ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК
И.Н. Карицкий
М., Челябинск: Социум, 2002
«Школьный психолог» не раз писал о значении
понимания практиками научно-теоретических основ
своей деятельности. Согласие с тезисом о том, что
«самая лучшая практика — это хорошая теория», и
побудило меня написать рецензию на весьма
неординарную книгу И.Н. Карицкого.
Ее содержание (а еще больше — название) способно
отпугнуть неискушенного читателя. Конечно,
читать опусы типа «Как стать богатым и обольщать
красавиц» значительно интересней, чем серьезные
теоретические работы. Пуститься же в путешествие
по непроходимым дебрям методологических
рассуждений способен далеко не каждый. Это куда
более рискованно, значительно менее
увлекательно и точно не сулит овладения
богатством и искусством обольщения (хотя, кто
знает...).
Еще более рискует сам автор, взявшийся писать
монографию о методологических проблемах
психологии. Риск здесь не только в том, что во
многих фундаментальных вопросах нашей науки все
оказывается чрезвычайно запутанным, но и в том,
что, рассуждая о таких вопросах, можно невзначай
оскорбить кого-либо из научных мэтров,
полагающих своей несомненной привилегией право
на владение окончательной и бесспорной истиной.
Особенно если сам автор мэтром не является.
И.Н. Карицкий — пока не мэтр. И это, по-моему,
комплимент. Но у него хватает внутренней
культуры (сказывается философское образование) и
научной смелости (сказывается молодость) писать
о том, о чем в нашей стране почти никто не писал —
о методологических основаниях социально-психологических
практик.
Стоя на позициях деятельностного подхода, автор
предлагает концепцию, содержащую анализ
социально-психологических практик, их модели,
механизм образования видов, классификацию.
Можно спорить с отдельными пассажами книги.
Можно не соглашаться с некоторыми оценками.
Можно указать на излишнюю порой категоричность
суждений (автор этой рецензии, между прочим, сам
подвергся критике на страницах монографии, за
что совсем не обижается, а даже польщен вниманием).
Однако главное состоит в том, что появление такой
книги для психологической науки очень важное
событие. Еще не было работы, в которой
методологическая концепция, посвященная
психологическим практикам, была представлена с
такой проработанностью и стройностью.
Хочется обратить внимание будущего читателя
этой книги на важный факт: человек, пишущий о
сложнейших методологических материях, сам
является хорошим практиком, ведущим тренинги и
консультации. А значит, эта работа — не плод
умозрительных рассуждений, а результат
кропотливого анализа собственного опыта.
Специалисты, интересующиеся основами
практической психологической деятельности,
получают в руки достойный рабочий инструмент.
Самый серьезный недостаток монографии — это ее
мизерный тираж. Тысяча экземпляров для России —
это даже не капля в море. Остается надеяться, что
следующее издание книги не замедлит появиться (и
в лучшем оформлении, и значительно большим
тиражом).
Игорь ВАЧКОВ |