Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ
об областной службе практической психологии
в системе образования Ярославской области

I. Общие положения

1.1. Служба практической психологии в системе образования Ярославской области (далее — Служба) является частью системы образования Ярославской области.
1.2. В состав областной службы практической психологии входят службы практической психологии образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психологические центры органов управления образованием всех уровней, специалисты, занимающиеся управлением и обеспечением деятельности первичных служб практической психологии образования и центров на муниципальном и областном уровне.
1.3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению. Способствует обеспечению прогрессивного психического развития детей и подростков, развитию их способностей, склонностей, сохранению психического здоровья, осуществляет профилактику возможных отклонений. Способствует профессиональному и личностному совершенствованию педагогов и администрации учреждений образования.
1.4. Служба способствует развитию образовательных учреждений и созданию в них психологически комфортных условий обучения и воспитания. Формирует устойчивые стереотипы здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
1.5. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских нормативно-правовых актов и законов, направленных на обеспечение защиты и развития детей. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Департамента образования Администрации Ярославской области, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, положениями и уставами соответствующих структур Службы, этическим кодексом психолога образования.
1.6. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования области, муниципальных образований Ярославской области, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность Службы.
1.7. Служба работает в тесном контакте с Ярославским филиалом Российского психологического общества, Ярославским государственным университетом им. П.Г. Демидова, Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского, комиссиями по делам несовершеннолетних мэрии и территориальных администраций, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры, органами опеки и попечительства, службой занятости населения.

II. Основные цели,
задачи и содержание работы службы

2.1. Главной целью Службы является обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.
2.2. Задачами Службы практической психологии образования являются:
· содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;
· создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому ребенку через работу с педагогами;
· осуществление психологического сопровождения развития детей и подростков;
· профилактика и участие в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
· содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни;
· содействие учащимся в выборе профессионального и образовательного маршрута;
· содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, в формировании у детей принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
· содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
· участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
· участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий обеспечения преемственности процесса образования.
2.3. Основные направления деятельности Службы:
· психологическое просвещение, повышение социально-психологической компетенции;
· психологическая профилактика;
· психологическая диагностика;
· психологическая коррекция;
· психологическое консультирование.

III. Структура службы

3.1. Функционирование Службы практической психологии образования осуществляется на трех уровнях:
— первичном,
— муниципальном,
— областном.
3.2. Первичный уровень
Службы практической психологии образовательных учреждений являются основными структурными подразделениями областной службы практической психологии, осуществляющими работу с детьми, родителями, педагогическим персоналом и администрацией образовательных учреждений.
Службы практической психологии образовательных учреждений могут быть представлены как отдельными психологами (одним или более), являющимися сотрудниками данного учреждения, так и психологическими лабораториями, службами и т.п., являющимися структурными подразделениями учреждения.
Службы практической психологии образовательных учреждений создаются:
· в детских дошкольных учреждениях (общих и специальных);
· в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях и др.);
· во вспомогательных школах, школах для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
· в детских домах и школах-интернатах;
· в учреждениях дополнительного образования;
· в образовательных учреждениях профессионального образования.
Службы практической психологии образовательных учреждений осуществляют психологическое сопровождение развития детей и молодежи; оказывают детям, родителям, педагогам, администрации психологическую и социально-психологическую помощь; проводят профилактическую работу и работу по первичной психологической коррекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родителей в специальные подразделения службы и другие организации; осуществляют скрининговую оценку психологической атмосферы классов и учебных групп, психологического состояния детей; выявляют детей со школьными и социальными дезадаптациями, а также выполняют другие виды работ, связанных с психологическим обеспечением образовательного процесса в учреждении.
Городские центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи являются самостоятельными подразделениями Службы практической психологии образования, обладающими статусом муниципальных учреждений.
В функции городских центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям входит:
— оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;
— оказание консультативной помощи детям, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам образовательных учреждений по различным вопросам;
— оказание методической и организационной помощи образовательным учреждениям по вопросам реабилитационно-коррекционной работы с учащимися.
3.3. Муниципальный уровень
В городах и муниципальных округах Ярославской области с учетом реальных потребностей города (округа) и обеспеченности специалистами соответствующей квалификации создаются учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи, методические объединения педагогов-психологов:
Службы практической психологии муниципальных образований Ярославской области создаются на правах подразделения соответствующего органа управления образованием либо входят в структуру соответствующих методических служб при этих органах управления. Службы муниципального уровня ведут работу с психологами образовательных учреждений, организуют их деятельность по профессиональной линии, участвуют в работе по повышению квалификации специалистов, содействуют обмену опытом между психологами, имеют образцы оснащения рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, создают методические объединения педагогов-психологов. Консультируют по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивают проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведут работу по психолого-педагогическому просвещению участников образовательного процесса.
Методические объединения (далее МО) педагогов-психологов создаются при муниципальных центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи или, в отсутствие таковых, при соответствующих структурах образования (кабинетах, консультационных центрах). МО возглавляется руководителем. Руководитель МО утверждается приказом руководителя муниципального органа управления образованием на основании решения членов МО и согласования этого решения со службой практической психологии образования более высокого уровня. Содержанием работы МО является:
— участие в подготовке координационных планов и программ развития психологического обеспечения в образовании, в определении тактики и стратегии развития системы образования на муниципальном уровне;
— обобщение опыта и организация обмена опытом между специалистами;
— обеспечение профессионального роста практических психологов;
— организация взаимодействия специалистов;
— обеспечение согласованности действий специалистов.
3.4. Областной уровень
Областной научно-методический совет
При департаменте образования Администрации Ярославской области создается научно-методический совет, главной задачей которого является анализ и координация работы служб практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методической помощи.
Научно-методический совет выполняет следующие функции:
· участвует в разработке региональных программ развития образования и программ развития службы практической психологии образования, вырабатывает предложения по тактике и стратегии развития областной службы практической психологии образования;
· анализирует состояние и эффективность деятельности служб практической психологии образования разного уровня, осуществляет экспертизу их деятельности, выявляет проблемы, требующие текущего и перспективного решения, и вырабатывает на этой основе предложения для решений департамента;
· участвует в координации работы по подготовке и повышению квалификации кадров для работы в службе практической психологии образования, готовит рекомендации для различных уровней и структур, ведущих подготовку кадров;
· оказывает помощь в выстраивании процесса взаимодействия специалистов службы практической психологии образования со специалистами других ведомств;
· участвует в подготовке материалов для областных конференций по психологическому обеспечению образования;
· осуществляет психологическую экспертизу инновационных проектов, программ, средств и методов учебно-воспитательной работы;
· осуществляет экспертизу и рекомендует к использованию в практической деятельности методические материалы (методики, технологии, программы и т.д.) в области психологического обеспечения образования;
· участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие службы, и контроле за их использованием.
В научно-методический совет в качестве постоянных членов входят руководители подразделений Службы, ведущие специалисты этих подразделений и в качестве приглашенных членов — представители заинтересованных ведомств, учреждений и организаций (в том числе и негосударственных), общественных и религиозных организаций.
При научно-методическом совете могут создаваться группы экспертов из числа ведущих ученых и специалистов по отдельным вопросам и проблемам функционирования и развития службы: подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-методическое обеспечение и др.

