Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С ПОДРОСТКАМИ:
ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, ТЕСТЫ

И.С. Артюхова
М.: Первое сентября, 2003

Рецензировать книги друзей — занятие наитруднейшее: велик соблазн о слабостях умолчать, а достоинства преувеличить. Ирина Артюхова, с которой нас связывают годы сотрудничества в «Школьном психологе», значительно облегчает рецензенту его задачу: главный повод для упрека лежит на поверхности и обойти его невозможно, а достоинства настолько очевидны, что преувеличивать их нет нужды.
Повод для придирки напрашивается сам собой. О воспитании подростков написано уже столько, что даже не верится: неужели автор претендует на какое-то новое слово в решении этого вопроса?
Полагаю, ответ на сию придирку очень прост: ни на что такое автор и не претендует. Зная Ирину как человека вполне умеренных амбиций, могу предположить, что она и не ставила своей задачей создать нетленный трактат о психологии подростка. Задача автора иная — продемонстрировать конкретные методы и приемы работы с подростками, ею разработанные и опробованные.
Конечно, и обосновать свою позицию необходимо. Этому и посвящен первый раздел с несколько скучноватым названием «Актуальные проблемы воспитания современных подростков», который скорее констатирует некоторые витающие в воздухе, а иногда уже и озвученные разными авторами идеи, нежели претендует на какие-то откровения. Зато уже здесь, во вводном разделе, появляются описания практических методик, и это, пожалуй, его самая интересная часть. Правда, этот «идеологический» раздел занимает лишь пятую часть книги, так что если никого и не воодушевит, то и не утомит.
Вероятно, несколько лет чтения писем, приходящих в «Школьный психолог», не прошли для Ирины даром. А в 99 из 100 таких писем в той или иной форме содержится одно и то же пожелание: «Вы бы поменьше философствовали, мы это и сами умеем! (Ой-ли? — С.С.) Лучше пишите четко и конкретно, по шагам, — что и как делать». Газета не может не прислушиваться к пожеланиям своих читателей, хотя нет-нет да и робко заметит: «Мы свои задачи понимаем несколько шире, а пошаговые инструкции лучше искать в методической литературе».
Блестящий образец такой литературы и являет собой новая книга. 4/5 ее содержания покрывают два больших раздела: «Курс занятий по программе воспитания подростков «Я и окружающий мир» (всего 21 занятие, сгруппированные в 4 блока) и «Упражнения, игры, тесты» (игра «Раз-два-три», игра «Зеркало», игра «Ты мне нравишься» и т.п.).
Как говорил герой незабвенного Копеляна из кинофильма «Интервенция»: «Вы хочете песен — их есть у меня!» Вы спрашивали, что вам делать с вашими подростками? Вот вам целый курс развивающих занятий, да еще и целый веер игр, которыми можно не без пользы развлекать школьников. Берите и пользуйтесь! И никакой философии!
Правда, психолог Артюхова хорошо понимает, что вовсе без философии никак не обойтись. Просто она ее ненавязчиво уложила в мозаику игр и занятий. Потрудилась на славу! Не сомневаюсь, что дети, с которыми она провела этот курс, много полезного из него извлекли.
Что извлекут дети, с которыми будут заниматься «по книжке Артюховой» — ей-богу, не знаю. Попадет она в руки хорошего, умного человека, который использует ее как полезную подсказку, — толк, не сомневаюсь, будет. Попадет к аккуратному ретранслятору, так тот и не заметит между строк постылую философию. Остается лишь надежда на детей — может, они заметят? А иначе — какой от курса толк?

Сергей СТЕПАНОВ