Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ.
НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Эрик Мэш, Дэвид Вольф
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2003

Пожалуй, начну с конца. Общее впечатление, оставшееся от книги, очень неплохое. Вызывает недоумение только само название, поскольку к детской патопсихологии она имеет весьма косвенное отношение. Даже сами авторы уже с самых первых страниц говорят о том, что данное расширенное издание посвящено собственно проблемам детской психопатологии. То есть проблемам психиатрии детского возраста.
Книга довольно подробно описывает особенности протекания тех или иных психических заболеваний и особых состояний у детей (именно с точки зрения клинической оценки и феноменологических характеристик, специфичных для различных вариантов психического дизонтогенеза). Кроме того, она знакомит с наиболее современными теоретическими представлениями о причинах и механизмах тех или иных состояний.
Следует также отметить, что книга представляет интерес не столько для специалистов в области клинической или специальной психологии, а в первую очередь (что кажется наиболее ценным) — для специалистов смежных областей: педагогов, дефектологов, логопедов и др.
Первые две главы знакомят с общими вопросами детской психопатологии, в двух следующих рассматриваются характер протекания расстройств, методы их лечения, проблемы постановки диагноза и другие околомедицинские проблемы.
Но, начиная с пятой главы, авторы развернуто и интересно обсуждают причины и механизмы различных вариантов психических, в том числе и психологических расстройств, анализируют особенности расстройств поведения: непослушания, дефицита внимания, гиперкинетического поведения.
Последнее очень важно, поскольку нечасто в переводной, да и отечественной литературе встретишь принципиально важное разведение проблем дефицита внимания и собственно гиперкинетических проблем (истинной гиперактивности).
Большое внимание уделяется жестокому отношению к детям как важному фактору, отягощающему общее состояние ребенка.
Разделы об эмоциональных расстройствах посвящены, в первую очередь, тревожности и расстройствам настроения. В них также поднимаются вопросы депрессии у детей и подростков, рассказывается об особенностях ее протекания в разном возрасте.
Достаточно большой по объему материал посвящен «расстройствам развития и научения». Рассматриваются не только специфические проблемы обучения и умственной отсталости. Достаточно подробно и «выпукло» представлены варианты артистических расстройств, а также специфика протекания эндогенных заболеваний. В рамках этих разделов описаны и коммуникативные нарушения, в том числе, как это ни удивительно для нашей культуры, расстройства экспрессивной речи.
В книге также уделено достаточно большое внимание нарушениям развития, связанным с физическим здоровьем.
В целом можно сказать, что это очень хорошая, с одной стороны популярная, с другой — грамотно написанная книга. Она знакомит читателей с представлениями, преобладающими в настоящее время в западной психиатрии.

Наталья СЕМАГО