Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


КОЛЛЕГИ

ГОРОДСКАЯ МОДЕЛЬ

Психологическая служба в муниципальной системе образования города Ярославля представлена довольно широко. Туда входят психологические службы дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, детских домов и школ-интернатов, учреждений дополнительного образования и, конечно, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (ППМС-центров).
Городская психологическая служба входит в структуру Городского центра развития образования. Для координации работы всех психологических служб образовательных учреждений и ППМС-центров в 2002 году Управлением образования мэрии города было принято положение о психологической службе муниципальной системы образования.
Городская служба работает в тесном контакте с Ярославским областным центром профориентации и психологической поддержки «Ресурс», Ярославским филиалом Российского психологического общества, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, комиссиями по делам несовершеннолетних мэрии и территориальных администраций, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры, органами опеки и попечительства.
В структуру службы входят несколько психологических центров: городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников, центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям «Доверие», центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Развитие».

5-1.gif (25172 bytes)

Центр диагностики и консультирования «Развитие» существует более 11 лет и состоит из двух основных подразделений: городской психолого-медико-педагогической комиссии (ГПМПК) и консультативно-диагностического отдела.
В функции ГПМПК входит раннее выявление проблем и оказание своевременной помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Совместно с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений ее сотрудники имеют возможность прослеживать динамику развития детей и подростков и определять эффективность коррекционно-развивающего обучения.
Дети с серьезными комплексными проблемами в развитии поступают в консультативно-диагностический отдел центра. Там они проходят углубленное комплексное обследование, а также пробное коррекционно-развивающее обучение. По результатам диагностики специалистами консультативно-диагностического отдела центра разрабатывается комплексная коррекционная программа развития и обучения, в которую также входит семейное и индивидуальное консультирование ребенка и его родителей.
По желанию родителей (или с их согласия) в образовательном учреждении, где обучается ребенок, проводится совместный психолого-медико-педагогический консилиум со специалистами центра, на котором вырабатывается совместная образовательно-воспитательная стратегия.

Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников вот уже более восьми лет проводит в общеобразовательных школах работу, которая направлена на приобщение школьников к здоровому образу жизни как основе для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья. Профилактическое направление является приоритетным в деятельности центра, поскольку учреждения здравоохранения, в результате проведенных реформ, сосредоточили усилия на лечебной работе.
В практике центра имеются два основных вида сопровождения: системно-ориентированное и индивидуально-ориентированное, каждый из которых решает свои задачи.
Системно-ориентированное сопровождение включает фронтальную профилактическую работу со школьниками и разъяснительную работу с педагогическими коллективами школ и родителями школьников. Проводятся также и совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения.
Индивидуально-ориентированное сопровождение решает задачи оказания помощи конкретным детям и имеет несколько направлений: психологическое консультирование, медицинское консультирование и мониторинг здоровья школьников.
Консультативная деятельность центра имеет два направления: психологическое и медицинское. Психологическое консультирование направлено на оказание помощи детям и их родителям в решении самых разных проблем. Поскольку основой психического здоровья является полноценное возрастное развитие, считают сотрудники центра, то следует своевременно помочь школьникам решить проблемы их возраста (общение с ровесниками, дружба и любовь, взаимоотношения с родителями).
Медицинское консультирование школьников ставит задачу профилактики и первичной диагностики дисфункций и заболеваний. Более углубленное обследование и лечение проводится в муниципальных лечебных учреждениях города, с которыми центр заключает договоры и составляет перспективные планы совместной работы.

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям «Доверие» существует 12 лет. Одной из важнейших программ, реализуемых центром, является обучающая программа «Здоровье и безопасность» для учащихся 3–10-х классов. Программа носит познавательно-развивающий характер и ориентирована на проблемы личностного развития учащихся, учитывает их реальные потребности и уровень психоэмоционального развития.
Другие программы центра — «Я выбираю мир», «Лидер», «Фемида», «Милосердие» — осуществляются по заявкам образовательных учреждений или через деятельность внеклассного объединения подростков «От сердца к сердцу».
Специалисты отделения диагностики и консультирования осуществляют сопровождение ребенка в решении его проблемы, оказывая ему социально-психологическую, медицинскую и правовую помощь. Суть идеи сопровождения состоит в комплексном подходе: специалист службы сопровождения координирует деятельность ребенка, педагогов и родителей. При этом основная задача сопровождения — научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно.
Специалисты центра регулярно проводят социально-психологические исследования, цель которых — планирование дальнейшей деятельности центра, а также информирование администраторов, педагогов и родителей о тенденциях развития молодежной субкультуры. Примером такого исследования является мониторинг распространенности «вредных привычек» (курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ).
При центре существует подростковое объединение «От сердца к сердцу», основными задачами которого являются: психологическая поддержка сверстников в трудных ситуациях через подростковый телефон доверия, подростковый театр миниатюр «Ступени», общественные группы «Лидер», «Фемида» и «Милосердие», досуговые программы для добровольцев (клуб для подростков).