Функции областного центра службы практической психологии образования осуществляет Государственное учреждение дополнительного образования Ярославский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения «Ресурс» (далее — центр «Ресурс») — подразделение областной Службы, руководящее по профессиональной линии деятельностью службы практической психологии образования.
Для реализации данной функции центр «Ресурс» осуществляет следующие направления деятельности:
· участвует в подготовке координационных планов и программ развития психологического обеспечения в образовании, участвует в определении тактики и стратегии развития системы образования Ярославской области;
· осуществляет научно-методическое обеспечение Службы: проводит анализ научных и практических достижений в области психологического обеспечения образования, осуществляет взаимодействие с ведущими службами практической психологии России и др. стран, подготавливает обзоры, организует (совместно с кафедрами ИРО) работу стажировочных площадок, методических консультаций и семинаров для практических психологов, осуществляет разработку необходимой для деятельности службы практической психологии образования документации;
· осуществляет организационное сопровождение деятельности областного научно-методического совета;
· осуществляет информационно-методическое обеспечение деятельности Службы, проводит сбор, анализ и обобщение данных о состоянии психологического обеспечения учебно-воспитательной среды, обобщение передового опыта работы психологов Ярославской области, создание фонда научно-методических материалов, видеотеки, баз данных, компьютерных информационно-поисковых систем и технологий;
· осуществляет информационно-методическое обслуживание: организует работу областного информационно-методического банка «Психологические ресурсы образования», осуществляет выпуск информационных листов и проспектов, освещает деятельность психологической службы образования в средствах массовой информации;
· оказывает методическую помощь вновь создаваемым и реорганизуемым службам практической психологии образования области: по вопросам разработки документации, консультирования по вновь создаваемым образовательным программам и проектам;
· обеспечивает органы управления образованием аналитической информацией о состоянии службы практической психологии образования: проводит систематические исследования проблем службы практической психологии образования.
Центр «Ресурс» действует преимущественно на бюджетной основе. При центре могут создаваться психолого-педагогические консультации, стационары и полустационары различного типа, стажировочные и экспериментальные площадки, временные научные коллективы и творческие группы для решения проблем в соответствии с потребностями региона. Создаваемые при центре подразделения могут финансироваться на бюджетной, смешанной и коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др.
Центр «Ресурс» имеет полиграфическую базу для выпуска информационно-справочных, нормативных и методических материалов, периодических изданий (информационных выпусков) по основным направлениям деятельности.
Для качественного выполнения указанных функций центр «Ресурс» взаимодействует с ведущими специалистами вузов, центров практической психологии и других организаций, занимающихся данными вопросами.

