тенты, прозрачные шторы («мягкие окна»), мобильные палатки для торговли. Последние особенно актуальны для тех, кто участвует в городских ярмарках и других мероприятиях под открытым небом без стационарных павильонов. Палатка для торговли представляет собой металло-каркасную сборную тентовую конструкцию, которая легка в уходе, надежна и собирается одним человеком. Процесс сборки – установка каркаса и натягивание тента не требует особых навыков и вполне укладывается в 15 минут. Торговую палатку можно эксплуатировать в любое время года, она одинаково устойчива к любым атмосферным явлениям. Материал палатки позволяет наносить на нее логотипы, надписи и любую другую графическую информацию.

С ЭНТУЗИАЗМОМ В ГЛАЗАХ

Во время мастер-классов зал пустел, и мне предоставлялась возможность покинуть стенд «Школьного психолога» и пообщаться с теми, кто приехал на выставку.
Среди скучающих над пачками рекламных буклетов представителей психологических организаций меня привлекли активные и дружелюбные ребята с несвойственным другим участникам энтузиазмом в глазах. Инструкторы Центра гуманитарных технологий «Душа» Валерия Черкашина и Андрей Клементьев рассказали, что они — тренинговая фирма, которая уже десять лет существует в Санкт-Петербурге.
Главное направление их работы — тренинги личностного роста. Причем они проводятся как для детей, так и для взрослых. Оказывается здесь и консультационная помощь. Для детей разработан специальный курс — «Детская пластика», где проводится работа, направленная на снятие мышечных барьеров и зажимов. Работа начинается на телесном уровне и приводит в результате к личностным изменениями.
Существует также специальный курс для подростков 9–14 лет, в процессе которого им удается прожить основные эмоциональные состояния, проработать свои обиды и другие эмоциональные проблемы, а также вместе со взрослыми найти ресурсы, помогающие раскрытию личностного потенциала.
Валерия и Андрей считают, что участие в выставке — лучший способ рассказать о своей работе, причем не только профессионалам, но и обычным людям.

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

Вторым активно функционирующим местом был столик Института экстремальных гендерных отношений. Это общественная организация, при которой существует кризисный центр для женщин, переживших насилие. Им оказывается бесплатная психологическая и юридическая помощь. В центре есть даже программа, связанная с помощью женщинам, оказавшимся за границей в тяжелой ситуации.
Я поинтересовалась у моей собеседницы Елены (она волонтер кризисного центра), удалось ли им реально кого-то спасти? «Такие случаи нередки, — сказала она. — Мы помогли ряду женщин, оказавшихся за границей и попавших в неприятные ситуации, вернуться в Россию».
Но чаще в центр обращаются все-таки с проблемами домашнего насилия. Для пострадавших предусмотрены различные тренинги и реабилитационные программы, в частности с использованием арт-терапии. Подвергающиеся домашнему насилию женщины обязательно проходят тренинг уверенности в себе, где они общаются с теми, кто имеет аналогичные проблемы. Участие в такой выставке, считает Елена, дает возможность заявить о себе, поскольку организация некоммерческая и не может позволить себе рекламу.
Интересно также знакомство с коллегами и поиск потенциальных партнеров. Центр организует выездные семинары и обучающие тренинги в других городах, а также тренинги и семинары в школах Санкт-Петербурга для родителей и девочек, обучающихся в старших классах.
Елена сказала, что были случаи, когда обращались за помощью прямо на выставке.

Выводы по окончании мероприятия напрашиваются сами собой. Такие выставки нужны — как в масштабах одного города, так и в масштабах страны. Их организационная модель зависит от целей, которые ставят перед собой организаторы. Если главное — это коммерческая выгода, то мы будем иметь то, что имеем.

Ольга РЕШЕТНИКОВА