ПОЛОЖЕНИЕ
об областной службе практической психологии
в системе образования Ярославской области
I. Общие положения
1.1. Служба практической психологии в системе
образования Ярославской области (далее — Служба)
является частью системы образования Ярославской
области.
1.2. В состав областной службы практической
психологии входят службы практической
психологии образовательных учреждений всех
типов, образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи (ППМС-центры), психологические центры
органов управления образованием всех уровней,
специалисты, занимающиеся управлением и
обеспечением деятельности первичных служб
практической психологии образования и центров
на муниципальном и областном уровне.
1.3. Служба оказывает содействие формированию
развивающего образа жизни обучающихся,
воспитанников, их индивидуальности на всех
этапах непрерывного образования, развитию у
обучающихся, воспитанников творческих
способностей, созданию позитивной мотивации к
обучению. Способствует обеспечению
прогрессивного психического развития детей и
подростков, развитию их способностей,
склонностей, сохранению психического здоровья,
осуществляет профилактику возможных отклонений.
Способствует профессиональному и личностному
совершенствованию педагогов и администрации
учреждений образования.
1.4. Служба способствует развитию образовательных
учреждений и созданию в них психологически
комфортных условий обучения и воспитания.
Формирует устойчивые стереотипы здорового
образа жизни у всех участников образовательного
процесса.
1.5. Работа Службы основывается на строгом
соблюдении международных и российских
нормативно-правовых актов и законов,
направленных на обеспечение защиты и развития
детей. В своей деятельности Служба
руководствуется законодательством Российской
Федерации в области образования, нормативными
документами и актами, приказами, инструкциями
Департамента образования Администрации
Ярославской области, Положением о службе
практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, Положением о
профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации,
положениями и уставами соответствующих структур
Службы, этическим кодексом психолога
образования.
1.6. Деятельность Службы и отдельных ее
подразделений финансируется за счет бюджета
образования области, муниципальных образований
Ярославской области, а также за счет целевых
выплат на создание и деятельность Службы.
1.7. Служба работает в тесном контакте с
Ярославским филиалом Российского
психологического общества, Ярославским
государственным университетом им. П.Г. Демидова,
Ярославским государственным педагогическим
университетом им. К.Д. Ушинского, комиссиями
по делам несовершеннолетних мэрии и
территориальных администраций, учреждениями
здравоохранения, органами внутренних дел и
прокуратуры, органами опеки и попечительства,
службой занятости населения.
II. Основные цели,
задачи и содержание работы службы
2.1. Главной целью Службы является обеспечение
психологического благополучия участников
образовательного процесса, а именно: создание
условий для формирования жизнеспособного
человека с учетом его индивидуальных,
половозрастных и других особенностей.
2.2. Задачами Службы практической психологии
образования являются:
· содействие полноценному личностному
и интеллектуальному развитию детей на каждом
возрастном этапе, содействие формированию у них
способности к саморазвитию, самоопределению,
самореализации;
· создание условий для обеспечения
индивидуального и личностного подхода к каждому
ребенку через работу с педагогами;
· осуществление психологического
сопровождения развития детей и подростков;
· профилактика и участие в преодолении
отклонений в интеллектуальном и личностном
развитии ребенка;
· содействие в приобретении учащимися,
воспитанниками образовательных учреждений
психологических знаний, умений и навыков,
необходимых для получения профессии, построения
карьеры, достижения успеха в жизни;
· содействие учащимся в выборе
профессионального и образовательного маршрута;
· содействие педагогическим работникам,
родителям (законным представителям) в воспитании
обучающихся, воспитанников, в формировании у
детей принципов взаимопомощи, толерантности,
милосердия, ответственности и уверенности в себе,
способности к активному взаимодействию без
ущемления прав и свобод другой личности;
· содействие педагогическому
коллективу в гармонизации социально-психологического
климата в образовательном учреждении;
· психологическое обеспечение
образовательных программ с целью адаптации их
содержания и способов освоения к
интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям обучающихся и воспитанников;
· участие в комплексной психолого-педагогической
экспертизе профессиональной деятельности
специалистов образовательных учреждений,
образовательных программ и проектов, учебно-методических
пособий;
· участие в подготовке и создании
психолого-педагогических условий обеспечения
преемственности процесса образования.
2.3. Основные направления деятельности Службы:
· психологическое просвещение,
повышение социально-психологической
компетенции;
· психологическая профилактика;
· психологическая диагностика;
· психологическая коррекция;
· психологическое консультирование.
III. Структура службы
3.1. Функционирование Службы практической
психологии образования осуществляется на трех
уровнях:
— первичном,
— муниципальном,
— областном.
3.2. Первичный уровень
Службы практической психологии образовательных
учреждений являются основными структурными
подразделениями областной службы практической
психологии, осуществляющими работу с детьми,
родителями, педагогическим персоналом и
администрацией образовательных учреждений.
