ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ?
Так получилось, что мне несколько раз пришлось
столкнуться с проблемой воровства у младших
школьников и подростков. Признаюсь честно,
первый раз выслушав жалобы родителей, я
испугалась и стала думать, кому бы из коллег
«подкинуть» этих проблемных клиентов. Но
профессиональное любопытство взяло верх над
чувством собственной некомпетентности, и я
начала собирать необходимые материалы.
Собирать информацию пришлось буквально по
крупицам. Проблема детского воровства мало
изучена психологами, материал на эту тему
представлен в основном в виде разрозненных
статей.
Особенно мало информации о такого рода
сложностях в поведении благополучных детей. О
малолетних правонарушителях, поставленных на
учет в милиции, или клиентах психиатров (которые,
кстати, обладают большим количеством
клинического материала) кое-что раздобыть можно.
Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу
предложить обобщенный и дополненный
психологический опыт работы с такими запросами.
СВИДЕТЕЛЬСТВО АМОРАЛЬНОСТИ?
Детское воровство относится к так
называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще
всего неловко говорить на эту тему, им нелегко
признаться психологу, что их ребенок совершил
«ужасный» проступок — украл деньги или присвоил
чужую вещь.
Такое поведение ребенка воспринимается родными
как свидетельство его неизлечимой аморальности.
«У нас в семье никто никогда ничего подобного не
совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных.
Мало того что такой ребенок позорит семью,
родителям его будущее представляется
исключительно криминальным. Хотя на самом деле в
большинстве случаев все не так страшно.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое»,
появляется у ребенка после трех лет, когда у него
начинает развиваться самосознание. Никому и в
голову не придет называть вором двух-трехлетнего
малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем
старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его
поступок будет расценен как попытка присвоить
чужое, иными словами — как «кража».
Возраст ребенка является в такой ситуации
неоспоримым доказательством осознанности
совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны
случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали,
что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают
общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние
дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что
делают плохо.)
Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего
мальчика, который, испытывая огромную симпатию к
своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые
украшения? Мальчик считал, что эти украшения так
же принадлежат ему, как и его маме.
ТРИ ПРИЧИНЫ
Освоение социальных норм, нравственное
развитие ребенка происходит под влиянием
окружающих — сначала родителей, а потом и
сверстников.
Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей.
Если родители своевременно не объяснили своим
детям разницу между понятиями «свое» и «чужое»,
если ребенок растет слабовольным,
безответственным, не умеет сопереживать и
ставить себя на место другого, то он будет
демонстрировать асоциальное поведение.
Если у ребенка не все благополучно дома (например,
его родители вечно заняты, им нет дела до его
проблем и интересов, они отвергают его), то
ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы
завоевать популярность и уважение сверстников,
такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как
повезет, какая компания попадется.
Ребенок, не получивший в семье навыка
доверительного, интересующегося, принимающего
общения, вряд ли попадет в благополучную
компанию.
Я условно выделяю три основные причины детского
воровства:
1. Сильное желание владеть понравившейся вещью,
вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая
неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных
представлений и воли.
ХОЧЕТСЯ — ПЕРЕХОЧЕТСЯ
В начале учебного года во втором классе
случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в
школьном буфете шоколадка. Вася очень
расстроился, поэтому учительница сочла
необходимым провести расследование, в ходе
которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое
оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на
полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил
правило: все найденное в классе надо отдавать
учителю, если самостоятельно не можешь найти
хозяина.
На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он
также знал, что Васю бесполезно просить
поделиться. Родители давали Паше деньги только
на обеды и не поощряли самостоятельные покупки
шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось
попробовать такую шоколадку. Он утешал себя
мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и
так ест их каждый день.
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал
сильное желание присвоить нечто, ему не
принадлежащее. Сколько же человек не смогли
устоять перед искушением и совершили кражу — мы
никогда не узнаем. О таких проступках редко
рассказывают даже самым близким людям.
Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они
обычно не повторяются. Их отличают некоторые
особенности.
Во-первых, возраст воришки может быть различным,
подобную кражу способен совершить как
дошкольник, так и подросток.
Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что
совершает нехороший поступок, но сила искушения
так велика, что он не может устоять.
В-третьих, у такого ребенка уже достаточно
сформированы нравственные представления,
поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он
осознает, что, идя на поводу у своих желаний,
наносит вред другому человеку, но находит
различные оправдания своему поступку.
Такое поведение напоминает поведение человека,
забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного
фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не
убудет, а мне уж очень хочется».
При этом человек не считает, что совершает нечто
предосудительное. Ему, конечно, было бы очень
неловко, если бы его застали «на месте
преступления». И, скорее всего, ему неприятна
мысль, что кто-то вот так же может покуситься на
его собственность.
РЕАКЦИЯ НА ТРАВМУ
Наиболее серьезный повод для беспокойства дает
ребенок, который периодически крадет деньги или
вещи, принадлежащие его родным или близким
друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода
совершают подростки и младшие школьники, хотя
истоки подобного поведения могут находиться в
раннем детстве.
Обычно в процессе разговора с родителями
выясняется, что в раннем детстве ребенок уже
совершал кражу, но тогда с ним «разобрались»
домашними средствами (к сожалению, часто очень
унизительными для ребенка). И только в
подростковом возрасте, когда воровство начинает
выходить за пределы семьи, родители понимают, что
ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за
помощью к психологу.
Исследования психолога Э.Х. Давыдовой,
проведенные в семьях ворующих детей, показали,
что кража — это реакция ребенка на травмирующие
его обстоятельства жизни.
Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях
ворующих детей наблюдается эмоциональная
холодность между родственниками. Ребенок из
такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо
в раннем детстве пережил развод родителей, и,
хотя отношения с отцом сохраняются, он видит
отчужденность, даже враждебность между
родителями.
Если составлять психологический портрет
ворующего ребенка, то прежде всего обращает на
себя внимание его доброжелательность по
отношению к окружающим и его открытость. Такой
ребенок готов очень много и откровенно
рассказывать о себе (естественно, о кражах в
наших разговорах речь не заходила).
Выясняется, какие это неуверенные в себе,
уязвимые дети, насколько им необходима поддержка
и эмоциональное принятие со стороны близких. В
этом основная беда, ведь своим поведением такие
дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают
от себя окружающих, настраивают их против себя.
Больше всего родных злит и раздражает, что
совершивший проступок ребенок как бы не понимает,
что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в
чем не бывало. Такое его поведение вызывает у
взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси
прощения, и тогда мы будем пытаться наладить
отношения.
В результате между ним и близкими вырастает
стена, ребенок представляется им монстром, не
способным к раскаянию.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение,
ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает,
что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты
это сделал?», он совершенно искренне отвечает:
«Не знаю».
Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи,
попытка достучаться до нас.
СПОСОБ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Воровство может быть способом самоутверждения,
что тоже является свидетельством неблагополучия
ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя
внимание, завоевать расположение кого-либо (различными
угощениями или красивыми вещами).
Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья
такие дети называют хорошее отношение к ним
родителей, хорошее отношение к ним в классе,
наличие друзей и материального достатка.
Например, маленький ребенок, укравший дома
деньги и накупивший на них конфет, раздает их
другим детям, чтобы таким образом купить их
любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок
повышает собственную значимость или пытается
обратить на себя внимание окружающих
единственно возможным, по его мнению, способом.
Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок
начинает воровать вне семьи. Создается ощущение,
что он делает это назло вечно занятым и
недовольным родителям или мстит более
благополучным сверстникам.
Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и
выбрасывала вещи своего младшего брата. Она
совершала это потому, что в семье явно
предпочитали ей младшего сына и возлагали на
него большие надежды, а она, хоть и училась очень
хорошо, но не смогла стать лучшей в классе.
Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких
отношений ни с кем в классе, а единственным
другом стала ее ручная крыса, которой она
поверяла все свои горести и радости.
Причинами ее воровства были родительская
холодность по отношению к ней и, как следствие
этого, ревность и желание отомстить
родительскому любимчику — младшему брату.
Марина КРАВЦОВА
Продолжение следует
|