ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ.
НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА
Эрик Мэш, Дэвид Вольф
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2003
Пожалуй, начну с конца. Общее впечатление,
оставшееся от книги, очень неплохое. Вызывает
недоумение только само название, поскольку к
детской патопсихологии она имеет весьма
косвенное отношение. Даже сами авторы уже с самых
первых страниц говорят о том, что данное
расширенное издание посвящено собственно
проблемам детской психопатологии. То есть
проблемам психиатрии детского возраста.
Книга довольно подробно описывает особенности
протекания тех или иных психических заболеваний
и особых состояний у детей (именно с точки зрения
клинической оценки и феноменологических
характеристик, специфичных для различных
вариантов психического дизонтогенеза). Кроме
того, она знакомит с наиболее современными
теоретическими представлениями о причинах и
механизмах тех или иных состояний.
Следует также отметить, что книга представляет
интерес не столько для специалистов в области
клинической или специальной психологии, а в
первую очередь (что кажется наиболее ценным) —
для специалистов смежных областей: педагогов,
дефектологов, логопедов и др.
Первые две главы знакомят с общими вопросами
детской психопатологии, в двух следующих
рассматриваются характер протекания
расстройств, методы их лечения, проблемы
постановки диагноза и другие околомедицинские
проблемы.
Но, начиная с пятой главы, авторы развернуто и
интересно обсуждают причины и механизмы
различных вариантов психических, в том числе и
психологических расстройств, анализируют
особенности расстройств поведения: непослушания,
дефицита внимания, гиперкинетического поведения.
Последнее очень важно, поскольку нечасто в
переводной, да и отечественной литературе
встретишь принципиально важное разведение
проблем дефицита внимания и собственно
гиперкинетических проблем (истинной
гиперактивности).
Большое внимание уделяется жестокому отношению
к детям как важному фактору, отягощающему общее
состояние ребенка.
Разделы об эмоциональных расстройствах
посвящены, в первую очередь, тревожности и
расстройствам настроения. В них также
поднимаются вопросы депрессии у детей и
подростков, рассказывается об особенностях ее
протекания в разном возрасте.
Достаточно большой по объему материал посвящен
«расстройствам развития и научения».
Рассматриваются не только специфические
проблемы обучения и умственной отсталости.
Достаточно подробно и «выпукло» представлены
варианты артистических расстройств, а также
специфика протекания эндогенных заболеваний. В
рамках этих разделов описаны и коммуникативные
нарушения, в том числе, как это ни удивительно для
нашей культуры, расстройства экспрессивной речи.
В книге также уделено достаточно большое
внимание нарушениям развития, связанным с
физическим здоровьем.
В целом можно сказать, что это очень хорошая, с
одной стороны популярная, с другой — грамотно
написанная книга. Она знакомит читателей с
представлениями, преобладающими в настоящее
время в западной психиатрии.
Наталья СЕМАГО |