Службы практической психологии
образовательных учреждений могут быть
представлены как отдельными психологами (одним
или более), являющимися сотрудниками данного
учреждения, так и психологическими
лабораториями, службами и т.п., являющимися
структурными подразделениями учреждения.
Службы практической психологии образовательных
учреждений создаются:
· в детских дошкольных учреждениях (общих
и специальных);
· в общеобразовательных учреждениях (школах,
гимназиях, лицеях и др.);
· во вспомогательных школах, школах для
детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
· в детских домах и школах-интернатах;
· в учреждениях дополнительного
образования;
· в образовательных учреждениях
профессионального образования.
Службы практической психологии образовательных
учреждений осуществляют психологическое
сопровождение развития детей и молодежи;
оказывают детям, родителям, педагогам,
администрации психологическую и социально-психологическую
помощь; проводят профилактическую работу и
работу по первичной психологической коррекции и
реабилитации, при необходимости направляя детей
и родителей в специальные подразделения службы и
другие организации; осуществляют скрининговую
оценку психологической атмосферы классов и
учебных групп, психологического состояния детей;
выявляют детей со школьными и социальными
дезадаптациями, а также выполняют другие виды
работ, связанных с психологическим обеспечением
образовательного процесса в учреждении.
Городские центры психолого-педагогической
и медико-социальной помощи являются
самостоятельными подразделениями Службы
практической психологии образования,
обладающими статусом муниципальных учреждений.
В функции городских центров психолого-педагогической
и медико-социальной помощи детям входит:
— оказание индивидуально-ориентированной
педагогической, психологической, социальной,
правовой и медицинской помощи детям и подросткам,
имеющим проблемы в обучении, развитии и
социальной адаптации;
— оказание консультативной помощи детям,
родителям (законным представителям) и
педагогическим работникам образовательных
учреждений по различным вопросам;
— оказание методической и организационной
помощи образовательным учреждениям по вопросам
реабилитационно-коррекционной работы с
учащимися.
3.3. Муниципальный уровень
В городах и муниципальных округах Ярославской
области с учетом реальных потребностей города (округа)
и обеспеченности специалистами соответствующей
квалификации создаются учреждения психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, методические
объединения педагогов-психологов:
— Службы практической
психологии муниципальных образований
Ярославской области создаются на правах
подразделения соответствующего органа
управления образованием либо входят в структуру
соответствующих методических служб при этих
органах управления. Службы муниципального
уровня ведут работу с психологами
образовательных учреждений, организуют их
деятельность по профессиональной линии,
участвуют в работе по повышению квалификации
специалистов, содействуют обмену опытом между
психологами, имеют образцы оснащения рабочих
мест психологов образовательных учреждений
необходимыми материалами для проведения
диагностической, коррекционной и других видов
работ, создают методические объединения
педагогов-психологов. Консультируют по
различным психолого-педагогическим вопросам
администрацию учебно-воспитательных учреждений,
обеспечивают проведение различных форм
психологической работы с педагогами. Ведут
работу по психолого-педагогическому просвещению
участников образовательного процесса.
— Методические объединения
(далее МО) педагогов-психологов создаются при
муниципальных центрах психолого-педагогической
и медико-социальной помощи или, в отсутствие
таковых, при соответствующих структурах
образования (кабинетах, консультационных
центрах). МО возглавляется руководителем.
Руководитель МО утверждается приказом
руководителя муниципального органа управления
образованием на основании решения членов МО и
согласования этого решения со службой
практической психологии образования более
высокого уровня. Содержанием работы МО является:
— участие в подготовке координационных планов и
программ развития психологического обеспечения
в образовании, в определении тактики и стратегии
развития системы образования на муниципальном
уровне;
— обобщение опыта и организация обмена опытом
между специалистами;
— обеспечение профессионального роста
практических психологов;
— организация взаимодействия специалистов;
— обеспечение согласованности действий
специалистов.
3.4. Областной уровень
Областной научно-методический
совет
При департаменте образования
Администрации Ярославской области создается
научно-методический совет, главной задачей
которого является анализ и координация работы
служб практической психологии образования и
оказание им организационной и научно-методической
помощи.