Государственное образовательное учреждение Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр помощи детям» (далее — «Центр помощи детям») в рамках подразделения областной службы практической психологии, осуществляет следующие направления деятельности:
· оказывает методическую помощь образовательным учреждениям, занимающимся диагностикой, коррекцией и реабилитацией детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
· консультирует психологов, педагогов по вопросам обучения, воспитания, диагностики, коррекции, социальной реабилитации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
· организует постоянно действующие семинары и стажировки для педагогов-психологов, учителей-дефектологов образовательных учреждений;
· осуществляет разработку методических рекомендаций и программ дополнительного образования и внеклассной коррекционно-развивающей работы и содействие специалистам по внедрению методических разработок в практику;
· осуществляет экспертизу деятельности районных, городских и школьных психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов);
· оказывает индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую, социальную, правовую и медицинскую помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;
· осуществляет установление прав ребенка на специальное образование и определение типа учебно-воспитательного учреждения и условий воспитания, оптимальных для данного ребенка;
· осуществляет организацию коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения детей для углубленной диагностики, пробного обучения или подготовки к обучению и других форм социальной реабилитации.
В состав «Центра помощи детям» входит научно-исследовательская лаборатория специального (коррекционного) образования, целью деятельности которой является создание модели и разработка механизмов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне региональной системы образования.
Для качественного выполнения указанных функций «Центр помощи детям» взаимодействует с ведущими специалистами Института коррекционной педагогики Российской академии образования, факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, других вузов и центров практической психологии.

ГОУ ЯО Институт развития образования (далее — ГОУ ЯО ИРО), имея в своем составе кафедры, лаборатории, используя научный потенциал ведущих специалистов вузов и центров практической психологии г. Ярославля и области, реализует следующие функции:
· организует и осуществляет деятельность по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области психологии;
· осуществляет деятельность по повышению квалификации практических психологов образования;
· участвует в обобщении опыта работы служб практической психологии образования области;
· участвует в осуществлении психологической экспертизы учебных программ, дидактических материалов, проектов;
· осуществляет организацию и участие в исследовательских программах областного уровня, научно-методической и экспериментальной работе;
· принимает участие в организации стажерской практики психологов образования;
· осуществляет методическое консультирование специалистов психологических центров и служб.

Центр оценки и контроля качества образования (далее — ЦОиККО), имея в своем составе собственную психологическую службу, квалификационные и экспертные комиссии по аттестации работников службы практической психологии образования Ярославской области, входит в систему областной службы практической психологии.
Деятельность психологической службы ЦОиККО направлена на психологическое сопровождение аттестации образовательных учреждений и специалистов-психологов. Квалификационные и экспертные комиссии по аттестации работников службы практической психологии образования реализуют следующие функции:
· осуществляют аттестацию психологов образования на высшую квалификационную категорию;
· осуществляют экспертизу деятельности психологов, претендующих на получение высшей категории.
Деятельность комиссий осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, департамента образования Администрации Ярославской области.

IV. Управление службой

Управление Службой в системе образования осуществляется по административной и профессиональной линиям.
4.1. Руководители образовательных учреждений осуществляют административное управление деятельностью службы практической психологии конкретного учреждения, ее финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными документами Службы.
4.2. Административное управление муниципальными службами практической психологии образования осуществляется муниципальными органами управления образованием. Координацией деятельности, материальным и научно-методическим обеспечением первичных служб занимается руководитель (специалист) органа управления образованием, курирующий вопросы психологического обеспечения образования, основными функциями которого являются:
— участие в планировании деятельности служб практической психологии образовательных учреждений района, в определении тактики и стратегии развития системы психологического обеспечения образования на муниципальном уровне;
— организация контроля и анализа деятельности служб практической психологии образовательных учреждений района;
— координация деятельности служб практической психологии района: организация из взаимодействия;
— содействие повышению эффективности деятельности методического объединения психологов;
— оказание необходимой помощи руководителям служб практической психологии образовательных учреждений в укреплении материально-технической базы (оснащение, оборудование, учебно-методическая литература) рабочих кабинетов психологов образовательных учреждений и центров.
4.3. Административное управление службой практической психологии образования на областном уровне осуществляется департаментом образования Администрации Ярославской области.
4.4. При департаменте образования Администрации Ярославской области создается научно-методический совет. Решения научно-методического совета утверждаются директором департамента образования Администрации Ярославской области.
4.5. Управление Службой на областном уровне по профессиональной линии осуществляет ГУ дополнительного образования Ярославский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения «Ресурс».