Центр диагностики и консультирования «Гармония» (а ему более десяти лет) в последние годы ориентируется на работу с подростками.
Это объясняется не только тем, что эта возрастная категория наиболее нуждается в психологической помощи, но тем, что подростки в силу возрастных особенностей (активное формирование самосознания, гибкость самооценки) являются наиболее готовыми к принятию психологических знаний. Кроме того, в этом возрасте психолог может воздействовать на ребенка непосредственно, а не опосредованно, меняя установки и позицию родителя или учителя.
В центре «Гармония» помощь осуществляется, главным образом, через индивидуальные формы работы, в ходе которой совместно с ребенком анализируются переживания им страхов, ошибок, его реакция на успех, неудачу и т.п.
Кроме того, здесь разработаны групповые обучающие программы для детей различного возраста.

Психологическая служба детско-юношеского центра «Лад» оказывает психологическую помощь детям от 4 до 18 лет. Для каждого возрастного периода предлагается комплекс психолого-педагогических услуг. Например, для дошкольников и их родителей психологическая служба предлагает несколько вариантов развивающе-коррекционных программ.
Программа «Развитие» рассчитана на детей 5–7 лет, не посещающих детский сад. Поэтому она включает основные знания, которые дети получают в дошкольных учреждениях, и таким образом компенсирует пробелы в интеллектуальном и социальном развитии детей в условиях семьи. Дети обучаются в группе в течение 8–9 месяцев (2–3 раза в неделю). Существует практика двухгодичной формы обучения.
Другая программа — «Эмоционально-личностное развитие детей в соответствии с возрастными особенностями» предусматривает участие родителей в проведении совместных занятий с детьми, семинары-практикумы по актуальным вопросам воспитания, индивидуальное консультирование родителей по волнующей проблеме в развитии и воспитании ребенка. Курс состоит в среднем из 30 занятий, которые проводятся один раз в неделю.

Для оказания помощи в разрешении эмоционально-личностных трудностей имеется программа «Возможности арт-терапии в эмоционально-личностной коррекции детей 10–13 лет». Во многих случаях в качестве причин дезадаптации ребенка обнаруживаются нарушения системы отношений в семье, отсутствие принятия ребенка, нехватка «безусловной» любви, неблагоприятные условия окружающей обстановки.
Во всех этих случаях от психолога требуется создать для ребенка условия, при которых появляется возможность для развития подлинного Я, формирования зрелой личности. Всем этим требованиям соответствует комплекс психокоррекционных методик: игровая терапия, арт-терапевтические приемы, направленная фантазия с элементами символдрамы.
Помимо индивидуальной коррекции, в качестве важного поддерживающего средства используются детско-родительские группы. Такие занятия предоставляют родителям возможность приобретения нового эмоционального и физического опыта взаимодействия в семье. Родители, кроме того, осознают ограничения или нарушения своего общения с ребенком, учатся принимать его, насыщают эмоционально-теплыми переживаниями.
Психологи службы используют разнообразные формы работы с данной возрастной категорией: группы общения, диспуты, ток-шоу, деловые игры, сотрудничество с районным советом старшеклассников, молодежным объединением «Лидер», семинары-практикумы с педагогами, родителями, специалистами служб, занимающихся проблемами молодежи.
Для старшеклассников существует программа формирования уверенного и ответственного поведения. Она рассчитана на подростков 14–17 лет, которые занимаются по ней 3–4 месяца.

Психологическая служба Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям Дзержинского района работает с детьми, основной проблемой которых являются отставание в психическом развитии и последствия жестокого или попустительского воспитания в семье.
Сотрудниками психологической службы проводится групповая и индивидуальная психологическая реабилитация: с детьми дошкольного возраста — игровая психотерапия, а с ребятами школьного возраста — коррекция эмоционально-личностной сферы, направленная на повышение самооценки, снятие тревожности, агрессивности, обучение навыкам эффективного общения, устранение чувства неуверенности в себе, формирование доверия к людям. В работе используются элементы арт-терапии, сказкотерапии, драмотерапии.
Психологическая служба проводит работу для сотрудников центра по устранению профессионального выгорания. В ходе этой работы ведутся психотренинговые занятия по программе «Уроки психологической компетентности».

Городской психологической службой проводилось исследование по выяснению потребностей психологов образовательных учреждений. По результатам опросов психологов школ, дошкольных образовательных учреждений, школ-интернатов было выявлено, что 100% из них постоянно нуждаются в обмене опытом, а у 80% наблюдается потребность в консультации опытного специалиста. Половина опрошенных хочет регулярно знакомиться с новой литературой по психологии, а у 80% есть желание самим участвовать в семинарах.
Перспективы своего развития психологи видят в повышении квалификации, в освоении новых психологических техник и технологий, программ, в разработке методических пособий. Поэтому ближайшей задачей городской психологической службы является не только методическая работа, но и создание условий для живого профессионального общения в профессиональной среде.

Валентина МАЛЮТИНА,
заместитель начальника
управления образования
мэрии г. Ярославля,
Анна МАСКОВА,
координатор психологической службы
Управление образования
мэрии г. Ярославля