Научно-методический совет выполняет следующие
функции:
· участвует в разработке региональных
программ развития образования и программ
развития службы практической психологии
образования, вырабатывает предложения по
тактике и стратегии развития областной службы
практической психологии образования;
· анализирует состояние и
эффективность деятельности служб практической
психологии образования разного уровня,
осуществляет экспертизу их деятельности,
выявляет проблемы, требующие текущего и
перспективного решения, и вырабатывает на этой
основе предложения для решений департамента;
· участвует в координации работы по
подготовке и повышению квалификации кадров для
работы в службе практической психологии
образования, готовит рекомендации для различных
уровней и структур, ведущих подготовку кадров;
· оказывает помощь в выстраивании
процесса взаимодействия специалистов службы
практической психологии образования со
специалистами других ведомств;
· участвует в подготовке материалов для
областных конференций по психологическому
обеспечению образования;
· осуществляет психологическую
экспертизу инновационных проектов, программ,
средств и методов учебно-воспитательной работы;
· осуществляет экспертизу и
рекомендует к использованию в практической
деятельности методические материалы (методики,
технологии, программы и т.д.) в области
психологического обеспечения образования;
· участвует в распределении
дополнительных денежных средств, поступающих на
развитие службы, и контроле за их использованием.
В научно-методический совет в качестве
постоянных членов входят руководители
подразделений Службы, ведущие специалисты этих
подразделений и в качестве приглашенных членов
— представители заинтересованных ведомств,
учреждений и организаций (в том числе и
негосударственных), общественных и религиозных
организаций.
При научно-методическом совете могут
создаваться группы экспертов из числа ведущих
ученых и специалистов по отдельным вопросам и
проблемам функционирования и развития службы:
подготовка и повышение квалификации кадров,
информационно-методическое обеспечение и др.
Функции областного центра
службы практической психологии образования
осуществляет Государственное
учреждение дополнительного образования
Ярославский областной центр профориентации
молодежи и психологической поддержки населения
«Ресурс» (далее — центр «Ресурс») —
подразделение областной Службы, руководящее по
профессиональной линии деятельностью службы
практической психологии образования.
Для реализации данной функции центр «Ресурс»
осуществляет следующие направления
деятельности:
· участвует в подготовке
координационных планов и программ развития
психологического обеспечения в образовании,
участвует в определении тактики и стратегии
развития системы образования Ярославской
области;
· осуществляет научно-методическое
обеспечение Службы: проводит анализ научных и
практических достижений в области
психологического обеспечения образования,
осуществляет взаимодействие с ведущими службами
практической психологии России и др. стран,
подготавливает обзоры, организует (совместно с
кафедрами ИРО) работу стажировочных площадок,
методических консультаций и семинаров для
практических психологов, осуществляет
разработку необходимой для деятельности службы
практической психологии образования
документации;
· осуществляет организационное
сопровождение деятельности областного научно-методического
совета;
· осуществляет информационно-методическое
обеспечение деятельности Службы, проводит сбор,
анализ и обобщение данных о состоянии
психологического обеспечения учебно-воспитательной
среды, обобщение передового опыта работы
психологов Ярославской области, создание фонда
научно-методических материалов, видеотеки, баз
данных, компьютерных информационно-поисковых
систем и технологий;
· осуществляет информационно-методическое
обслуживание: организует работу областного
информационно-методического банка
«Психологические ресурсы образования»,
осуществляет выпуск информационных листов и
проспектов, освещает деятельность
психологической службы образования в средствах
массовой информации;
· оказывает методическую помощь вновь
создаваемым и реорганизуемым службам
практической психологии образования области: по
вопросам разработки документации,
консультирования по вновь создаваемым
образовательным программам и проектам;
· обеспечивает органы управления
образованием аналитической информацией о
состоянии службы практической психологии
образования: проводит систематические
исследования проблем службы практической
психологии образования.
Центр «Ресурс» действует преимущественно на
бюджетной основе. При центре могут создаваться
психолого-педагогические консультации,
стационары и полустационары различного типа,
стажировочные и экспериментальные площадки,
временные научные коллективы и творческие
группы для решения проблем в соответствии с
потребностями региона. Создаваемые при центре
подразделения могут финансироваться на
бюджетной, смешанной и коммерческой основе,
использовать деньги фондов, спонсоров и др.
Центр «Ресурс» имеет полиграфическую базу для
выпуска информационно-справочных, нормативных и
методических материалов, периодических изданий (информационных
выпусков) по основным направлениям деятельности.
Для качественного выполнения указанных функций
центр «Ресурс» взаимодействует с ведущими
специалистами вузов, центров практической
психологии и других организаций, занимающихся
данными вопросами.
Государственное
образовательное учреждение Ярославской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, «Центр помощи детям»
(далее — «Центр помощи детям») в рамках
подразделения областной службы практической
психологии, осуществляет следующие направления
деятельности:
· оказывает методическую помощь
образовательным учреждениям, занимающимся
диагностикой, коррекцией и реабилитацией детей,
в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья;
· консультирует психологов, педагогов
по вопросам обучения, воспитания, диагностики,
коррекции, социальной реабилитации детей, в том
числе детей с ограниченными возможностями
здоровья;
· организует постоянно действующие
семинары и стажировки для педагогов-психологов,
учителей-дефектологов образовательных
учреждений;
· осуществляет разработку методических
рекомендаций и программ дополнительного
образования и внеклассной коррекционно-развивающей
работы и содействие специалистам по внедрению
методических разработок в практику;
· осуществляет экспертизу деятельности
районных, городских и школьных психолого-медико-педагогических
комиссий (консилиумов);
· оказывает индивидуально-ориентированную
педагогическую, психологическую, социальную,
правовую и медицинскую помощь детям и подросткам,
имеющим проблемы в обучении, развитии и
социальной адаптации;
· осуществляет установление прав
ребенка на специальное образование и
определение типа учебно-воспитательного
учреждения и условий воспитания, оптимальных для
данного ребенка;
· осуществляет организацию
коррекционно-развивающего и компенсирующего
обучения детей для углубленной диагностики,
пробного обучения или подготовки к обучению и
других форм социальной реабилитации.
В состав «Центра помощи детям» входит научно-исследовательская
лаборатория специального (коррекционного)
образования, целью деятельности которой
является создание модели и разработка
механизмов социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья на уровне
региональной системы образования.
Для качественного выполнения указанных функций
«Центр помощи детям» взаимодействует с ведущими
специалистами Института коррекционной
педагогики Российской академии образования,
факультета психологии Ярославского
государственного университета им. П.Г. Демидова,
других вузов и центров практической психологии.
ГОУ ЯО Институт развития
образования (далее — ГОУ ЯО ИРО), имея в
своем составе кафедры, лаборатории, используя
научный потенциал ведущих специалистов вузов и
центров практической психологии г. Ярославля
и области, реализует следующие функции:
· организует и осуществляет
деятельность по повышению квалификации
педагогических и руководящих работников в
области психологии;
· осуществляет деятельность по
повышению квалификации практических психологов
образования;
· участвует в обобщении опыта работы
служб практической психологии образования
области;
· участвует в осуществлении
психологической экспертизы учебных программ,
дидактических материалов, проектов;
· осуществляет организацию и участие в
исследовательских программах областного уровня,
научно-методической и экспериментальной работе;
· принимает участие в организации
стажерской практики психологов образования;
· осуществляет методическое
консультирование специалистов психологических
центров и служб.
Центр оценки и контроля
качества образования (далее — ЦОиККО),
имея в своем составе собственную
психологическую службу, квалификационные и
экспертные комиссии по аттестации работников
службы практической психологии образования
Ярославской области, входит в систему областной
службы практической психологии.
Деятельность психологической службы ЦОиККО
направлена на психологическое сопровождение
аттестации образовательных учреждений и
специалистов-психологов. Квалификационные и
экспертные комиссии по аттестации работников
службы практической психологии образования
реализуют следующие функции:
· осуществляют аттестацию психологов
образования на высшую квалификационную
категорию;
· осуществляют экспертизу деятельности
психологов, претендующих на получение высшей
категории.
Деятельность комиссий осуществляется в
соответствии с нормативно-правовыми документами
Министерства образования Российской Федерации,
департамента образования Администрации
Ярославской области.
IV. Управление службой
Управление Службой в системе образования
осуществляется по административной и
профессиональной линиям.
4.1. Руководители образовательных учреждений
осуществляют административное управление
деятельностью службы практической психологии
конкретного учреждения, ее финансирование и
материально-техническое оснащение в
соответствии с нормативными документами Службы.
4.2. Административное управление муниципальными
службами практической психологии образования
осуществляется муниципальными органами
управления образованием. Координацией
деятельности, материальным и научно-методическим
обеспечением первичных служб занимается
руководитель (специалист) органа управления
образованием, курирующий вопросы
психологического обеспечения образования,
основными функциями которого являются:
— участие в планировании деятельности служб
практической психологии образовательных
учреждений района, в определении тактики и
стратегии развития системы психологического
обеспечения образования на муниципальном уровне;
— организация контроля и анализа деятельности
служб практической психологии образовательных
учреждений района;
— координация деятельности служб практической
психологии района: организация из
взаимодействия;
— содействие повышению эффективности
деятельности методического объединения
психологов;
— оказание необходимой помощи руководителям
служб практической психологии образовательных
учреждений в укреплении материально-технической
базы (оснащение, оборудование, учебно-методическая
литература) рабочих кабинетов психологов
образовательных учреждений и центров.
4.3. Административное управление службой
практической психологии образования на
областном уровне осуществляется департаментом
образования Администрации Ярославской области.
4.4. При департаменте образования Администрации
Ярославской области создается научно-методический
совет. Решения научно-методического совета
утверждаются директором департамента
образования Администрации Ярославской области.
4.5. Управление Службой на областном уровне по
профессиональной линии осуществляет ГУ
дополнительного образования Ярославский
областной центр профориентации молодежи и
психологической поддержки населения «Ресурс». |