ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С ПОДРОСТКАМИ:
ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, ТЕСТЫ
И.С. Артюхова
М.: Первое сентября, 2003
Рецензировать книги друзей — занятие
наитруднейшее: велик соблазн о слабостях
умолчать, а достоинства преувеличить. Ирина
Артюхова, с которой нас связывают годы
сотрудничества в «Школьном психологе»,
значительно облегчает рецензенту его задачу:
главный повод для упрека лежит на поверхности и
обойти его невозможно, а достоинства настолько
очевидны, что преувеличивать их нет нужды.
Повод для придирки напрашивается сам собой. О
воспитании подростков написано уже столько, что
даже не верится: неужели автор претендует на
какое-то новое слово в решении этого вопроса?
Полагаю, ответ на сию придирку очень прост: ни на
что такое автор и не претендует. Зная Ирину как
человека вполне умеренных амбиций, могу
предположить, что она и не ставила своей задачей
создать нетленный трактат о психологии
подростка. Задача автора иная —
продемонстрировать конкретные методы и приемы
работы с подростками, ею разработанные и
опробованные.
Конечно, и обосновать свою позицию необходимо.
Этому и посвящен первый раздел с несколько
скучноватым названием «Актуальные проблемы
воспитания современных подростков», который
скорее констатирует некоторые витающие в
воздухе, а иногда уже и озвученные разными
авторами идеи, нежели претендует на какие-то
откровения. Зато уже здесь, во вводном разделе,
появляются описания практических методик, и это,
пожалуй, его самая интересная часть. Правда, этот
«идеологический» раздел занимает лишь пятую
часть книги, так что если никого и не воодушевит,
то и не утомит.
Вероятно, несколько лет чтения писем, приходящих
в «Школьный психолог», не прошли для Ирины даром.
А в 99 из 100 таких писем в той или иной форме
содержится одно и то же пожелание: «Вы бы
поменьше философствовали, мы это и сами умеем! (Ой-ли?
— С.С.) Лучше пишите четко и конкретно, по шагам, —
что и как делать». Газета не может не
прислушиваться к пожеланиям своих читателей,
хотя нет-нет да и робко заметит: «Мы свои задачи
понимаем несколько шире, а пошаговые инструкции
лучше искать в методической литературе».
Блестящий образец такой литературы и являет
собой новая книга. 4/5 ее содержания покрывают два
больших раздела: «Курс занятий по программе
воспитания подростков «Я и окружающий мир» (всего
21 занятие, сгруппированные в 4 блока) и
«Упражнения, игры, тесты» (игра «Раз-два-три»,
игра «Зеркало», игра «Ты мне нравишься» и т.п.).
Как говорил герой незабвенного Копеляна из
кинофильма «Интервенция»: «Вы хочете песен — их
есть у меня!» Вы спрашивали, что вам делать с
вашими подростками? Вот вам целый курс
развивающих занятий, да еще и целый веер игр,
которыми можно не без пользы развлекать
школьников. Берите и пользуйтесь! И никакой
философии!
Правда, психолог Артюхова хорошо понимает, что
вовсе без философии никак не обойтись. Просто она
ее ненавязчиво уложила в мозаику игр и занятий.
Потрудилась на славу! Не сомневаюсь, что дети, с
которыми она провела этот курс, много полезного
из него извлекли.
Что извлекут дети, с которыми будут заниматься
«по книжке Артюховой» — ей-богу, не знаю. Попадет
она в руки хорошего, умного человека, который
использует ее как полезную подсказку, — толк, не
сомневаюсь, будет. Попадет к аккуратному
ретранслятору, так тот и не заметит между строк
постылую философию. Остается лишь надежда на
детей — может, они заметят? А иначе — какой от
курса толк?
Сергей СТЕПАНОВ |