Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК

И.Н. Карицкий
М., Челябинск: Социум, 2002

«Школьный психолог» не раз писал о значении понимания практиками научно-теоретических основ своей деятельности. Согласие с тезисом о том, что «самая лучшая практика — это хорошая теория», и побудило меня написать рецензию на весьма неординарную книгу И.Н. Карицкого.
Ее содержание (а еще больше — название) способно отпугнуть неискушенного читателя. Конечно, читать опусы типа «Как стать богатым и обольщать красавиц» значительно интересней, чем серьезные теоретические работы. Пуститься же в путешествие по непроходимым дебрям методологических рассуждений способен далеко не каждый. Это куда более рискованно, значительно менее увлекательно и точно не сулит овладения богатством и искусством обольщения (хотя, кто знает...).
Еще более рискует сам автор, взявшийся писать монографию о методологических проблемах психологии. Риск здесь не только в том, что во многих фундаментальных вопросах нашей науки все оказывается чрезвычайно запутанным, но и в том, что, рассуждая о таких вопросах, можно невзначай оскорбить кого-либо из научных мэтров, полагающих своей несомненной привилегией право на владение окончательной и бесспорной истиной. Особенно если сам автор мэтром не является.
И.Н. Карицкий — пока не мэтр. И это, по-моему, комплимент. Но у него хватает внутренней культуры (сказывается философское образование) и научной смелости (сказывается молодость) писать о том, о чем в нашей стране почти никто не писал — о методологических основаниях социально-психологических практик.
Стоя на позициях деятельностного подхода, автор предлагает концепцию, содержащую анализ социально-психологических практик, их модели, механизм образования видов, классификацию.
Можно спорить с отдельными пассажами книги. Можно не соглашаться с некоторыми оценками. Можно указать на излишнюю порой категоричность суждений (автор этой рецензии, между прочим, сам подвергся критике на страницах монографии, за что совсем не обижается, а даже польщен вниманием).
Однако главное состоит в том, что появление такой книги для психологической науки очень важное событие. Еще не было работы, в которой методологическая концепция, посвященная психологическим практикам, была представлена с такой проработанностью и стройностью.
Хочется обратить внимание будущего читателя этой книги на важный факт: человек, пишущий о сложнейших методологических материях, сам является хорошим практиком, ведущим тренинги и консультации. А значит, эта работа — не плод умозрительных рассуждений, а результат кропотливого анализа собственного опыта.
Специалисты, интересующиеся основами практической психологической деятельности, получают в руки достойный рабочий инструмент.
Самый серьезный недостаток монографии — это ее мизерный тираж. Тысяча экземпляров для России — это даже не капля в море. Остается надеяться, что следующее издание книги не замедлит появиться (и в лучшем оформлении, и значительно большим тиражом).

Игорь ВАЧКОВ