Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

МЫ НЕ ДЕЛИМСЯ
НА «НАШИХ» И «ВАШИХ»!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что один из показателей профессионализма психологической службы — насколько ее руководителям удается найти взаимопонимание с руководством региональной системы образования. О том, как эти отношения сложились в Ярославской области, я решила узнать у начальника областного департамента образования Татьяны СТЕПАНОВОЙ

Татьяна Александровна, как бы вы определили место психологической службы в системе образования области?

Прежде всего, психологическая служба — один из ведущих факторов, способствующих реализации планов модернизации образования. Ведь для этого необходимы не только финансовые, организационные и административные, но и психологические ресурсы.
Я убеждена в том, что в любых условиях вообще, а при модернизации образования особенно без психологической службы и центра «Ресурс» не справиться с возникающими проблемами и задачами.
Почему нам не обойтись без психологов? Хотя бы потому, что прежде чем начинать какое-то новое дело, надо подготовить к этому не только профессиональное педагогическое сообщество, но и общественное мнение. Можно сказать, что совместно с нашими психологами мы проводим PR-компанию по реализации «Основных направлений модернизации образования».
Наши психологи сами нашли свое место в образовательном процессе, органично вписавшись в саму систему образования. Мне вспоминается тяжелая ситуация четырехлетней давности, когда не платилась вовремя заработная плата, да и была она очень низкой. Не обеспечивался финансово и сам образовательный процесс.
Естественно, что в педагогических коллективах постоянно возникали напряженные ситуации. Но я знаю, что многие из них смягчались именно психологами, хотя мешка денег никто не привозил и никто ничего не обещал. Просто была умело поставлена работа с людьми.

Как бы вы определили характер взаимоотношений с психологической службой?
Вы партнеры?

Уже довольно долго между нами существует полное взаимопонимание. Когда нам нужна помощь психологов в решении тех или иных проблем — они помогают, и наоборот, когда Ирина Вениаминовна Кузнецова обращается с тем или иным вопросом — я всегда откликаюсь.
При этом наше взаимодействие не является разовым, спонтанным. Я бы назвала его стратегическим партнерством. В Программе развития образования Ярославской области на 2001–2005 гг. есть специальная подпрограмма «Психологическое обеспечение образования».
Нас объединяет очень многое, и мы прекрасно работаем вместе, осознавая значимость и роль каждой из сторон.

Неужели вы всегда соглашались с психологами?
Не было ли у вас каких-нибудь разногласий?

Мой опыт работы в системе образования сделал меня психологом. И если я вижу, что предлагается рациональная идея, то я ее принимаю. Я привыкла к тому, что наша психологическая служба работает на результат. Все начинания службы я, безусловно, осмысливаю и оцениваю, но все здравые позиции поддерживаются.

За что бы вы похвалили свою психологическую службу?

Прежде всего — за многоплановость работы. Специалисты службы сейчас работают во всех сферах деятельности нашей системы образования. Более того, их работа выходит за рамки чистой психологии.
Можно привести такой пример: у нас выпущено методическое пособие «Эффективное поведение на рынке труда». Это междисциплинарное издание, подготовку которого специалисты центра «Ресурс» взяли на себя и великолепно с этим справились.
Мы обсуждаем и стратегические вещи. У нас постоянно проходят семинары, например по разработке проектов образовательного пространства муниципального округа. И здесь психологи находят свое место, поскольку везде присутствует «человеческий фактор». При планировании чего-то нового очень важно предусмотреть ожидаемые результаты и социальные последствия для всех категорий: детей, родителей, педагогов.

Получается, что психологи выступают еще и как своеобразные аналитики?

Конечно, но не только как аналитики, но и как администраторы, консультанты, рецензенты. Все зависит от стоящей перед нами задачи и формы нашего общения. Если это семинар, то психологи могут выступать перед работниками департамента образования в качестве преподавателей. Если проходит круглый стол, они могут быть рецензентами или аналитиками.

А покритиковать их есть за что?

Критика вообще не мой метод. Если какие-то проблемы возникнут, то я найду другой способ взаимодействия. Да и критиковать психологов пока не за что. Я вижу, что в нашей области служба достаточно сильная.
Взять хотя бы ежегодные научно-практические конференции. Участвуя в их работе, я каждый раз удивляюсь тому интересу, который проявляют специалисты из других регионов. Уж откуда только к нам не приезжают — от Карелии до Владивостока! Причем люди с огромнейшим интересом обсуждают те вопросы, которые мы предлагаем.

Татьяна Александровна, говоря о психологах, вы имеете в виду только специалистов, которые работают в образовательных учреждениях и центрах?

Поскольку у нас в регионе формируется целостный образовательный комплекс, то и психологической службе присуще это качество. Она представляет единство практики, науки и управленческого потенциала.
У нас создан специальный координационный совет, куда вошли ученые из ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославской государственной медицинской академии, практики, специалисты из Института развития образования. Департамент образования там представляет мой заместитель — Ольга Игоревна Калугина, которая курирует вопросы психологии. У нас нет деления на «наших» и «ваших»!
Если нам нужна помощь в решении той или иной конкретной задачи, то мы знаем, что ее нам всегда окажут ученые. А если, например, ученым надо провести какие-то свои исследования, тогда наши практики всегда готовы подключиться и помочь.
Наш Совет ректоров высших учебных заведений поддерживает все начинания, и вполне естественно, что вся наука объединяется вокруг практической работы. Кстати, наш вице-губернатор Николай Павлович Воронин тоже психолог по образованию.

А какие проблемы есть у психологов?

Проблема одна — не хватает кадров. Получить психолога в село нереально, нетрудоустроенных специалистов у нас нет. Но и здесь есть выход: если в каждом селе пока нет возможности иметь психолога, то психологическая служба может существовать на уровне муниципального округа.
И вообще, если возникает проблема, то мы ее переводим в задачу и стараемся решить. Так, в прошлом году мы почувствовали, что нам нужен объединяющий документ, который стал бы своеобразной парадигмой психологического обеспечения в области. И у нас появился «Этический кодекс психолога Ярославской области».

Татьяна Александровна, а каким вы видите будущее областной психологической службы?

Я полагаю, что психологическую службу мы будем развивать и дальше, увеличивая ее численность. Уже говорилось, что психологов у нас не хватает. Я, например, считаю, что в школе, где больше 100 ребятишек, обязательно должен быть свой специалист.
Из цейтнота, который был в период становления, мы уже вышли. И поскольку сейчас, по нашему собственному определению, мы находимся в процессе качественного развития системы образования, то и роль психологической службы должна возрастать.
Мы недавно познакомились с очень интересным опытом в Бельгии. Нам понравилось, что там психологическое сопровождение ребенка начинается с момента его рождения. И это нормально.
Сейчас у нас создан творческий коллектив, который мы назвали ВНИК — временный научно-исследовательский коллектив по разработке психологического сопровождения ребенка в процессе его обучения, начиная с того момента, когда он пришел в дошкольное учреждение, и вплоть до окончания школы.
Параллельно должна быть разработана индивидуальная карта развития, где бы четко просматривалось формирование различных качеств личности ребенка как в процессе воспитания в детском дошкольном учреждении, так и во время обучения в школе, а при необходимости — даже в высшем учебном заведении.
Я полагаю, что мы с этой задачей справимся и будем такие карты широко внедрять. Ведь многих негативных поступков может и не быть, если вовремя понять и поддержать ребенка. При этом заниматься развитием личностных качеств должны не только педагоги и психологи. Хорошо, если к этому подключатся его родители и друзья.

Но ведь это очень трудоемкая работа...

У нас уже был опыт подобной работы в системе начального профессионального образования. Мы отказались от традиционных школьных характеристик, чтобы избавиться от стереотипной (часто негативной) оценки личности учащегося, и стали сами изучать его. Для этого была разработана специальная методика.
В течение первых месяцев учебы за ребенком наблюдали: какие качества у него сформированы, какие — нет.
Мы использовали самую простую вещь — шкалу с обозначениями качеств личности, которые должны быть сформированы, и уровень их оценки: низкий, средний и высокий.
Сложные методики мы применять не могли, поскольку психологов тогда было очень мало и эту работу выполнял либо мастер производственного обучения, либо преподаватель.
Мы отслеживали элементарные вещи: например, парень неаккуратен, немотивирован на учебу, невнимателен и так далее, и на основании наблюдений строили беседы и продумывали программу помощи.

Какие направления работы вы считаете особо перспективными для службы?

Когда по нашему заказу специалисты центра «Ресурс» делали анализ социально-психологического климата в коллективах образовательных учреждений, то поняли, что такую работу нельзя проводить в экстренном режиме, от случая к случаю. Да и аттестация образовательного учреждения проводится только по успеваемости учащихся, а это неправильно. Здесь нужен комплексный социальный и психолого-педагогический анализ образовательной среды учреждения.
Кроме того, психологи могут найти себя и в разработке новых образовательных стандартов. Сейчас требования к выпускнику пишутся попредметно, и часто они не соотнесены ни с закономерностями общего развития ребенка, ни с другими его особенностями. Это еще одно непаханое поле деятельности психологов — разработка механизма качественной оценки знаний выпускников образовательных учреждений.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА