Галина Cемья
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ
СЕМЬИ. Прикладная психология и психоанализ, 2003, №
1.
Современные исследования начала ХХI века, как и
исследования конца 80 – начала 90-х годов
ХХ столетия, показывают, что общее физическое,
психическое развитие детей, оставшихся без
попечения родителей, отличается от развития
сверстников, живущих в семьях. Замедляется
физическое и искажается психологическое
развитие, приводя к эффекту, получившему в
американской практической психологии
диагностическое название «психосоциальная
карликовость».
Следствием воспитания ребенка в условиях
детского дома является его эмоциональная
депривация, которая блокирует спонтанную
реализацию базисных потребностей в
присоединении, аффиляции, безопасности, принятии
и самопринятии. Низкая самооценка тесно связана
с развитием у ребенка способности к аккомодации,
то есть к приспособительному поведению.
Это выражается в следующих качествах:
послушание, умение подстраиваться к другим
людям, зависимость от взрослых в повседневной
жизни, опрятность, бесконфликтное
взаимодействие со сверстниками. Успешность,
основанная на умении подстраиваться под других
людей, а не на личных достижениях, ведет к
формированию низкой самооценки.
Стремление воспитателей поставить детей в
подчиненное, зависимое положение также работает
на снижение самооценки. Ребенок оказывается
психологически незащищенным, он не доверяет
окружающему миру, ему не хватает ощущения
собственной личной ценности.
Кроме того, условия жизни и развития детей,
непрофессиональная позиция специалистов,
работающих с ними, формируют у воспитанников
особую внутреннюю позицию — психологическое
капсулирование (термин предложен В.С. Мухиной),
которое приводит к стремлению субъекта
находиться в освоенных стереотипах
жизнедеятельности в условиях ограниченного
социального пространства.
Это определяет развитие ребенка прежде всего как
социальной единицы, нацеленной на реализацию
простейших социальных ожиданий.
Для детей, поступивших в учреждение с негативным
жизненным опытом, прежде всего характерно
стремление удовлетворить потребности,
нарушенные в результате жестокого обращения
родителей, проживания на улице и т.п. Большинство
опрашиваемых детей (85%) чувствуют себя
психологически защищенными в детском доме и
связывают это чувство с наличием жилья, тепла,
еды, одежды, воспитателей, «которые всегда
помогут и дадут совет», друзей, отсутствием
проблем, которые надо решать самостоятельно.
Причем эти ответы характерны как для 10-, так и для
18-летних подростков.
Количество воспитанников детских домов,
испытывающих чувство психологической
защищенности, в последний год (накануне выпуска)
уменьшается втрое, а в постинтернатный период —
почти в 5 раз
Оценка личной комфортности в самостоятельной
жизни медленно возрастает: с 28% в первый год до 57%
после шести лет. Но по-прежнему практически любое
изменение социальной ситуации, любое
препятствие приводит к появлению чувства
психологической незащищенности.
Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА |